Катастрофа, случившаяся на этой неделе на фондовых рынках, дала российской экономике пинка, когда та и без того шаталась. В среду торговля на бирже была приостановлена на полтора дня. На спасение трех крупнейших российских банков потрачена беспрецедентная сумма - 1,126 триллиона рублей (около 44 миллиардов долларов). Один из этих трех банков - 'Газпромбанк' - контролирует ближайший партнер Владимира Путина Юрий Ковальчук.
Коллапс рынка - а по сравнению с маем он упал на 57 процентов - связан с нежизнеспособной структурой российского государства и российской экономики. Практически любой аспект коммерческой деятельности в России связан если не лично с Путиным, то с государственной властью. Что, по очевидным причинам, не устраивает большинство инвесторов.
В частности, с беспокойством о безопасности ведения бизнеса в путинской России высказался один из самых знаменитых инвесторов мира. Руперт Мердок, выступая 5 августа по поводу доходов своей News Corp., сказал:
- Чем больше я читаю об инвестициях в России, тем худшее впечатление у меня складывается. Чем успешнее мы становимся, тем мы более уязвимы, потому что у нас все украдут - так что надо продавать побыстрее.
Оказалось, что те и в России, и на Западе, кто надеялся на либерализацию при новом президенте России Дмитрии Медведеве - а таких было немало, - в очередной раз принимают желаемое за действительное. В деловом сообществе больше ни у кого не осталось сомнений, кто в действительности в России главный. Когда дружкам Путина не удалась попытка взять под контроль металлургический и угольный гигант 'Мечел', он взорвался публичной критикой в адрес компании, уничтожившей ее рыночную стоимость.
'Мечел' - это заманчивая мишень, ведь цены на уголь быстро растут. Как на собственном опыте обнаружили Михаил Ходорковский и его компания "ЮКОС", в России быть успешным может быть очень опасно. И следующей жертвой мафиозного вымогательства, превратившегося в стандартную тактику Кремля, теперь может стать 'Мечел'.
В 2000 году компания BP попыталась переосмыслить собственный имидж и провозгласила лозунг: 'Не нефтью единой' ("Beyond Petroleum"). Сегодня ее занимает совсем другое - как сделать так, чтобы и 'не Путиным единым' можно было жить. Роберт Дадли (Robert Dudley), генеральный директор российского совместного предприятия ВР, вынужден был бежать из России из-за 'постоянного запугивания'. Даже недавнее перемирие между ВР и ее российскими партнерами из 'BP-TNK' - это уже огромное поражение для британской корпорации. В июле Дадли попытался собрать пресс-конференцию в Москве, но гостиница 'Националь', принадлежащая американскому гиганту Starwoods, неожиданно отказалась предоставить помещение.
И это не единичный случай. Национальная ассамблея - оппозиционный парламент, в работе которого участвуют представители всей России и всех частей идеологического спектра, - назначила на 11 сентября публичные слушания по российско-грузинскому конфликту. Они должны были состояться в новом отеле 'Хилтон' в Москве, и я лично подписывал договор на аренду конференц-зала. Однако 10 сентября администрация 'Хилтона' отказалась от заказа, отговорившись какими-то техническими проблемами. Может быть, в России теперь на любом контракте надо оставлять место для третьей подписи - местного чиновника КГБ?
Два дня прошло после того, как по России выступил Мердок - и Грузия с Россией открывают военные действия. Пока Европа и США в бессилии ломали руки, российские танки и корабли занимались в Грузии уже отнюдь не обороной и отнюдь не миротворчеством. Посмотрим, смогут ли Европейский Союз или Организация Североатлантического договора - выступившие, кстати говоря, с противоречивыми заявлениями - противопоставить путинской воинственности хоть что-нибудь серьезное.
Буквально через несколько часов после того, как Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) завершил свой второй визит в регион подписанием подготовленных соглашений, Кремль опроверг сразу несколько из его претензий на миротворчество, выставив энергичного президента Франции дураком. Еще ода поездка - и Саркози в точности повторит позорную историю трех визитов Невилла Чемберлена (Neville Chamberlain) в Германию в сентябре 1938 года. Может быть, у сегодняшней Грузии меньше причин волноваться, чем у тогдашней Чехословакии - но одна параллель весьма и весьма реальна: если и есть такая вещь, с которой не может смириться авторитарный лидер, то это вакуум власти на границах его страны.
Диктатура не может существовать без того, чтобы не заполнить все имеющееся пространство. Чтобы эффективно наказывать ее за это, требуется огромная политическая воля - особенно в Европе, где у Путина есть защитники вроде Сильвио Берлускони, на прошлой неделе хваставшего тем, что он не дал ЕС наложить санкции на Россию за ее действия в Грузии. Есть у Кремля среди лидеров ЕС и влиятельные люди 'на зарплате' - бывший канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhardt Schroeder) и бывший глава финского правительства Пааво Липпонен (Paavo Lipponen), которым сразу же после ухода из властных кабинетов достались теплые места в российском энергогиганте 'Газпроме'.
Имея на Западе надежных бизнес-партнеров, Кремль открыл богатый рынок 'демократии в натуральном выражении': в обмен на нефть и газ из России они признают Россию демократией и притворяются, что Путин и Медведев - избранные народом лидеры, а не мафиозные боссы.
Пока у России не появится правительство, ответственное перед своими гражданами, ни одна компания в стране не сможет чувствовать себя в безопасности. Но хорошо хотя бы уже то, что сейчас назревает кризис: он с корнем выдернет всех, кто - и внутри страны, и за рубежом - жадными глазами смотрят на то, как Путин превращает Россию в диктатуру.
Есть еще немало таких, кто надеется: сейчас пыль осядет, и все вернется на круги своя. Это те, кто скажет - шоу должно продолжаться, даже если большинство актеров уже сошли со сцены. И даже если сам театр уже в огне.
Гарри Каспаров - лидер коалиции 'Другая Россия', обозреватель The Wall Street Journal.
* * * * * * * *
Кто повесил эту тряпку? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Алексей Венедиктов: коллеги имели цель навредить либо мне, либо премьеру (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Кого и куда послал Лавров? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
"Воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку" (Тайное братство читателей ИноСМИ)
____________________________________________
Российские рынки падают, государство спешит им на помощь ("The Wall Street Journal", США)
Несмотря на хвастовство Кремля, Россия - это по сути, бедная, слабая страна ("The Globe And Mail", Канада)
Россия и Европа: кто кого ведет? ("Forbes", США)