Сколько времени нужно, чтобы демонтировать диктатуру? Авторитарный президент Белоруссии хочет убедить Запад, что ему для этого потребовалось всего лишь три месяца предвыборной кампании.
В воскресенье в Белоруссии, после 14 лет автократии, прошли парламентские выборы, которые ее президент Александр Лукашенко назвал 'беспрецедентными' по честности.
Он позволил принять участие в них большему числу оппозиционных кандидатов, чем участвовало в прошлых выборах, в 2004 году. Также, в отличие от прошлого раза их никто не преследовал. В воскресенье полиция не стала разгонять марш 500 активистов демократического движения, проходивший на главной улице Минска - серьезный прогресс по сравнению с событиями двухлетней давности, когда полиция крайне жестоко разогнала демонстрацию протеста против несправедливых, как сочли наблюдатели, президентских выборов.
Однако лидеры оппозиции убеждены, что, несмотря на показное ослабление хватки, г-н Лукашенко по сути ничуть не изменил правила игры.
'Меняются декорации, но принципиально ничего не меняется, - заявил Андрей Ким, активист оппозиции, недавно выпущенный из тюрьмы. - Никто на самом деле не верит, что голоса людей будут учтены'.
Как заявляет оппозиция, ее представители составляют менее 1 процента от 100000 счетчиков голосов. За пять дней до воскресенья было разрешено голосовать предварительно, что также заставляет опасаться фальсификаций.
Для г-на Лукашенко момент истины настанет в понедельник, на пресс-конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, на которой ее наблюдатели должны вынести предварительный вердикт.
Многие из ведущих фигур оппозиции еще несколько месяцев назад находились в тюрьме. Их освобождение стало одной из уступок Западу, на которые пошло правительство, чтобы ослабить давление на Белоруссию. Однако, по словам активистов оппозиции, их доступ к контролируемым государством СМИ крайне ограничен и у них практически нет возможности вести кампанию.
По оценкам другого лидера оппозиции Александра Милинкевича, на действительно честных выборах критики Лукашенко должны были бы получить около 30 из 110 парламентских мест. Он считает, что г-н Лукашенко собирается 'назначить' примерно пять кандидатов от оппозиции, чтобы задобрить Запад. 'Наше участие в выборах их не легитимирует', - заявил он.
Эти выборы стали непростой дилеммой для США и Европы, стремящихся противостоять влиянию Москвы в бывших республиках Советского Союза, несмотря на то, что в регионе слишком мало подлинно демократических лидеров, которых они могли бы поддерживать.
Г-н Лукашенко, бывший директор совхоза, много лет использовавший возможности неосоветской государственной машины против своих оппонентов, сейчас заигрывает с Западом, расширяя политические свободы. Растущие геополитические трения с Россией могут заставить Запад проявить благосклонность к ее колеблющемуся союзнику.
Г-н Лукашенко стремится к отмене финансовых и визовых санкций и хочет, чтобы Запад начал инвестировать средства в белорусскую экономику, поддерживаемую многомиллиардными российскими субсидиями в форме поставок дешевого газа. Однако его спецслужба - все еще носящая название КГБ - так тщательно и так долго боролась с его противниками, что, сейчас, как он обнаружил, ему пришлось бы создавать жизнеспособную оппозицию из воздуха.
'Рейтинг оппозиции сегодня на уровне арифметической погрешности', - сказал г-н Лукашенко, выступая накануне голосования по государственному телевидению. Он также сделал немыслимое еще год назад заявление о том, что было бы 'даже хорошо', если бы в парламент прошли несколько кандидатов от оппозиции, но что он не будет вмешиваться, чтобы этого добиться.
После рекордного количества выборов, признанных наблюдателями ОБСЕ несправедливыми, даже представители избирательной комиссии не могут поддерживать внешнюю нейтральность. 'Наша оппозиция - это фантом, - утверждает глава ЦИК Лидия Ермошина. - В действительности ее не существует'. По ее словам, в десяти миллионной стране число оппозиционеров составляет не больше 1400 человек.
'Мы не ждем чудес', - заявила она в отношении международной реакции. Свидетельств прогресса и проделанной нами работы вполне достаточно, считает она.
Западные аналитики полагают, что на оппозицию повлияла много лет царившая в Белоруссии атмосфера страха. Вместо одного лидера оппозиции в Белоруссии их, по крайней мере, трое.
Часть членов оппозиции бойкотировала выборы в знак протеста. По словам большинства, г-н Лукашенко несколько облегчил им жизнь, разрешив вести кампанию без притеснений и выделив время на государственном телевидении - пусть и всего 10 минут. Однако они утверждают, что все изменения остались на поверхности, и полноценной кампании все равно не было.
Как объясняет Александр Козулин, еще один недавний политзаключенный, программы кандидатов от оппозиции печатались только в малотиражных местных газетах, а не в крупной проправительственной 'Советской Белоруссии'. Плакаты оппозиции вывешивались только на небольших официальных досках объявлений.
'Это говорит о том, что Лукашенко цепляется за личную власть', - считает он.
_______________________________________________
Лукашенко ведет игру на двух досках ("Liberation", Франция)
Белоруссия надеется, что выборы позволят разморозить отношения с Западом ("The Financial Times", Великобритания)
'Последний диктатор' смотрит на Запад, но чувствует силу Востока ("The Financial Times", Великобритания)
* * * * * * * * *
Ну и где этот русский медведь? (Комитет читателей ИноСМИ)
Как москали у русских имя украли... (Комитет читателей ИноСМИ)
Обложили нас кругом (Комитет читателей ИноСМИ)
Порнонацизм (Комитет читателей ИноСМИ)
Больна ли Россия? (Комитет читателей ИноСМИ)