Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лавров: Берите пример с России и признайте реалии

Если США и Польша действительно заинтересованы в том, чтобы гарантировать ненаправленность европейской базы ПРО против России, то мы по-прежнему готовы рассмотреть их конкретные предложения. Однако речь должна идти именно о гарантиях, а не о косметических

Лавров: Берите пример с России и признайте реалии picture
Лавров: Берите пример с России и признайте реалии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Потенциал огромен. Он вобрал в себя все то позитивное, что было накоплено за нашу совместную многовековую историю. В ней, уверен, было больше светлых страниц, хотя некоторые наши оппоненты и пытаются убедить в обратном. Взять хотя бы совместную борьбу наших народов против нацизма, о которой напоминают сотни могил советских воинов-освободителей, покоящихся в польской земле. Признательны полякам за бережное отношение к ним.

Нижеследующий текст, написанный по-русски, мы получили от министра Лаврова через посольство в Варшаве. Мы могли добавить лишь два собственных вопроса, на которые глава МИД России ответил письменно. Публикуем их под статьей министра.

Перспективы развития российско-польских отношений

Потенциал огромен. Он вобрал в себя все то позитивное, что было накоплено за нашу совместную многовековую историю. В ней, уверен, было больше светлых страниц, хотя некоторые наши оппоненты и пытаются убедить в обратном. Взять хотя бы совместную борьбу наших народов против нацизма, о которой напоминают сотни могил советских воинов-освободителей, покоящихся в польской земле. Признательны полякам за бережное отношение к ним.

Наш товарооборот достиг 18 млрд. долл. и продолжает динамично расти. С успехом прошел Сезон российской культуры в Польше, фестиваль российской песни в Зеленой Гуре. Сегодня в рамках Сезона польской культуры у нас выступают замечательные творческие коллективы из вашей страны. В октябре в России пройдут Дни польской науки.

Да, у нас есть различия в подходах к ряду актуальных международных проблем. Сожалеем, что польское руководство дало согласие на размещение элементов стратегической системы ПРО США вблизи российских границ.

Не разделяем оценки, выражаемой многими польскими политиками, относительно грузино-югоосетинского конфликта. Агрессия со стороны режима Саакашвили вынудила Россию принять адекватные военно-политические меры. Они были направлены на отражение вторжения, защиту миротворцев и мирных жителей, предотвращение геноцида, угрожавшего народу Южной Осетии.

Действия России на всех этапах конфликта в политическом и военном измерении отвечали масштабу угрозы, гарантировали невозобновление агрессии. Дальше этого мы не шли. Надеемся, что объективная, неискаженная информация - а она имеется в изобилии - позволит западным партнерам разобраться в том, что произошло и происходит в регионе.

При осуществлении нашей внешней политики неукоснительно руководствуемся пятью принципами, сформулированными Президентом Д.А.Медведевым. * верховенство международного права, * многополярность современного мира, * готовность развивать дружеские отношения со всеми странами, включая Польшу, * защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились, и, наконец, * особое внимание к тем регионам, в которых у России есть собственные привилегированные интересы.

Убеждены - это понятная основа для углубления международного партнерства.

Отношения Россия-ЕС в сложившейся ситуации

Мы, разумеется, не в восторге от решения Евросоюза отложить переговоры по новому соглашению о партнерстве Россия-ЕС. Однако в то же время мы видим, что возобладала линия на строительство стратегического партнерства на основе взаимовыгодных интересов.

Важно, что большинство государств-членов ЕС на саммите 1 сентября в Брюсселе проявили ответственный подход, хорошо осознавая значение сотрудничества с Россией, в рамках которого немало достигнуто за последние годы.

С единой Европой нас связывают экономическая взаимодополняемость, общие цивилизационные ценности и подходы, у нас общее историческое наследие и, несомненно, общее будущее. Ведь Россия всегда была частью европейской цивилизации. Ясно, что взаимодействие с ЕС является одним из ключевых направлений нашей внешней политики.

Как глобальные игроки Россия и ЕС взаимозависимы, наша безопасность неделима. Поэтому мы считаем необходимым рассматривать вопросы европейской безопасности и стабильности комплексно, не отгораживаясь от таких тем, как, например, создание элементов американской ПРО в Восточной Европе или ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе [сокращенно ДОВСЕ; Россия приостановила свое участие в Договоре, потому что Запад возражал против увеличения численности российских сил на Кавказе].

Высоко оцениваем усилия французского председательства в ЕС и лично президента Франции, благодаря которым был выработан план Медведева-Саркози из шести пунктов, который был одобрен 12 августа в Москве и должен неукоснительно претворяться в жизнь. Мы все взятые на себя обязательства выполнили.

Своей агрессией против Южной Осетии, нарушением своих международных обязательств тбилисское руководство само поставило крест на территориальной целостности Грузии. Призываем наших партнеров последовать примеру России и признать эту новую реальность.

Расцениваем как совершенно несостоятельные заявления лидеров отдельных государств относительно 'имперской' и 'ревизионистской' политики России. История учит тому, что мы всегда вставали на сторону слабого, даже рискуя вызвать гнев тех или иных государств-гегемонов. Моральная правота нашей позиции неоспорима.

Влияние размещения противоракетной базы в Польше на российско-польские отношения

Элементарный военный анализ показывает, что европейская база глобальной ПРО США не имеет и еще долгие годы не будет иметь иных целей, кроме российских ракет. Думаем, что любому непредвзятому эксперту понятно: никакой ракетной угрозы Европе, а уж тем более самим Соединенным Штатам от Ирана не исходит.

Мы провели с Варшавой серию консультаций, подробно представили наши и зарубежные оценки планов создания элементов системы ПРО в Польше и Чехии. Выражаем сожаление в связи с тем, что польское руководство все-таки приняло решение предоставить свою территорию для размещения американских ракет-перехватчиков.

Поясню подробнее нашу позицию. Многие десятилетия основу стратегической стабильности и безопасности составлял паритет между Россией и США в сфере стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. Однако в последние годы американская администрация взяла курс на слом такого паритета, получение односторонних преимуществ в стратегической сфере.

Суть проблемы не сводится только к глобальной ПРО. Отмечаем также нежелание США оставаться в рамках договоренностей об ограничении стратегических наступательных вооружений, реализацию концепции 'глобального молниеносного удара', развитие проектов выведения ударных видов оружия в космос. Безопасность Европы, да и самой Польши, это, понятно, не укрепит.

Очень жаль, что Варшава, возможно, не до конца осознавая последствия своего решения, позволила втянуть себя в попытки поломать паритетный характер российско-американских договоренностей в сфере стратегической стабильности. Хотелось бы, чтобы польские коллеги понимали, что, помимо получения политических и военных выгод от установления 'особых союзнических отношений' с США, им придется делить ответственность за связанные с этим риски. Насколько они оправданы - решать польской стороне. Мы в принципе против того, чтобы наши отношения с третьими странами были функцией российско-американских разногласий.

Оставляем открытой дверь для серьезных переговоров. Если США и Польша действительно заинтересованы в том, чтобы гарантировать ненаправленность европейской базы ПРО против России, то мы по-прежнему готовы рассмотреть их конкретные предложения. Однако речь должна идти именно о гарантиях, а не о косметических политических жестах.

Российско-польские отношения в контексте энергетической политики России

Россия, обладая огромными запасами энергоресурсов, занимает одно из ключевых мест в мировой энергетике.

Российско-польское сотрудничество в топливно-энергетической сфере является основой двусторонних торгово-экономических отношений. На него приходится свыше 85% российского экспорта в Польшу. За счет импорта углеводородов из России удовлетворяется 97% потребностей Польши в нефти и более 60% в природном газе. К тому же Польша для нас - один из важнейших партнеров, обеспечивающих транзит российских энергоресурсов в Западную Европу. Транзитом через Польшу в 2007 году прокачано свыше 21 млн. тонн нефти.

Россия заинтересована в надежных и бесперебойных поставках энергоносителей в Европу. Отсюда - наша нацеленность на создание Северо-Европейского газопровода. Реализация этого общеевропейского проекта, давно одобренного Еврокомиссией, не только позволит увеличить объем экспорта газа в Европу, но также будет способствовать укреплению инфраструктуры энергетического сотрудничества России с Европейским Союзом.

Газопровод 'Nord Stream' не ущемляет интересы Польши. Никакого сокращения транзита по традиционным направлениям экспорта российского газа через Польшу, Украину и Белоруссию не планируется и не будет. А что касается выбора его маршрута, то наша страна как поставщик газа оставляет это право за собой. Главными критериями соответствующего решения являются экономическая эффективность проекта, его надежность и безопасность, в том числе экологическая.

Считаем, что в современном мире экономическая безопасность неделима. Производители, потребители энергии и страны транзита, образно выражаясь, находятся в одной лодке и, следовательно, могут обеспечить такую безопасность лишь действуя по-партнерски, сообща или, по крайней мере, не друг против друга. С теми, кто разделяет этот наш подход - а таких в Европе большинство - мы легко находим общий язык.

Вопрос 'Газеты': Не боится ли Россия изоляции?

Вацлав Радзивинович (Waclaw Radziwinowicz): В ходе многолетних конфликтов на Балканах и в Чечне Россия неизменно защищала принцип верховенства территориальной целостности над стремлением национальных меньшинств к самоопределению. В случае конфликта в Грузии была занята диаметрально противоположная позиция. Можно ли считать, что это изменение носит лишь временный, конъюнктурный характер? Вернется ли Москва к своей прежней позиции, если какой-либо из народов Российской Федерации выразит желание получить независимость от нее?

Министр Сергей Лавров: Россия всегда выступала и выступает за неукоснительное соблюдение международного права. И, руководствуясь именно этим принципом, мы реагировали на события в Южной Осетии. Грузия совершила вероломное агрессивное нападение на российских миротворцев, которые находились там на законных основаниях, на граждан России и население Южной Осетии, что привело к многочисленным жертвам и разрушениям.

Россия использовала свое неотъемлемое право на самооборону на основании статьи 51 Устава ООН, которая признает такое право за государством в случае вооруженного нападения на него, что полностью подпадает под определение 'агрессии', принятое ООН в 1974 году.

Принципы самоопределения и территориальной целостности в международном праве имеют равноценное значение и одинаково важны. Они диалектически взаимосвязаны. Это прямо подтверждается в Декларации ООН 1970 года о принципах международного права, касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и закреплено в Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Мы, безусловно, признаем оба этих принципа, исходя из норм международного права и вышеупомянутых документов.

Южная Осетия и Абхазия являлись фактически независимыми государствами. Совершенно легитимно - согласно закону СССР от 3 апреля 1990 года - эти автономные республики самоопределились и вышли из состава Грузии. Правомерность этого нельзя оспаривать, поскольку сама Грузия вышла из состава СССР согласно тому же закону.

Южная Осетия и Абхазия провели референдумы, их народы провозгласили независимость, приняли конституции, создали парламенты и правительства, которые осуществляли власть на своей территории.

В течение последних 15 лет обе республики пользовались определенными правами, например, правом участвовать в международных отношениях, хотя не в таком объеме, как члены ООН - полноценные субъекты международного права, а в качестве международно-признанных сторон конфликтов. Конституция нынешней Грузии на их территории перестала действовать.

В отношении принципа территориальной целостности в Декларации 1970 года подчеркивается, что государство обладает территориальной целостностью, если оно соблюдает права народов, проживающих на этой территории, не предпринимает действий, нарушающих эти права. А руководители Грузии неоднократно предпринимали попытки подчинить себе Южную Осетию при помощи силы, всячески ограничивали и дискриминировали ее жителей, вплоть до массовых убийств, то есть грубо попирали основополагающее право на жизнь.

С учетом этого нельзя говорить об изменении позиции России в отношении базисных принципов международного права. Исходим из того, что в Косово, которое некоторые западные страны признали в качестве субъекта международного права, не существовало таких юридических, исторических и иных факторов для самоопределения по сравнению с теми, которые были и есть у Южной Осетии и Абхазии.

Белград выполнял все свои обязательства, одобренные международным сообществом в 1999 году, не пытался после этого применять силу против Косово. Тбилиси, напротив, постоянно нарушал свои обязательства по урегулированию конфликта, согласованные после развязанной Грузией в начале 1990-х годов войны против Абхазии и Южной Осетии, не раз прибегал к вооруженным провокациям, а в ночь на 8 августа растоптал все имевшиеся соглашения и начал новую войну против Южной Осетии, запланировав аналогичный блицкриг против Абхазии.

Абсолютно некорректна и ваша аналогия с ситуацией в Чечне, которая в 1998 году получила фактическую независимость, была предоставлена самой себе и превратилась в прибежище международных террористов, а через год начала прямую агрессию против российской республики Дагестан.

В случае с Абхазией и Южной Осетией все было с точностью до наоборот. Они не были источником террористической или какой-то иной угрозы для Грузии, никогда не нападали на нее, не покушались на грузинские земли. А Тбилиси все годы после распада СССР неоднократно предпринимал против них силовые действия, кульминацией которых стала бомбардировка спящего города Цхинвали в ночь на 8 августа.

Если бы мы не остановили войну, не встали на защиту Абхазии и Южной Осетии, то российская власть расписалась бы в своей неспособности выполнять Конституцию России и ее международные обязательства.

Действия российских подразделений в Грузии, которые разрушали эту страну уже после заключения неформального перемирия, а также воинственная риторика московских политиков привели к тому, что в мире, в том числе, в странах, симпатизирующих России, Вашу страну вновь воспринимают как агрессивного и опасного соседа. В свою очередь, Россия делает вид, будто она может пренебречь этой критикой. Действительно ли Ваша страна может не опасаться изоляции?

- Не могу согласиться с Вашей оценкой отношения к России в мире. Да, есть и политики, и журналисты, которые хотели бы представить ситуацию именно так и пытаются навязать свою точку зрения остальным. В основе этого - либо непонимание происходящего, либо намеренное и недобросовестное искажение очевидных фактов.

Руководство Грузии совершило акт агрессии, стремясь военным путем распространить свою юрисдикцию на Южную Осетию, находившуюся под защитой одобренных ОБСЕ соглашений об урегулировании конфликта. Грузинские ракетные установки 'Град', боевая авиация бомбили югоосетинский народ, который, как заявлял М.Саакашвили, он считает частью своей страны. Тем самым тбилисский режим сам, своими руками сделал вопрос о территориальной целостности Грузии более не актуальным. Таковы реалии, которые всем рано или поздно придется признать.

Комментарии действий наших подразделений в Грузии после прекращения огня, равно как и якобы воинственной риторики российских политиков оставляю на Вашей совести. Есть факты, ежедневно представлявшиеся в ходе пресс-конференций в Москве, есть свидетельства очевидцев, российских и иностранных журналистов, работающих в Южной Осетии, есть впечатления представителей ООН, Совета Европы, Международного Красного Креста и других международных организаций, посещавших Цхинвали.

Изоляция России, одного из центров формирующегося многополярного мира, невозможна в принципе. Так же, как изоляция США, Европы, Китая, других ведущих государств.

Надеюсь, что прагматизм, здравый смысл, позитивный - без иллюзий и самообмана - подход победят в международных отношениях, как это уже бывало не раз. Решения Европейского Союза - как раз свидетельство того, что разумная, реалистичная точка зрения возобладала.

Официальный сайт МИД РФ

************

Валерия Новодворская: У меня вопросы к тем, кто одной со мной крови (Сообщество читателей ИноСМИ)

Вопли об империи (Сообщество читателей ИноСМИ)

Я тебя убью. Но не сегодня (Сообщество читателей ИноСМИ)

Живым или мертвым (Сообщество читателей ИноСМИ)

_______________________________

Россия, заслуживающая уважения ("Newsweek", США)

Антироссийская истерия: краткая история ("Moscow News", Россия)

Россия и новый демократический реализм ("The Financial Times", Великобритания)