Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шостакович в Осетии

Какую роль должны играть люди искусства в конфликтах, терзающих народы?

Шостакович в Осетии picture
Шостакович в Осетии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какую роль должны играть люди искусства в конфликтах, терзающих народы? У каждого свой ответ на этот вопрос . . . История знает многих людей искусства, которые жили в условиях диктатуры - место рождения не выбирают - и смирялись с этими режимами, даже сотрудничали с ними. Хорошо, что архивы КГБ закрыты, иначе мы испытали бы шок...

21 августа, в то самое время, когда российская армия оккупировала Грузию в результате конфликта в Южной Осетии, знаменитый дирижер Валерий Гергиев дал концерт в Цхинвали, что выглядело бы совершенно естественным жестом со стороны российского дирижера, осетина по происхождению, происходи это при менее взрывоопасных обстоятельствах.

Внутренний конфликт между грузинами и осетинами быстро вышел за пределы границ Грузии, в него оказались вовлечены крупнейшие мировые державы. Теперь ведется информационная война, которая мешает разобраться в сути этого конфликта тем, кто не знает бурной истории Кавказа.

Этот регион всегда был многонациональным: здесь существует более сотни языков и диалектов. В истории Кавказа не было периодов мира, там все время происходили столкновения между странами, кланами или племенами, за исключением советского времени, когда все народы, лишенные свободы, входили в состав СССР по собственной воле или по принуждению. После развала СССР страсти забушевали с новой силой. Народы Кавказа, ослепленные местными конфликтами, разжигаемыми из-за границы, совершили ошибку - не объединили свои силы, чтобы обеспечить региону будущее.

Во время концерта в Цхинвали Валерий Гергиев дирижировал Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича, произведением, исполненным для россиян высокого символического смысла. Эта симфония впервые была исполнена в 1941 году в осажденном немцами Ленинграде (Санкт-Петербурге), за пюпитром стоял самый великий российский дирижер Евгений Мравинский (так в тексте, прим. пер.). Мравинский и Шостакович имели возможность уехать, однако они предпочли остаться в своем городе во время блокады, длившейся девятьсот дней. Это произведение - свидетельство их отваги и совести художника.

Музыка этих великих художников, исполненная в приговоренном к смерти Ленинграде, вернула людям веру в жизнь и помогла перенести ужасы войны. Намек абсолютно ясен, но Тхинвали - не Ленинград, а Гергиев - не Мравинский. Я ни в коем случае не хочу подвергать сомнению талант Валерия Гергиева: он принадлежит к числу лучших дирижеров нашего времени.

К сожалению, он счел нужным выступить перед концертом с речью, которая в лучших традициях советской пропаганды подстрекала к ненависти и мщению. Кроме того, упомянув о 2 000 - эта цифра не была проверена - жертв среди гражданского населения Южной Осетии, погибших от рук грузинских 'фашистов', Гергиев только подлил масла в огонь. (По данным Human Rights Watch в результате конфликта в Южной Осетии погибли десятки, но не тысячи человек).

Какую роль должны играть люди искусства в конфликтах, терзающих народы? У каждого свой ответ на этот вопрос . . . История знает многих людей искусства, которые жили в условиях диктатуры - место рождения не выбирают - и смирялись с этими режимами, даже сотрудничали с ними. Хорошо, что архивы КГБ закрыты, иначе мы испытали бы шок от числа и имен советских музыкантов, которые там фигурируют. Несомненно, их жажда художественного самовыражения была так сильна, что они ради этого были готовы на все.

Но кроме этих музыкантов, чей жизненный и творческий путь с легкостью и даже блеском вписывался в мрачный политический или экономический контекст, есть еще Вильгельм Футвенглер (Wilhelm Furtwаngler), Святослав Рихтер и другие немногочисленные деятели искусства, кто даже в самых тяжелых обстоятельствах сумели остаться порядочными и неподкупными людьми, не пытаясь при этом понравиться властям. Их было мало, но они ни разу не предали свои взгляды, и их значение как художников и как людей остается примером для подражания для каждого музыканта.

Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim), создав симфонический оркестр 'Западно-восточный диван', где молодые палестинцы и израильтяне играют вместе с сирийцами, ливанцами, египтянами и иорданцами, доказал, что мирное сосуществование возможно, и что музыка является могучей силой, когда ее применяют для созидания, а не разрушения. Валерий Гергиев не захотел использовать свою мировую славу, чтобы успокоить страсти.

Напротив, создается впечатление, что именитый дирижер Мариинского театра преследовал прямо противоположные цели. Мы можем об этом только сожалеть.

Ираклий Авалиани - грузинский пианист

_________________________

Валерий Гергиев - всегда в центре внимания ("The Times", Великобритания)

Следует ли осуждать Гергиева за концерт в Южной Осетии? ("The Times", Великобритания)

Патетические симфонии ("The Times", Великобритания)

* * * * * * * * *

Кого и куда послал Лавров? (Братство читателей ИноСМИ)

"Воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку" (Братство читателей ИноСМИ)

Сеанс гипноза с разоблачением (Братство читателей ИноСМИ)

Мы долго искали на карте это самое государство... (Братство читателей ИноСМИ)