В рассуждениях о новом мировом порядке дебаты ведутся вокруг псевдо-тезиса, придуманного Западом. Породившие эту дискуссию события 8 августа,- Олимпийский игры в Пекине и российско-грузинский конфликт, - не открыли нам ничего нового о международной системе. Два ключевых актера, Китай и Россия, всегда являлись великими державами, факт, который Запад в значительной степени игнорировал и недооценивал.
Великая держава - это страна, оказывающая огромное влияние на региональную или мировую системы. Ее статус не может определяться только лишь такими экономическими показателями, как валовый внутренний продукт, паритет покупательной способности или ВВП на душу населения. Даже когда страна страдает от нищеты или изоляции, ее природная мощь, обусловленная ее территорией, населением и культурой, все равно выделяет энергию во внешний мир.
Принимая во внимание природу политики великих держав, представляется целесообразным обозначить ряд принципов. Во-первых, эти державы заслуживают уважительного к ним отношения, поскольку их нельзя игнорировать - каждый их шаг влияет на международный порядок. Во-вторых, в отношениях с ними не стоит переходить границы: не нужно пытаться разрушить внутренний порядок этих стран, надеяться, что они распадутся, а также не нужно пытаться загнать их в угол, поскольку это неизбежно приведет к хаосу или насилию, а также страданию всех вовлеченных сторон. И, наконец, их нужно призывать соблюдать свои обязательства на международной арене - в мировой деревне, где взаимосвязи усиливаются с каждым днем, на великих державах лежит еще больше ответственности.
На церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине весь мир увидел 'новый' Китай - могущественный, цивилизованный и современный. Возможно, кое-кого на Западе это шокировала и даже напугало. Однако подобная реакция выдает невежество и глубоко укоренившиеся предрассудки. Китай был великой нацией на протяжении не одной тысячи лет, обладал обширной территорией, огромным населением и великолепной культурой. На протяжении полутора столетий он пытается найти свой путь к модернизации. А в течение последних трех десятилетий Китай наладил связи с международным сообществом и добился значительных успехов. Однако до Олимпиады западные СМИ несправедливо изображали его как замкнутое, отсталое, тоталитарное государство, подвергали критике его позицию по любому вопросу - от Дарфура до Далай-ламы и прав человека.
В то же самое время конфликт в Южной Осетии продемонстрировал миру возвращение военной мощи России. И тут многие были шокированы действиями России - симпатии западного общественного мнения были на стороне Грузии, ему не было дела до того, кто спровоцировал этот конфликт. Более глубокой причиной было многолетнее давление со стороны НАТО, на которое разгневанная Россия в конечном итоге дала ответ и с помощью военной силы стала защищать свое стратегическое пространство и жизненные интересы. В годы, последовавшие за 'холодной войной', США и весь западный мир явно приуменьшали возможности России как великой державы - не говоря уже о том, что они недооценивали ее национальную гордость.
За двадцать лет, истекших после падения Берлинской стены, мир, судя по всему, привык к однополярному мировому порядку, где безраздельно царили США. Неоконсервативные концепции доброжелательной гегемонии и продвижения демократии под стягом свободы, демократии и всеобщих ценностей казались вполне обоснованными. Согласно анализу Фрэнсиса Фукуямы (Francis Fukuyama), в основе неоконсерватизма лежат два мифа: демократия является панацеей от практически всех проблем, от бедности до терроризма; военную силу разрешается применять для ускорения процесса демократизации. Эта логика подверглась резкой критике во время войны в Ираке, но почти никто не усомнился в ней, когда ее применили к Китаю и России.
Китаю после Олимпиады предстоит решать новые экономические и социальные проблемы, продолжать искать пути к социальной трансформации, политическому развитию и улучшенным международным отношениям. Россия, невзирая на Южную Осетию, остается великой державой с военным потенциалом, значительными запасами энергоносителей и политическим влиянием. Августовские события ничуть не изменили международную иерархию, просто миф об однополярном мире на какое время затенил факт существования этих двух держав. Однако если такие страны, как Китай, Россия, Индия, Бразилия, обретут статус, причитающийся им по праву, они будут оказывать конструктивное влияние на мир.
_________________________________
Китай после Олимпиады: великая держава на перепутье ("The Financial Times", Великобритания)
Кто боится большого нехорошего Китая? ("The Times", Великобритания)
Чтобы понять, куда идет Россия, посмотрите на Китай ("Le Figaro", Франция)
Китай и Россия - снова загадка для Запада ("The Financial Times", Великобритания)
* * * * * * * * *
Ну и где этот русский медведь? (Комитет читателей ИноСМИ)
Обложили нас кругом (Комитет читателей ИноСМИ)
Порнонацизм (Комитет читателей ИноСМИ)
Больна ли Россия? (Комитет читателей ИноСМИ)