Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему мы должны бояться Путина

Путин является на сегодня самым эффективным национальным лидером из числа находящихся у власти. Возможно, он также самый непонятый лидер

Почему мы должны бояться Путина picture
Почему мы должны бояться Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Он этнический националист с мистическим ощущением судьбоносного предназначения России. Будучи холодным прагматиком, он не станет играть по международным правилам

Он этнический националист с мистическим ощущением судьбоносного предназначения России. Будучи холодным прагматиком, он не станет играть по международным правилам

Обладая ясным видением того, чего он хочет добиться, и достаточной беспощадностью для достижения своих целей, российский премьер-министр Владимир Путин является на сегодня самым эффективным национальным лидером из числа находящихся у власти. Возможно, он также самый непонятый лидер.

Осознание того, как Путин намерен поступать, означает также понимание того, что он делать не собирается. Несмотря на свое кагэбэшное прошлое и заявления о том, что распад Советского Союза стал 'величайшей геополитической катастрофой' 20-го столетия, Путин не испытывает ностальгии по коммунизму. Когда он в середине 70-х поступил на службу в КГБ, эта организация занималась исключительно сохранением существующей структуры власти, а не отстаиванием каких-то абстрактных философских идей.

Путин отнюдь не марксист. Он принадлежит к старой плеяде агрессивных российских националистов. Будучи человеком сложным, он проявляет хладнокровный прагматизм при планировании своих действий. Это показали и его приход к власти, и подготовка к недавнему вторжению в Грузию. Вместе с тем, он буквально пропитан мистическим ощущением судьбоносного предназначения России. Амбициозный сын коммунистического доктринера-отца и набожной православной матери, Путин как будто сошел прямо со страниц романов Федора Достоевского (еще одного сына Санкт-Петербурга).

Сочетающиеся в характере Путина безжалостная расчетливость и ощущение собственного предназначения напоминают о фигуре из совершенно другого романа - Усаме бен Ладене (Osama bin Laden). В обоих случаях западные аналитики стараются упрощенно представить эти ставящие их в тупик личности и в итоге недооценивают их. Это не безумцы, это яркие и энергичные лидеры, пренебрегающие нашими правилами.

Тем не менее, Путин сохранил свои специфические навыки и качества, приобретенные во время службы в КГБ. Являясь бывшим офицером-разведчиком, я поражаюсь способности Путина анализировать своих оппонентов и предвидеть их реакцию на его ходы (Россия по праву считается страной шахматных гроссмейстеров). Готовясь к расчленению Грузии, премьер-министр точно просчитал поведение президента этой страны Михаила Саакашвили, реакцию Джорджа Буша, Европейского Союза и народа России. Он знал, что может действовать безнаказанно.

У Путина есть качество, присущее элите разведки. Это его способность отбрасывать в сторону все предубеждения при изучении объекта нападения. А решив нанести удар, он уже не оглядывается назад. И это плохая новость для его противников - как зарубежных, так и российских.

Есть много причин, по которым мы неверно оцениваем Путина. Среди них наше упорное стремление считать его 'одним из нас'. Но он другой. Прекрасным примером тому стала его режиссерская работа по подготовке и осуществлению вторжения в Грузию. Западные разведслужбы долгие годы следили за деятельностью русских на Кавказе и предвидели возникновение конфронтации. Тем не менее, наши аналитики предполагали, что Россия не начнет свои действия этим летом, во время Олимпиады - ведь по традиции это период мира.

Но Путин привык смотреть на стратегический карточный расклад по-иному. Внимание мира было приковано к Олимпиаде, главные мировые лидеры собрались в Пекине - вдалеке от своих кризисных штабов. Европейские бюрократы и высокопоставленные натовские руководители разъехались в августе в отпуска. Обстановка была просто идеальная.

Стало также азбучной истиной говорить о том, что Путин глупо полагается на доходы от продажи нефти, газа и минеральных ресурсов, и в то же время оказывается не в состоянии диверсифицировать свою экономику. Но российский авторитарный лидер знает, что делает. Он предпочитает богатую власть богатому обществу. Путин вполне способен контролировать кучку олигархов, чье богатство создается на основе ограниченного круга источников (некогда самый богатый человек России Михаил Ходорковский сидит в тюрьме за то, что перешел Кремлю дорогу). А диверсифицированная экономика приведет к децентрализации власти.

Путин одержим идеей контроля - это еще одна национальная традиция. И такая навязчивая идея служит грандиозной цели - восстановлению величия России. Путин осознает, что он не в состоянии восстановить Советский Союз, простиравшийся глубоко в европейские пределы. Свои надежды он возлагает на реконструкцию царской империи от восточной Польши и Украины до Кавказа и Центральной Азии. Путинская модель экспансионизма исходит от Петра Первого, но его методы заставляют вспомнить об Иване Грозном, особенно когда дело доходит до подавления инакомыслия. Главное, что сохранил премьер-министр из советской эпохи, это культ личности. Он знает, чего хотят россияне. Они хотят сильного царя, и поэтому рейтинг его популярности превышает 80 процентов.

Но есть ли у этого безжалостного и целеустремленного лидера хотя бы одна слабость? Да. Это его вспыльчивость. Несмотря на свое внешнее хладнокровие, Путин взрывной человек. Любой отпор он воспринимает как личное оскорбление, и способен поступать импульсивно - и деструктивно. Вместо того, чтобы убаюкивать европейцев, усиливая их зависимость от российского газа, он в гневе приказал прекратить поставки газа на Украину и в Грузию посреди зимы, вызвав тревогу у западных потребителей. Вместо того, чтобы держать в тайне кремлевский потенциал кибернетических войн, он использовал его против крохотной Эстонии во время размолвки из-за памятника советской эпохи - и вызвал тревогу в рядах НАТО.

Путинское вторжение в Грузию также носило личный характер. Он хотел не только продемонстрировать бессилие Запада в этом регионе, но и наказать непослушного грузинского президента. Нас всех должно встревожить то, насколько далеко готов был идти Путин в своей личной вендетте.

Подобные вспышки гнева говорят о том, что путинская кампания по возрождению российского величия может очень плохо закончиться. Не следует всерьез воспринимать отправку российской военно-морской эскадры к берегам Венесуэлы и полеты российских бомбардировщиков над американскими авианосцами - этот спектакль устраивается для внутренней аудитории, и он абсурден с военной точки зрения. Но готовность Путина использовать грубую силу против соседних демократий показывает, что он, как и многие диктаторы до него, в итоге зарвется и перенапряжет свои силы.

Тем временем, нашему следующему президенту придется как-то справляться с этим умным и опасным человеком. Для этого потребуется опыт и умение задействовать каждый элемент нашей национальной мощи и влияния. Надо будет убеждать Европу, что примиренческая позиция лишь усилит аппетит Путина. Потребуется провести четкие границы, избегая при этом эскалации военной напряженности. Прежде всего, нашему президенту придется верно и точно оценивать Путина, избегая при этом выдачи желаемого за действительное. Справиться с путинской Россией - это может стать вызовом N1 в сфере нашей безопасности.

Ральф Питерс - член совета внештатных авторов USA TODAY, автор книги 'В поисках проблем' (Looking For Trouble).

* * * * * * * *

Мы долго искали на карте это самое государство (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Руки прочь от ВИН! (Братство читателей ИноСМИ, Россия)

Не много ли на 'Эхе' Шендеровичей? (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

Опрос киберпартизан: "Решающий фактор в информационной войне" (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)

__________________________________

Наказать Путина? ("The Washington Times", США)

Банда Путина теряет связь с реальностью ("The Boston Herald", США)

Россия: тоталитарный режим, рабски подчиненный царю, строящему новую фашистскую империю ("Daily Mail", Великобритания)

Почему власть Путина - угроза и для России, и для Запада ("The Financial Times", Великобритания)