Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Двойной вызов НАТО

Cовершенно не очевидно, что Россия, возродив образ врага, оказала НАТО добрую услугу

Двойной вызов НАТО picture
Двойной вызов НАТО picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С конца 'холодной войны' Организация Североатлантического договора (НАТО) постоянно задавалась вопросом о целях и задачах своего дальнейшего существования. После того, как не стало врага - советского блока, - для противостояния которому она была создана в 1949 году, НАТО могла бы исчезнуть в свой черед, или преобразоваться в панъевропейский институт безопасности. Вечные скептики из ее собственного лагеря, как и русские подталкивали ее именно в этом направлении

С конца 'холодной войны' Организация Североатлантического договора (НАТО) постоянно задавалась вопросом о целях и задачах своего дальнейшего существования. После того, как не стало врага - советского блока, - для противостояния которому она была создана в 1949 году, НАТО могла бы исчезнуть в свой черед, или преобразоваться в панъевропейский институт безопасности. Вечные скептики из ее собственного лагеря, как и русские подталкивали ее именно в этом направлении.

НАТО выжила, сочетая свою изначальную военную природу и функции организации, решающей по преимуществу политические задачи. В этой второй ипостаси она должна была решать тройственную задачу: сохранить американское присутствие в Европе, в противовес тому, что произошло после Первой мировой войны; принять в свои ряды все европейские демократические государства и обеспечивать безопасность Старого Континента, действуя уже не против России, а совместно с ней. И действительно в конце 1990-х годов уже никто не думал, что с военной точки зрения Россия может представлять опасность для своих соседей. НАТО, чтобы сохранить верность своей военной сути, должна была найти новые миссии - миротворческие и/или операции 'вне зоны', то есть за пределами ее изначального поля деятельности. Этим объясняется ее присутствие на Балканах и афганская кампания.

Война с талибами и российско-грузинский конфликт стали для НАТО двойным вызовом, который ставит под вопрос ее двойственную природу: военную и политическую. Риск увязнуть надолго в Кабуле и унижение, нанесенное русскими привилегированному союзнику Вашингтона на Кавказе, вызывают вопросы о том, сможет ли НАТО подняться.

НАТО не может проиграть войну в Афганистане, но если она ее не выиграет, это будет равнозначно поражению. Однако ничто не свидетельствует в пользу того, что она в состоянии выйти из нее победителем, несмотря на подкрепление, которое направят туда США и ряд союзников, например, Франция. Отказ некоторых стран посылать своих солдат в зоны боевых действий, отсутствие координации международных усилий и расплывчатость глобальных политических перспектив являются факторами, еще более отягощающими 'проклятие', нависшее над иностранцами, которые пытаются навязать свою волю этой стране.

Нельзя сказать, что в Грузии НАТО был нанесен военный афронт, поскольку напрямую она причастна к этому конфликту не была. Весной на саммите альянса в Бухаресте Франция и Германия приложили все усилия, чтобы Тбилиси не получил ПДЧ, что стало бы первым шагом на пути к членству в НАТО. Президент России Дмитрий Медведев, правда, признал, что наличие ПДЧ не изменило бы решимости русских преподать урок грузинам. Можно даже усомниться в том, что, даже если Грузия была бы членом НАТО, Россия действовала бы по-другому. Можно задать вопрос немного по-другому: защитит ли членство в НАТО других соседей России? Суть успешной политики сдерживания заключается в том, что на подобный вопрос ответить невозможно. И если президент Грузии Михаил Саакашвили полагал, что Москва не осмелится его атаковать, или что США ринутся ему на помощь, он совершил трагическую ошибку.

Война между Россией и Грузией усугубила стоящую перед Западом дилемму. Теперь ему придется пойти на сближение Грузии с НАТО, или брать на себя следующие риски: оказывать военную поддержку Тбилиси перед лицом его огромного северного соседа, либо умыть руки и расписаться в никчемности своей защиты. Запад может также положить вопрос о сближении под сукно, и тем самым создать впечатление, что он уступил давлению Кремля. Один советский политолог после 1990 года как-то сказал, что, лишив НАТО врага, по ней нанесли удар. И, напротив, совершенно не очевидно, что Россия, возродив образ врага, оказала НАТО добрую услугу.

* * * * * * * *

"Воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку" (Братство читателей ИноСМИ)

Сеанс гипноза с разоблачением (Братство читателей ИноСМИ)

Кавказ на волоске (Братство читателей ИноСМИ)

Геннадий Трошев: Я не боюсь мести (Братство читателей ИноСМИ)

_____________________________

НАТО не может ни проглотить, ни пережевать могучего российского медведя ("Наньфан души бао", Китай)

Примите Россию в НАТО ("Los Angeles Times", США)

Холодный ренессанс НАТО ("Украинская правда", Украина)