Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пора отнестись к России как к партнеру

Если Соединенные Штаты желают видеть Россию более либеральной и демократической страной, то кто всерьез поверит, будто этих целей можно добиться нынешней политикой Вашингтона

Пора отнестись к России как к партнеру picture
Пора отнестись к России как к партнеру picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кремль воспринимает войну на Балканах, расширение НАТО, признание независимости Косово и размещение объектов ПРО в Центральной Европе как события, имеющие одну общую черту - готовность США пренебрегать интересами Москвы и в конечном итоге стремление к 'сдерживанию' России, если не к ослаблению ее геополитических позиций...

Накануне недавней поездки в Москву для участия в заседании Дискуссионного клуба 'Валдай' мне казалось, что Вашингтон находится на пороге нового периода конфронтации с Россией, куда более опасного и нестабильного, чем первая 'холодная война'. Альянсы сегодня менее прочны; кроме того, как показала августовская война в Грузии, происходят 'коммуникационные сбои', что приводит к трагическим последствиям.

Что же касается самих встреч в рамках 'Валдая', то достаточно будет сказать, что они не слишком развеяли мою озабоченность. Все российские участники, за исключением оппозиционера Гарри Каспарова, так сказать, пели одну и ту же песню: 'Мы не хотим новой конфронтации, но выбор за вами' - Соединенными Штатами.

С американской стороны звучит тот же тезис: 18 сентября госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) выступила с речью, выдержанной в решительных тонах, заключив ее словами: 'Решение за Россией и только за Россией'. Очевидно, и Москве, и Вашингтону есть из чего выбирать, но я отнюдь не уверен, что американское руководство сделает правильный выбор, способный укрепить безопасность США и Европы, не говоря уже о России. Сегодня Вашингтону в отношениях с Москвой необходима не 'мегафонная', а реальная дипломатия.

Как бы негативно в Соединенных Штатах ни воспринимали решение Кремля о вторжении в Грузию, - а поспешное и одностороннее признание Южной Осетией и Абхазии уж точно было ошибочным - российские политики и большинство населения единодушны в том, что действия их лидеров были правильными и полностью оправданными. Хотя отчасти этот общенациональный консенсус стал результатом государственной пропаганды на телевидении, он также отражает 'катарсис', пережитый страной после 15 с лишним лет неуклонной, как считают в России, геополитической экспансии Запада в ущерб Москве.

Президент Дмитрий Медведев рассказал нам: когда он разговаривал по телефону с президентом Джорджем У. Бушем во время боевых действий в Грузии, тот спросил его: 'Зачем тебе это все надо?' Медведев ответил: 'Джордж, в этой ситуации ты бы сделал то же самое, только, может быть, более жестко'. Далее российский президент подчеркнул: если Вашингтон займется укреплением связей с Грузией и ее перевооружением, он будет действовать 'на собственный страх и риск'.

Когда на встрече с нами Медведев заявил, что Россия 'не сможет больше терпеть' 'унизительную' для себя ситуацию, что она 'шутить не будет', я уверен в том, что он говорил всерьез. Как показывает российская история, готовность Москвы проливать кровь для защиты интересов страны теми способами, которые она считает необходимыми, не стоит недооценивать. В данный момент США следует исходить именно из этой перспективы, а не тратить столько энергии, отстаивая свой прежний курс.

Кремль воспринимает войну на Балканах, расширение НАТО, признание независимости Косово и размещение объектов ПРО в Центральной Европе как события, имеющие одну общую черту - готовность США пренебрегать интересами Москвы и в конечном итоге стремление к 'сдерживанию' России, если не к ослаблению ее геополитических позиций. В период пребывания у власти администрации Клинтона стратегия Вашингтона состояла в том, чтобы убеждать Москву: все эти шаги, дающие преимущества Америке, отвечают и интересам самой России. Администрация Буша, в свою очередь, постоянно упрекала Кремль в том, что он помешан на 'конфронтационных играх', но практический результат в обоих случаях был одинаков: США делали что хотели и не принимали интересов Росси всерьез.

После окончания 'холодной войны' я много лет был убежден: вероятность военного конфликта между США и Россией фактически равна нулю. Сегодня такую вероятность - при всей очевидной приблизительности количественных расчетов в подобных случаях - можно оценить в 1-2%, с явной тенденцией к увеличению. На мой взгляд, подобная ситуация чересчур рискованна, и для снижения этого риска от США требуется смелый, творческий, и главное разумный подход.

Если Соединенные Штаты желают видеть Россию более либеральной и демократической страной, строящей мирные отношения с соседями, то кто всерьез поверит, будто этих целей можно добиться нынешней политикой Вашингтона, направленной на изоляцию Москвы и конфронтацию с ней? Как человек, 30 лет изучавший Россию и общавшийся с россиянами, я убежден, что этим ничего не добьешься. Когда Кремль говорит нам, что нынешняя международная система безопасности неработоспособна, с ним приходится согласиться. При этом он, конечно, абсолютно неправ, настаивая на собственной сфере влияния, и 'привилегированных' отношениях с соседями.

Однако и политика администрации Буша, пробуждающая все тревоги Кремля и нарушающая все его 'запретные линии', опасна и неэффективна. Действительно ли, к примеру, ускоренное расширение НАТО и размещение компонентов ПРО в Польше и Чешской республике способствует сегодня укреплению безопасности США? Сейчас надо держать курс не на охлаждение в отношениях с русскими, а на взаимодействие с ними - более серьезное, чем когда-либо со времен распада СССР.

Вашингтон будет просто удивлен, насколько плодотворные результаты могут принести диалог и уважение в плане углубления сотрудничества с Кремлем по проблемам международной безопасности и превращения России в более плюралистическое и открытое государство, живущее в мире со своими соседями. Знаю, это противоречит первой, интуитивной реакции, и несомненно, не соответствует нынешним настроениям в политических кругах США, но факт остается фактом: за весь постсоветский период Вашингтон никогда не пытался действовать на основе такого подхода.

Это ни в коей мере не означает 'умиротворения' Кремля или предоставления ему 'права вето' по каким-либо вопросам. Речь идет о другом - об отношении к России как к реальному партнеру ради решения долгосрочных задач в интересах всех сторон. Если же Соединенные Штаты будут придерживаться нынешнего курса в отношениях с Россией, вероятность лобового столкновения между двумя мировыми державами только усилится.

Эндрю Качинс - старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic & International Studies), руководитель его программы по изучению России и Евразии

* * * * * * * *

Кто повесил эту тряпку? (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Алексей Венедиктов: коллеги имели цель навредить либо мне, либо премьеру (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Кого и куда послал Лавров? (Тайное братство читателей ИноСМИ)

"Воздух свободы сыграл с Плейшнером злую шутку" (Тайное братство читателей ИноСМИ)

_____________________________________

Как иметь дело с Россией ("The Washington Times", США)

Медведев: "Саакашвили крутился там как бобик" ("ИноСМИ", Россия)

Почему мы должны бояться Путина ("USA Today", США)

Саакашвили: 'Россия настолько уязвима!' ("Le Monde", Франция)