В августе внимание всего мира было приковано к России. В первую очередь нам необходимо было решить безотлагательную задачу - помочь Грузии подняться после нападения России. Эту задачу мы в настоящий момент успешно решаем. Следующий вопрос, на который мы должны ответить - и на котором я подробно остановилась в своей недавней речи - касается того, какое влияние окажут события прошлого месяца на отношения России с миром, в частности с Соединенными Штатами и Европой.
Нападение на Грузию привело нас к критическому, но не решающему этапу. Руководители России находятся сейчас в состоянии принятия неудачных решений, но ничто еще не предрешено. Будущее России в ее руках. Однако действия других государств, в частности Соединенных Штатов и Европы могут частично повлиять на эти решения.
Ради достижения этой цели США и Европа должны проявить твердость и единство. Мы не можем позволить укрепиться в правоте своих суждений ряду российских руководителей, которые, судя по всему, полагают, что достаточно оказать давление на свободные нации - запугивать их, угрожать им, бичевать их - чтобы они уступили, и в конечном итоге сдались. США и Европа должны противодействовать подобному поведению и помешать России получить хоть малейшее преимущество от этой агрессии.
Именно поэтому мы с нашими европейскими союзниками работаем сообща, чтобы помочь Грузии. В то же самое время США и Европа безоговорочно поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность стран, граничащих с Россией. Мы также не позволим России воспользоваться правом вето в отношении будущего евроатлантического сообщества: ни в отношении списка стран, которых мы предлагаем сделать частью сообщества, ни в отношении решений этих стран.
США и Европа в настоящее время укрепляют свое сотрудничество, нацеленное на достижение большей энергетической независимости. Мы будем по-прежнему поддерживать глобальный и свободный энергетический рынок и защищать его от неправомерных действий.
На самом деле руководители России не смогут победить по всем статьям: получать выгоду от международных норм, экономик и институтов, и при этом подрывать их основы. Если Россия хочет продемонстрировать весь свой потенциал, она должна идеально интегрироваться в мировой политический или экономический порядок.
Российские руководители уже сейчас понимают, какое будущее им уготовано, если они будут упорствовать в своем агрессивном поведении. Репутация России, в отличие от Грузии, находится на самом низком уровне с 1991 года. Сотрудничество между Россией и США в области мирного использования атомной энергии застыло на мертвой точке. Руководство России несет ответственность за тяжелые последствия для экономики своей страны. Шансы России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) отныне подорваны. То же самое можно сказать о ее перспективах стать членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Но к еще более серьезным последствиям для Москвы может привести тот факт, что ее позиция поднимает фундаментальный вопрос: каким видением будущего она руководствуется в своих действиях. Еще совсем недавно новый президент России изложил позитивное и открытое видение будущего своей страны. В нем учитывались слабые стороны России, содержался призыв к проведению дальнейших реформ в стране и, что самое главное, признание, что Россия не может себе позволить поддерживать со всеми странами мира отношения, основанные на антагонизме и изоляции.
По необходимости США и Европа будут продолжать сотрудничать с Россией по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. Это и борьба с терроризмом, и противодействие попыткам Ирана разработать ядерное оружие, и поддержка процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке, и усиление эффективности Совета Безопасности ООН. Но будет крайне печально, если наши отношения с Россией ограничатся стадией взаимных интересов, поскольку самыми прочными отношениями между государствами являются те, что основываются на общих целях и ценностях.
Смогут ли руководители России побороть свою ностальгию по XIX веку и осознать, что в XXI веке источники влияния и методы его реализации изменились? Будущее покажет. Это решение должна принимать Россия и только она одна. Мы надеемся, что руководители России сделают ответственный выбор на благо народа своей страны, а также всего мира.
Кондолиза Райс - государственный секретарь США
___________________________________
Джон Маккейн: Мы все грузины ("The Wall Street Journal", США)
Гордон Браун: Что мы противопоставим неприкрытой российской агрессии ("The Observer", Великобритания)
Как Америка может приструнить Россию ("The International Herald Tribune", США)
Подход к России: с горячим сердцем или холодной головой? ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * *
Ну и где этот русский медведь? (Комитет читателей ИноСМИ)
Как москали у русских имя украли... (Комитет читателей ИноСМИ)
Порнонацизм (Комитет читателей ИноСМИ)
Больна ли Россия? (Комитет читателей ИноСМИ)