From Thursday's Globe and Mail
'Русские идут! Русские идут!' - этот тревожный клич из эпохи 'холодной войны' в последний месяц часто звучит на Западе. На первый взгляд, тревога кажется оправданной. После своего непростительного вторжения в Грузию российские лидеры пригрозили Польше, агрессивно высказывались в отношении Украины и объявили о размещении военно-морских сил на Ближнем Востоке и в Карибском море.
От Москвы всегда можно ожидать худшего. Но неверен вывод о том, что события, происходящие начиная с августа этого года, свидетельствуют о воскресении русского медведя и возврате к конфронтации в стиле 'холодной войны'.
Несмотря на хвастовство Кремля, Россия - это по сути, бедная, слабая страна. Если не считать энергетического сектора, на который приходится не менее 40 процентов доходов бюджета, то ее экономика представляет собой довольно убогое зрелище. Даже российские компании нефтегазовой сферы неспособны разрабатывать ресурсы без западного капитала и опыта и зависят от европейских рынков. Если цены на энергоносители продолжат свое начавшееся недавно снижение, то президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, возможно, придется вести себя поскромнее.
Еще менее обнадеживающе выглядят основания внешней политики этой страны. Возможно, ее войска, вторгшиеся в Грузию, могли внушать страх, но обычные вооруженные силы России - не ровня натовским или, с другой стороны, китайским. Значительная часть флота ржавеет у причалов в Мурманске. Стратегический потенциал - крупный арсенал ядерного оружия - вряд ли станет важным фактором в будущих конфликтах.
Кроме того, у Москвы практически отсутствуют достойные союзники. Хотя у нее есть дружественные отношения с рядом мелких политиканов наподобие венесуэльского правителя Уго Чавеса, попытки налаживания партнерства с Китаем, по большому счету, провалились. Оказалось, что лидеры Пекина совсем не сочувственно относятся к сентиментальным рассуждениям о самоопределении народов, которыми была обставлена грузинская кампания.
Иными словами, вопреки мнению некоторых, Россия не представляет стратегической угрозы интересам Запада. Несмотря на дерзкие заявления, в долгосрочном плане Кремль просто не может позволить себе порождать излишний антагонизм со стороны международного сообщества, что четко показала война в Грузии. По оценкам банкиров, с начала конфликта из России было выведено до 20 миллиардов долларов, а в результате индексы российского фондового рынка достигли самой низкой отметки за несколько лет. Капитализм требует от российского руководства приличного поведения.
Осознание очевидной слабости России должно двояко повлиять на реакцию Запада на ее непреклонность.
Во-первых, у международного сообщества нет причин делать вид, что в отношениях с Москвой ему нужно поступать крайне осторожно. Россия нисколько не напоминает Советский Союз. Она может создавать неприятности, но вряд ли начнет мировую войну.
Во-вторых, зависимость России от западных рынков и инвестиций должна использоваться и как кнут, и как пряник. Запад нужен России гораздо больше, чем Россия - Западу, и ее лидеры игнорируют этот факт исключительно на свой страх и риск.
* * * * * * * * * *
Из Тацита: "Саак Свирепый, Царь Колхов" (Сообщество читателей ИноСМИ)
Даже сам Влад Дракула не спасет Россию (Сообщество читателей ИноСМИ)
Саакашвили: Мы перестали быть марионетками кремлевских му...ов (Сообщество читателей ИноСМИ)
Сергей Доренко: Нам принесут Грузию в подарочной упаковке (Сообщество читателей ИноСМИ)
_______________________________
Лучший способ вести дела с Россией ("The Financial Times", Великобритания)
Рынок поставит путинизм на место ("The Wall Street Journal", США)
Запад должен приструнить Россию экономикой ("The Financial Times", Великобритания)