Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Израильская стратегия после российско-грузинской войны

Не важно, что израильтяне делали в Грузии, но конфронтации с Россией они точно не хотели

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
время взглянуть на эту проблему несколько шире. Главными игроками в этой войне, помимо Грузии, были собственно Россия и США. В какой-то степени своими рекомендациями и предостережениями участвовала Европа. Но был и еще один участник, чья роль была не так заметна, - Израиль

Эхо российско-грузинской войны еще звучит, и сейчас самое время взглянуть на эту проблему несколько шире. Главными игроками в этой войне, помимо Грузии, были собственно Россия и США. В какой-то степени своими рекомендациями и предостережениями участвовала Европа. Но был и еще один участник, чья роль была не так заметна, - Израиль. Израильские советники находились в Грузии наряду с американскими, израильские бизнесмены вели там свои дела - словом, еврейское государство имело в Грузии определенное влияние, пусть и несравнимое с американским.

При этом вызывает интерес тот факт, что за неделю до грузинской атаки на Южную Осетию Израиль официально заявил о прекращении продажи вооружений Грузии. Очевидно, что израильтяне знали о том, что произойдет, и не хотели, чтобы это хоть как-то их затронуло. Впоследствии Израиль, в отличие от США, сделал все, чтобы успокоить русских, включая отправку в Москву с горячими заверениями своего премьер-министра Эхуда Ольмерта. Не важно, что израильтяне делали в Грузии, но конфронтации с Россией они точно не хотели.

Объяснить причины, побудившие Израиль проявить себя в Грузии, невозможно вне рассмотрения его геополитической стратегии в целом. Для этого разделим стратегические интересы еврейского государства на четыре взаимосвязанные направления:

1. Палестинский вопрос.

2. Так называемые 'враждебные государства', граничащие с Израилем (Ливан, Сирия, Иордания и Египет).

3. Остальной мусульманский мир.

4. Крупные мировые державы, способные оказывать влияние на вышеуказанные направления.

Палестинский вопрос

Здесь важно понять, что палестинцы не представляют угрозы существованию еврейского государства. Их способность вызывать жертвы среди населения Израиля является раздражающим фактором для последнего, но угрожать всему государству не в их силах. Кроме того, палестинцы разделены между собой. Есть движения ФАТХ и ХАМАС, ни одно из которых не представляет весь народ целиком.

Враждебные государства

Египет и Иордания формально уже заключили перемирие с Израилем. Иордания фактически стала союзником израильтян, а отношения с Египтом на публике более прохладные, чем на самом деле. Что касается Сирии, то она в одиночку не сможет развязать войну против Израиля и выжить в ней. Ее первоочередные интересы лежат в Ливане, а если Дамаск и действует против еврейского государства, то делает это через посредников, таких как ливанское движение 'Хезболла'. От него и исходит единственная здесь угроза Израилю. К этому можно добавить разве что возможность получения Сирией химического или ядерного оружия.

Остальной мусульманский мир

Здесь положение Израиля еще более безопасно, чем считает он сам или его враги. Тель-Авив имеет стратегические отношения с Турцией и Марокко, а также превосходные связи с аравийскими монархиями. В 70-е и 80-е годы израильская разведка не раз снабжала эти страны информацией, которая помогла предотвратить убийства и мятежи, замышлявшиеся на их территории все теми же палестинцами, в частности активистами ФАТХ.

Более того, Израиль ведет активную бизнес-деятельность на Аравийском полуострове, пусть и через американских и европейских подрядчиков. Об этом известно всем заинтересованным сторонам, однако правительства как еврейского государства, так и этих аравийских стран столкнулись бы с серьезными внутренними проблемами, если бы решили афишировать свои отношения.

Есть интересная идея, что если Израиль освободит оккупируемые им территории для создания государства Палестина, то весь мусульманский мир сразу же изменит свое отношение к нему в лучшую сторону. Такая точка зрения общепринята в Европе. Однако есть страны, чье враждебное отношение к Израилю не изменится ни при каких условиях - это Иран. И здесь дело не в изменении границ еврейского государства, а в самом факте его существования.

Крупные мировые державы

Израиль и здесь чувствует себя неплохо. Он всегда нуждался в иностранных источниках вооружений и технологий, учитывая, что потребности его национальной безопасности всегда превосходили внутренний промышленный потенциал страны. Первым покровителем Израиля стал Советский Союз, надеявшийся тогда получить опору на Ближнем Востоке. Затем появилась Франция, видевшая в Израиле своего союзника на алжирском и египетском направлениях. Наконец, после 1967 года, на помощь еврейскому государству пришли США.

Однако с тех пор отношения с США стали терять свою важность для Израиля. Объем ежегодной помощи Америки еврейскому государству, составляющий около 2,5 миллиардов долларов, за все эти годы почти не изменился. Он не корректировался с учетом инфляции и со временем стал напоминать показатель роста ВВП Израиля, снизившийся с 20 процентов в 1974 году до 2 процентов в настоящее время. Зависимость Тель-Авива от Вашингтона ослабла и стала ненавязчивым удобством. Израиль держится за американскую помощь, чтобы сохранить за США ответственность за его безопасность. Иными словами, для Израиля это политический и психологический ход, нежели истинная потребность в экономической и силовой поддержке.

Таким образом, здесь Израиль сталкивается лишь с двумя угрозами. Первая - это возможность получения ядерного оружия одной из держав, сдержать которую будет невозможно, иными словами нацией, готовой совершить самоубийство ради уничтожения Израиля. Судя по всему, этой державой может стать все тот же Иран. Но учитывая, что иранцы далеки от получения готового ядерного оружия, а их риторика по этому поводу, как и любая на Ближнем Востоке, не должна восприниматься в серьез, Иран - это не та угроза, на которой Израилю сейчас стоит сосредотачиваться.

Вторую угрозу представляет шанс появления крупной силы, готовой проникнуть, открыто или завуалировано, в регион в погоне за своими интересами и тем самым переопределить возможные угрозы, с которыми может столкнуться Израиль. Главный кандидат на эту роль - Россия.

Во времена холодной войны СССР придерживался стратегии подрыва американских интересов в регионе. Следуя ей, Союз активизировал отношения с государствами и группами, способными стать непосредственной угрозой еврейскому государству. После развала союзного государства никто не был готов к проникновению на Ближний Восток в такой же степени, как эта страна. Китай, например, абсолютно не заинтересован в конфронтации с США в регионе, в равной степени питающем обе страны нефтью. Китаю дешевле обойдется покупать эту нефть как раньше, нежели вступать со своим главным торговым партнером в борьбу за эту сферу влияния. Не способна на это и ни одна из европейских стран, в одиночку не обладающих достаточной военной мощью, а так называемая 'Единая Европа' - это не более, чем геополитический миф. Единственная страна, способная поставить под угрозу баланс сил на израильских картах, - это Россия.

Израиль опасается, что если Россия вступит в противостояние с США, то начнет помогать враждебным США ближневосточным режимам, в первую очередь Сирии и Ирану. Еще более пугающей для израильтян является мысль, что Россия вновь начнет скрыто действовать в Египте, заменит набивший оскомину режим президента Мубарака на более дружественный себе и вооружит его. Кошмар Израиля это не Иран, а перевооруженный, мотивированный и враждебно настроенный Египет, за которым стоит крупная держава.

Русские на нацелены на Израиль как таковой, для них это отвлекающий маневр. Однако в поиске способов поставить под угрозу интересы американцев на Ближнем Востоке русские могут подорвать достаточно безопасную для еврейского государства позицию в этом регионе.

И здесь мы возвращаемся к тому, что же все-таки делал Израиль в Грузии. Нет, он не пытался обзавестись военно-воздушными базами, с которых можно было бы бомбить Иран. Для их обслуживания понадобился бы многотысячный израильский персонал. Кроме того, Турция должна бы была открыть для этого свое воздушное пространство, что маловероятно. Плюс ко всему, если бы такой план и был, то логическим шагом Израиля стало бы его препятствование атаки Грузии на Южную Осетию.

Израиль был в Грузии для того, чтобы совместно с США попытаться помешать России вновь стать крупной мировой державой. Механизм осуществления этого заключается в оказании поддержки странам постсоветского пространства, враждебно настроенных по отношению к Москве, и отдельным людям внутри России, выступающих против курса, который проводит премьер-министр Путин.

Как только Израиль почувствовал приближение конфликта в Южной Осетии, он, в отличие от США, кардинально сменил свою политику. В то время как Вашингтон делал все более резкие заявления накануне войны, Тель-Авив прекратил продажу оружия Грузии. После войны израильтяне начали проводить линию, нацеленную на то, чтобы снизить опасения России. В какой-то момент Израиль стал заботиться о том, чтобы Россия не считала его своим врагом, больше, чем об ублажении США. Пока вице-президент США Дик Чейни выдвигал смутные угрозы в адрес Москвы, Ольмерт заверял ее в том, что причин бояться Израиля у нее нет, а посему она не должна продавать оружие Сирии, Ирану, ливанскому движению 'Хезболла' или еще кому-нибудь из врагов еврейского государства.

Интересно, что когда американцы начали выдавать информацию о том, что Россия, якобы, продает оружие Сирии и 'Хезболле', Израиль старательно избегал этой темы. Израильтянам легче примириться с наличием определенного оружия в руках 'Хезболлы', нежели с переворотом в Египте и последующим появлением там российских военных советников. Первый вариант для израильтян лишь неудобство, второй же - потенциальная угроза. Возможно, Россия еще даже не настроена действовать в этом направлении, однако Израиль не ждет, пока ситуация выйдет из-под его контроля.

Резюмируя все перечисленное, Израиль контролирует ситуацию с палестинцами и свои отношения с пограничными государствами. Его позиция в остальном мусульманском мире гораздо лучше, чем может показаться. Единственный враг здесь - это Иран, хотя представляемая им угроза не так очевидна, как об этом заявляет Тель-Авив. А вот возможность вмешательства России в дела Ближнего Востока и, в частности, Сирии и Египта пугает израильтян по-настоящему. Поэтому Израиль и сменил молниеносно свою политику в Грузии. Это, конечно, может вызвать трения с США, хотя американо-израильские отношения уже не те, что были прежде.

Джордж Фридман - американский политолог и писатель, основатель и исполнительный директор частной аналитической корпорации 'Stratfor'

Перевод: Алексей Фаезов

* * * * * * * * *

Саакашвили: Мы перестали быть марионетками кремлевских му...ов (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! ("Квела сиахле", Грузия)

Анатомия московской лжи (Сообщество читателей ИноСМИ)

Из Тацита: "Саак Свирепый, Царь Колхов"(Сообщество читателей ИноСМИ)

_______________________________________________

Будем откровенны: война в Грузии это не наша война ("The Jerusalem Post", Израиль)

Наши друзья в Грузии ("Haaretz", Израиль)

С каких это пор Грузия стала пятьдесят первым штатом США? ("The Guardian", Великобритания)