Ваш репортаж из Севастополя, 'исторически служившего базой российского Черноморского флота', может создать впечатление, что Украина должна чувствовать вину за то, что Крымский полуостров оказался в составе ее территории (Крым: расколотый полуостров, российский флот и украинская гордость, 16 сентября).
'На улицах Севастополя царят демонстративно пророссийские настроения. Президент Украины Виктор Ющенко со своими планами по вступлению в НАТО вызывает здесь страстную неприязнь', — пишете вы. Далее вы цитируете нескольких местных жителей, утверждающих, что Крым должен стать частью России, но не приводите их высказываниям никаких противовесов. Один из них, член крымского парламента доходит до того, что ставит под вопрос статус самой Украины. 'Это миф, что Украина — не часть России. Мы в это не верим'.
Действительно, как вы пишете, решение советской власти включить Крым в состав Украинской советской Социалистической Республике, принятое в 1954 году, рассматривается как ошибка некоторыми русскими, а также некоторыми украинцами. Более того, в списке 'завоевателей' Крыма присутствуют скифы, греки, турки, русские, даже англичане с французами — но нет ни следа украинцев. Таким образом, то, что Крым принадлежит Украине, может показаться странным.
Однако, исторические экскурсы только запутывают дело, а факты таковы, что Крымская автономия сейчас является неотъемлемой частью Украины. С 1954 года ее статус был подтвержден дважды — договорами между Россией и Украиной 1990 и 1997 гг., оговаривавшими нерушимость существующих границ. Возможно, именно поэтому российский чиновник, на которого вы ссылаетесь, твердо заявил, что Россия 'не претендует на Севастополь'.
Вероятно, этому есть и еще одна причина. В 1993 году российский парламент попытался пересмотреть вопрос принадлежности Севастополя и вернуть город своим декретом под суверенитет России.
Украинское правительство обратилось в Совет безопасности ООН, я был в составе делегации. 20 июля 1993 года Совет безопасности сделал заявление, указав на то, что 'по договору 1990 года Россия и Украина обязались уважать территориальную целостность друг друга в пределах существующих границ', и добавив, что действия российского парламента 'несовместимы с данным обязательством, а также с принципами Устава ООН и лишены правовой силы'.
Учитывая недавние события на границах России, писать о том, что 'осуществить переворот в Севастополе было бы нетрудно', крайне неблагоразумно с вашей стороны.
Вы упоминаете неких 'оптимистов', которые 'считают слухи о том, что Россия может силой отобрать у Украины Крым, непомерно раздутыми'. Говорят, что пессимисты — это хорошо информированные оптимисты. Тем не менее, я остаюсь оптимистом, и верю, что в данном вопросе большинство населения как на Украине, так и в России также сохраняет оптимизм.
В 1993 году нота Совета безопасности заканчивалась обещанием 'продолжать следить за проблемой'. Несмотря на это, оптимисты надеются, что Совбезу никогда больше не придется рассматривать этот вопрос.
Игорь Харченко — посол Украины в Великобритании
* * * * * * * * * *
Крах России или Мечта грузинского народа (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Дмитрий Донской сражался не против, а за Орду? (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Советско-фашистская дружба (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Войну начнет Россия (Тайное братство читателей ИноСМИ)
_________________________________________
Русофобская идеология украинского национализма сформировалась под контролем нацистского рейха ("Le Figaro", Франция)
Крым: расколотый полуостров, российский флот и украинская гордость ("The Guardian", Великобритания)
"Долой оранжевое свинство — даешь славянское единство!" ("Украинская правда", Украина)
Битва за Севастополь ("Le Point", Франция)
Украина — 'европейская страна'? Не факт ("Le Monde", Франция)