ТБИЛИСИ, Грузия - В конфликте между Грузией и Россией открылся новый фронт. Теперь борьба идет по вопросу о том, кто был агрессором, и чья сторона в начале прошлого месяца спровоцировала эту неравную пятидневную войну. Предметом спора стали новые, сами по себе неубедительные данные, которые, тем не менее, дают представление о том, что картина последних критических часов накануне войны была более сложной.
Грузия представила материалы перехвата телефонных звонков, пытаясь показать, что часть российского танкового полка вошла на территорию сепаратистского анклава Южная Осетия почти за день до начала грузинского наступления на столицу Цхинвали, которое произошло поздно ночью 7 августа.
Грузия пытается опровергнуть обвинения в том, что длительное и напряженное противостояние из-за граничащей с Россией Южной Осетии переросло в войну лишь после того, как она напала на Цхинвали. Грузия считает данный анклав своей суверенной территорией.
Материалы перехвата были представлены на прошлой неделе разведывательным службам Соединенных Штатов Америки и Европы. Это стало очередной попыткой Грузии убедить Запад и внутреннюю оппозицию в том, что она подверглась нападению и начала наступление лишь в целях самообороны. Грузия утверждает, что, будучи малочисленной и незащищенной страной, ставшей союзницей Запада, она заслуживает того, чтобы ей предоставили масштабную военную помощь и политическую поддержку.
Грузия также представила файлы с записью перехвата вместе с переводом на английский язык в редакцию The New York Times, которая подготовила собственный независимый перевод с осетинского на русский, а затем на английский.
Россия, столкнувшаяся с жесткой критикой европейских стран и самым неприветливым отношением к себе со времен 'холодной войны', активно выступает против грузинских утверждений. На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин выразил недоумение в связи со склонностью Запада верить, как он считает, грузинской версии событий.
Во время организованного Кремлем интервью российские военные постарались принизить значение перехваченных переговоров, заявив, что выдвижение войск на территорию анклава до начала войны проходило в рамках обычной ротации и пополнения давно уже находившихся там сил миротворцев.
Перехваченные переговоры были проанализированы высокопоставленными американскими чиновниками и названы пусть и неубедительными, но заслуживающими доверия. Они, как минимум, говорят о том, что российские военные совершали переброску войск - плановую или носящую агрессивный характер - на грузинскую территорию ранее того времени, которое признает Москва. И переброска эта происходила в момент, когда напряженность быстро перерастала в войну.
Они также говорят о том, что даже в условиях наличия современной и высокотехнологичной аппаратуры разведки и слежения проникнуть за пелену густого тумана войны на важнейших ее участках удается далеко не всегда.
Споры о том, кто начал войну, попали уже и в повестку дня американской президентской гонки. Губернатор Аляски и претендент на пост вице-президента от Республиканской партии Сара Пэйлин (Sarah Palin) заявила, что российское вторжение в Грузию было 'неспровоцированным', хотя другие люди утверждают, что грузинский обстрел Цхинвали был провокацией. Грузия утверждает, что ее главные доказательства - два из нескольких телефонных разговоров, тайно перехваченных грузинской разведкой 7 и 8 августа, свидетельствуют о том, что российские танки и боевые машины прошли по соединяющему Россию и Южную Осетию Рокскому тоннелю еще до рассвета 7 августа.
Согласно утверждениям русских, война началась той ночью в 23 часа 30 минут, когда президент Грузии Михаил Саакашвили приказал нанести удар по позициям российских войск в Цхинвали. Москва заявляет, что ее боевые части перешли границу и вошли в Южную Осетию лишь после этого.
Россия не оспаривает достоверность телефонных разговоров, которые, очевидно, вели осетинские охранники, звоня по частной грузинской мобильной сети. В перехвате звонка, который, согласно заявлениям Грузии и провайдера мобильной связи, был сделан в 3 часа 52 минуты утра 7 августа, командир из штаба югоосетинской пограничной охраны спрашивает своего подчиненного по фамилии Гасиев, который находился возле тоннеля: 'Слушай, бронетехника пришла или как?'
'И техника, и люди', - отвечает этот человек. Затем, отвечая на вопрос, прошла ли она через тоннель, он говорит: 'Да, 20 минут назад; когда я вам звонил, они уже прибыли'.
Директор информационно-аналитического департамента министерства внутренних дел Грузии Шота Утиашвили говорит о том, что данные звонки свидетельствуют о вторжении русских. 'В этом конфликте все остальное затмили собой споры о том, кто начал войну, - говорит он, - записи перехвата показывают, что русские выдвинулись первыми, и что мы оборонялись'.
Однако в записи разговора не указывается точно количество бронетехники. Нет в ней и указаний на то, что в тот момент русские вели боевые действия.
Противоречивые сообщения
Бывший военный представитель России при ООН генерал-лейтенант Николай Уваров, который во время войны являлся официальным представителем министерства обороны, утверждал, что грузинское нападение застало Россию врасплох, и что руководство страны начало ответные действия, когда российские миротворцы оказались под огнем. По его словам, президент Дмитрий Медведев в тот момент совершал речной круиз по Волге, а Путин находился в Пекине на Олимпиаде.
'Между прочим, министр обороны был в отпуске где-то на Черном море, - сказал он, - мы не ожидали, что они начнут наступление'.
Относительно утверждений о том, что российские войска вошли на территорию анклава рано утром 7 августа, генерал Уваров сказал, что военная техника регулярно перебрасывается в Южную Осетию и из нее, осуществляя обеспечение находящегося там российского миротворческого контингента.
'Поскольку у нас там находился батальон, ему нужно было топливо, ему нужны были продукты. Естественно, передвижение техники и войск происходило, - сказал он, - но конкретно для участия в военных действиях боевые подразделения и части туда не направлялись'. Генерал к этому добавил: 'Если бы это было крупное усиление, то мы не потеряли бы около 15 миротворцев'.
Грузия оспаривает российское заявление, отмечая, что согласно миротворческим документам, подписанным сторонами в 2004 году, ротации в составе российского миротворческого батальона могли осуществляться только в дневное время. При этом за месяц до такой ротации необходимо было подавать уведомление о ее осуществлении. Такого уведомления не было, заявляет Утиашвили.
Почему, спрашивает он, для дежурного офицера возле Рокского тоннеля это, по всей видимости, стало неожиданностью, если, как говорят русские, они осуществляли плановую переброску миротворцев?
Грузинские власти заявляют, что материалы перехвата они предоставили на прошлой неделе Соединенным Штатам и Франции, которая в настоящее время председательствует в Евросоюзе. Кроме того, эти материалы были переданы двум репортерам The New York Times. Редакция воспользовалась услугами независимого переводчика с осетинского языка в России, чтобы сделать перевод записи.
Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили заявил, что грузинская разведка проинформировала его о сделанной записи уже через несколько часов после перехвата разговоров. По его словам, эту информацию передали Саакашвили, который усмотрел в ней признаки российского вторжения.
Когда Мерабишвили попросили ответить, почему об этих записях молчали больше месяца, он сказал, что во время войны файл с записью был утерян, когда группа перехвата переместилась из столицы Тбилиси в город Гори. По его словам, позднее грузинские офицеры-разведчики проверили 6000 файлов, чтобы отыскать нужные записи.
The New York Times предоставила ряду руководителей из американского правительства и министерства обороны копии независимого перевода разговоров, чтобы те дали собственные комментарии после их прочтения. Они заявили, что хотя перехваченные разговоры действительно являются подлинными переговорами по мобильному телефону, полную и официальную оценку можно сделать только после получения доступа ко всему файлу аудиозаписи, сделанной грузинами. По их словам, Вашингтон внимательно изучает вопрос о том, кто спровоцировал данный конфликт, а кто действовал в ответ.
'Мы продолжаем изучать это, как на основе разведывательного анализа, так и на основе той информации, которую получаем с мест', - заявил один высокопоставленный офицер американских вооруженных сил, следящий за ситуацией в Грузии. Он согласился обсуждать данный вопрос при условии соблюдения анонимности, поскольку связано это с разведкой. 'Пока мы не может ответить на вопрос о том, кто выстрелил первым', - сказал этот военный.
Разговоры о бронетехнике в тоннеле
Грузия заявляет, что ее главное доказательство состоит из двух разговоров 7 августа между находившимся возле тоннеля Гасиевым и его командиром из штаба.
В первом разговоре, зарегистрированном в 3 часа 41 минуту, Гасиев говорит своему командиру, что российский полковник попросил осетинских охранников проверить военные машины, которые 'переполнили' тоннель. Слова Гаисева: 'Подошел командир, полковник, и сказал: 'Пусть ваши парни проверят машины'. Можно проверять?'
Когда Гасиева спросили, кто этот полковник, он ответил: 'Я не знаю. Их командир, он здесь старший. Сюда послали БМП и другие машины, и они там застряли. Ребята тут тоже стоят. И он сказал, что нам надо проверить машины. Не знаю. Он вышел'. БМП - это гусеничная бронированная машина, отдаленно напоминающая танк. Это одна из главных военных машин русских, применявшихся в ходе войны. Их также использует и миротворческий контингент.
В 3 часа 52 минуты Гаисев доложил своему командиру, что машины покинули тоннель, а командовал ими полковник по фамилии Казаченко. Имя полковника не упоминалось. Согласно другим сообщениям российской прессы, появившимся после этой войны, полковник Андрей Казаченко служил в 135-м мотострелковом полку. Полк этот обеспечивал миротворцев в Южной Осетии и воевал во время войны в Цхинвали, о чем сообщил генерал Уваров. По его словам, у него нет информации о полковнике Казаченко.
Утверждения Грузии о перемещениях российских войск находят, по меньшей мере, частичное подтверждение из других источников, предоставивших недавно информацию. Западная разведка самостоятельно определила, что два батальона из состава 135-го полка прошли через тоннель в Южную Осетию либо ночью 7 августа, либо рано утром 8 августа. Об этом сообщил высокопоставленный американский представитель.
На прошлой неделе у Запада появились и другие разведывательные данные, которые показывают, что для охраны северного входа в тоннель с территории России было выделено одно мотострелковое подразделение. По словам ряда американских представителей, которые были ознакомлены с выводами по представленным данным, это подразделение могло выдвинуться для охраны всего тоннеля либо ночью 7-го, либо утром 8 августа.
3 сентября в официальной газете российского министерства обороны 'Красная Звезда' была опубликована статья, в которой капитан из 135-го полка Денис Сидристый рассказал, что его подразделение получило приказ прекратить учения и 7 августа выдвинуться в Цхинвали.
После запроса редакции The New York Times по поводу данной статьи российская газета в прошлую пятницу опубликовала сообщение, в котором капитан заявил, что правильной датой выдвижения в сторону Цхинвали является 8 августа. Попытка связаться с капитаном Сидристым успехом не увенчалась.
Мнение официального представителя США
Заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза (Matthew J. Bryza), координирующий дипломатию на Кавказе, говорит, что содержание записи перехвата совпадает с тем, что думали грузины 7 августа перед началом войны, когда было нарушено непродолжительное перемирие.
'На пике всех этих событий, когда я был на связи с высокопоставленными грузинскими руководителями, они с полной уверенностью говорили о том, что российская бронетехника вошла в Рокский тоннель и вышла из него, причем произошло это до и во время прекращения огня, - заявил он, - я, в соответствии с указаниями, сказал, что мы призываем их не вступать в прямое столкновение с русскими'.
По его словам, вечером 7 августа, как раз перед тем, как президент Саакашвили отдал приказ на наступление, он разговаривал с министром иностранных дел Грузии Экой Ткешелашвили. 'Она была полностью уверена в присутствии русских', - сказал Брайза. 'В этих условиях, - заявила Ткешелашвили, - нам придется защищать наши деревни'.
Российский представитель генерал Уваров заявил, что грузины действовали опрометчиво, не имея полного представления об обстановке на основе данных разведки.
Согласно подписанному в 90-е годы после первой войны между Грузией и Южной Осетией соглашению о прекращении огня, Россия имеет право держать в регионе миротворческий контингент численностью в 500 человек, сказал он. А в чрезвычайной ситуации Россия может вводить туда еще 300 миротворцев дополнительно.
Когда грузины начали свое наступление, около 100 миротворцев из резерва, входившего в состав 135-го полка, были подняты по тревоге и выдвинулись в район тоннеля, заявил генерал. Приказ о выдвижении через тоннель на усиление войск в Цхинвали они получили на рассвете 8 августа.
Первое российское боевое подразделение - 1-й батальон 135-го полка - прошел через Рокский тоннель только в 14 часов 30 минут 8 августа, то есть через 14 с лишним часов после начала обстрела Цхинвали грузинскими войсками, сообщил Уваров.
По его словам, батальон дошел до Цхинвали лишь вечером следующего дня, встретив мощное грузинское сопротивление. Грузия с этим утверждением не согласна. Она заявляет, что вела тяжелый бой с русскими возле тоннеля задолго до рассвета. Тогда было ясно одно. Началась война.
* * * * * * * * * *
Сеанс гипноза с разоблачением (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Кавказ на волоске (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Мы долго искали на карте это самое государство (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Геннадий Трошев: Я не боюсь мести (Тайное братство читателей ИноСМИ)
__________________________
Осторожнее с конфронтацией ("The Washington Post", США)
'В Вашингтоне никто не подходил к телефону' ("Spiegel", Германия)
Как иметь дело с Россией ("The Washington Times", США)