МОСКВА - На пике кризиса из-за августовского вторжения России в Грузию премьер-министр Владимир Путин созвал руководителей самых влиятельных газет и вещательных компаний страны на закрытое совещание, которое прошло в черноморском курортном городе Сочи.
Кремль контролирует значительную часть российских средств массовой информации, и Путин время от времени встречается с дружественно настроенными ведущими журналистами, чтобы ответить на вопросы и дать руководящие указания по поводу информационного освещения событий. Однако 29 августа, впервые за пять лет, он пригласил на эту встречу главного редактора радиостанции 'Эхо Москвы' - единственной, регулярно представляющей в эфире голоса оппозиции.
По словам присутствовавших на совещании людей, а также тех, кто получил о нем информацию, Путин в течение нескольких минут распекал редактора перед его коллегами. Он подверг критике то, как 'Эхо Москвы' освещала войну с Грузией, читая выдержки из досье стенограмм и указывая на то, что считал ошибками.
'Меня не интересует, кто говорил эти вещи. Вы отвечаете за все, происходящее на радиостанции. Я не знаю, кто они, но я знаю, кто вы', - так, по словам одного из участников, Путин заявил редактору Алексею Венедиктову.
Намек трем десяткам собравшихся на встрече руководителей был ясен. Поскольку Россия оккупирует часть Грузии, и попала в ловушку самого серьезного со времен 'холодной войны' конфликта с Западом, им следует особенно бдительно относиться ко всему, что правительство считает нежелательным.
Когда Путин четыре месяца назад передал бразды президентского правления своему протеже Дмитрию Медведеву, возникли робкие надежды на то, что Кремль ослабит свою жесткую хватку в сфере внутренней политической жизни. Но продолжающееся противостояние с Западом положило конец этим разговорам и вызвало опасения в том, что вместо послаблений начинается поворот в сторону усиления репрессий.
Прокуратура начала расследование, пытаясь выяснить, не передавала ли радиостанция в эфир речи 'экстремистского' содержания. А в неспокойной Ингушетии милиция застрелила одного из ведущих представителей оппозиции.
Кроме того, многое говорит о том, что набирает обороты кампания по подрыву репутации неправительственных организаций. Выступая на прошлой неделе перед группой зарубежных политологов, Путин сказал, что России пришлось начать свои действия в Грузии, потому что определенные 'неправительственные организации в некоторых республиках' воспользовались данным кризисом для оправдания сепаратизма в российской части северокавказского региона.
Внутри страны следствием грузинской войны стало также усиление настороженности и беспокойства журналистов, активистов общественных организаций и всех тех, кто работает 'на грани' дозволенного Кремлем - и кто всего месяц с небольшим назад с оптимизмом ожидал ослабления ограничений.
'Когда Медведев пришел к власти, мы начали надеяться на новую оттепель, - говорит Марианна Максимовская - заместитель главного редактора телеканала РЕН ТВ, который часто дает в эфир материалы с критикой властей, - но после войны в Грузии людей очень беспокоит новое ужесточение в стране'.
По словам Юрия Самодурова, руководившего раньше Музеем Андрея Сахарова, который посвящен памяти советского диссидента, один известный продюсер отказался недавно от создания документального фильма о советской эпохе для этого музея. 'До войны она была согласна делать его, но затем сказала, что теперь боится, - заявил он, - ситуация меняется, и она ощущает эти изменения'.
По словам Самодурова, музей также стал действовать более осторожно. На протяжении нескольких лет на его здании висел плакат в осуждение затяжной войны России в Чечне. После вторжения в Грузию Самодуров хотел выставить еще один плакат жесткого содержания, но музей решил убрать старый плакат и не вывешивать на его месте новый. 'Просто сейчас не время это делать, - говорит нынешний директор Сахаровского центра Игорь Веретильный, - мы стараемся быть осторожными'.
За восемь лет пребывания на президентском посту Путин усилил контроль за органами власти, средствами массовой информации и крупным бизнесом. Многие аналитики говорят, что он по-прежнему главный лидер страны, несмотря на уход с поста президента, который теперь занимает Медведев - мало кому известный чиновник и бывший преподаватель права, избранный Путиным в качестве преемника.
Победив на выборах, тщательно организованных Кремлем, Медведев немедленно назначил Путина премьер-министром.
Но хотя Медведев позиционирует себя как приверженец Путина, в некоторых кругах с его приходом появилась надежда, потому что новый президент пообещал бороться с коррупцией, помогать малому бизнесу, отстаивать права человека и власть закона. В качестве одного из первых своих шагов Медведев создал аналитический центр под названием Институт современного развития, который призван помогать ему в выработке внутренней политики. Он также собрал группу либерально мыслящих ученых, выступающих за программу экономических и демократических реформ.
'Весной у нас были надежды, что мы вступаем в новый этап, - сказал экономист Евгений Гонтмахер, которого Медведев пригласил в состав руководства этого института, - мы надеялись на определенные демократические изменения'.
По словам Гонтмахера, и он, и другие люди думали, что Медведев пытается создать базу политической поддержки таким действиям, и что Путин остался на посту премьер-министра, чтобы помочь ему. Но грузинский кризис опроверг эти расчеты. Более вероятно, что руководство отложит реформы, и будет усиливать позиции влиятельных руководителей и государственных корпораций, выступающих против перемен.
'Это опасная ситуация', - сказал Гонтмахер, предупредивший, что с появлением на горизонте экономических проблем - замедление промышленного роста, быстрый рост инфляции - у Медведева и Путина может возникнуть искушение использовать кризис в Грузии для отвлечения внимания недовольного общества от экономики.
Некоторые аналитики по-прежнему считают, что оттепель при Медведеве возможна. Они заявляют, что во время грузинского кризиса президент набрал политический капитал, выступив как жесткий и решительный руководитель. Хотя Путин все еще намного более популярен, рейтинги популярности Медведева тоже резко пошли вверх, и теперь общенациональное телевидение уделяет ему больше времени, нежели Путину.
Но другие аналитики утверждают, что кризис показал отсутствие у Медведева должного авторитета и влияния. Особенно это проявилось после подписания соглашения о прекращении огня с Грузией, когда Медведев продемонстрировал неспособность либо нежелание добиться от своих военных выполнения его условий. По словам Гонтмахера, некоторые официальные лица говорили ему, что главной движущей силой при принятии ключевых решений во время кризиса был Путин.
Известная журналистка Евгения Альбац, которая ведет передачу на радиостанции 'Эхо Москвы', сказала, что хотя средства массовой информации уделяют Медведеву большое внимание, он выглядит как пресс-секретарь Путина. Демократические реформы, добавляет она, принимать будет трудно, потому что Кремль изображает Запад в грузинском кризисе в качестве врага, а такие реформы ассоциируются с Западом.
'Все надежды исчезли, - говорит она, - в основе своей большая часть либералов пытается сейчас понять, не начинается ли в нашей истории период репрессий. Это значит, что могут исчезнуть остатки свободных СМИ. Мы не знаем, сохранит ли 'Эхо Москвы' свое существование через месяц'.
Главный редактор радиостанции Венедиктов подтвердил, что Путин вызывал его в Сочи на ковер. По его словам, Путин перечислил проблемы радиостанции в освещении грузинской войны, в том числе, заявление одного репортера, который назвал российских солдат вражескими войсками, а также сообщение о перемещении войск, которое было основано только на грузинской информации.
'Было неприятно выслушивать публичный выговор, но еще более неприятно признавать ошибки, потому что ошибки, к сожалению, были', - сказал Венедиктов, добавивший при этом, что Путин не выделял никаких журналистов и не предъявлял никаких требований.
По словам Венедиктова, он не согласен с некоторыми претензиями Путина, и у него была возможность объяснить свою позицию. Он также сказал, что Путин во время закрытого совещания еще более жестко выразил свое недовольство работой радиостанции. В подробности той беседы Венедиктов вдаваться не стал.
Радиостанция продолжает работать, как и прежде, и выпускает в эфир высказывания с критикой в адрес Кремля. Но Венедиктов признает, что 'ситуация осложнилась' в связи с возросшим вниманием властей. 'Это значит, что мы должны работать еще более профессионально, еще более аккуратно', - говорит он.
Через день после встречи с Путиным Венедиктов запретил политику-диссиденту Валерии Новодворской появляться на радиостанции до конца года после того, как она в прямом эфире высказалась в защиту чеченского сепаратиста, участвовавшего в 2004 году в захвате бесланской школы, в результате которого погибло 334 человека. Он также объявил, что ведущая программы радиостанции и критик Кремля Юлия Латынина на несколько недель уезжает из страны по делам и в отпуск, в связи с чем в эфире появляться не будет.
Латынина попала в поле зрения прокуратуры южной провинции Дагестан, которая проводит расследование по вопросу о том, не нарушила ли радиостанция закон, запрещающий 'публичное подстрекательство к экстремистской деятельности через средства массовой информации'. Об этом 27 августа сообщило государственное информационное агентство 'РИА Новости'.
Согласно сообщениям двух журналистов, давление на 'Эхо Москвы' после встречи с Путиным усилилось. Высокопоставленные государственные чиновники гневно отреагировали на сообщение радиостанции о гибели лидера оппозиции в Ингушетии Магомеда Евлоева, которого 31 августа убили в милицейской машине выстрелом в голову.
Власти утверждают, что Евлоева застрелили, когда тот попытался выхватить пистолет у находившегося вместе с ним в машине милиционера. Но лидеры оппозиции говорят, что убийство это - пример того, насколько осмелели сторонники жесткой линии в государственном аппарате после грузинского кризиса. Коллега Евлоева Магомед Хазбиев, выступая на 'Эхо Москвы', обвинил российские власти в геноциде, проводимом в Ингушетии. Он сказал, что если такая политика будет продолжаться, то 'нам придется попросить Европу или Америку отделить нас от России'.
По словам оппозиционных активистов, бывший офицер КГБ Мурат Зязиков, которого Кремль назначил президентом Ингушетии и которого обвиняют в проведении кампании похищений и убийств оппонентов, воспользовался грузинским кризисом как шансом для безнаказанных действий против Евлоева и прочих. Так, Хазбиев рассказал, что буквально через несколько дней после начала войны в Грузии спецназовцы Зязикова открыли пулеметный огонь по его дому.
Выступая 5 сентября на пресс-конференции, Зязиков опроверг заявления о беспорядках в Ингушетии. Он обвинил Соединенные Штаты в попытках 'дестабилизировать' обстановку в республике - точно так же, как они якобы сделали в Грузии.
Хазбиев и остальные активисты оппозиции собрали в Ингушетии десятки тысяч подписей под петицией в адрес Медведева. Они призвали президента сменить Зязикова. Однако Зязиков считается близким союзником Путина, и никаких ответных действий на эту просьбу не последовало.
Свой материал для статьи предоставила Анна Мастерова
* * * * * * *
Руки прочь от ВИН! (Братство читателей ИноСМИ, Россия)
Не много ли на 'Эхе' Шендеровичей? (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
Опрос киберпартизан: "Решающий фактор в информационной войне" (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
Валерия Новодворская: У меня вопросы к тем, кто одной со мной крови (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
Я тебя убью. Но не сегодня (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
________________________________
Обычай путинской России: за дурные вести казнят гонца ("The International Herald Tribune", США)
Алексей Венедиктов: Банить - это каприз тирана ("Новая газета", Россия)
Как Путин затыкал рот российской прессе ("The Wall Street Journal", США)
Алексей Венедиктов: 'Путин ценит такую лояльность' ("Spiegel", Германия)