Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто же прав - Россия или Грузия?

Что потеряно, то потеряно - Москва не хочет терять еще больше

Кто же прав - Россия или Грузия? picture
Кто же прав - Россия или Грузия? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
А что касается потерь Москвы, то теряет здесь не Москва. С какой стати мы должны мириться с мыслью о том, что она обладает каким-то 'правом первой ночи' на страны, расположенные по ее периметру, или даже на находящиеся в пределах ее границ территории проживания других народов, которые никто никогда не спрашивал, хотят ли они быть частью внутренней московской империи?

На прошлой неделе президент Грузии Михаил Саакашвили, или 'Миша', приехал в Нью-Йорк на драматичные по своему накалу заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Я провел с ним некоторое время, но гораздо меньше, чем мой друг, всемирно известный фотограф из агентства Magnum Томас Дворжак (Thomas Dworzak), который ходил за Саакашвили по пятам по поручению журнала Time.

Томас провел два десятилетия на войне без отдыха - от Чечни до Ирака. Но работа с Мишей оставила его без сил. Четыре часа сна в сутки, и маниакальные безжалостные гонки по городу целый день: отель, ООН, Генри Киссинджер (Henry Kissinger), СМИ, посол Ричард Холбрук (Richard Holbrooke), снова СМИ, Милуоки, потом назад - к Джо Байдену (Joe Biden) и так далее - до поздней ночи в какой-нибудь закусочной или клубе. Наконец, когда помощники Миши упали без сил, а парни из секретной службы запыхались от бега, Томас доставил его к нам на прием в честь выхода новой книги шефа московского и стамбульского бюро Newsweek Оуэна Мэттьюса (Owen Matthews).

Шли дебаты Маккейна и Обамы. В богемного вида особняке в районе Гринвич-Виллидж, принадлежащем нашему другу Энн Марлоу (Ann Marlowe) - хозяйке самого известного литературного салона нашего времени, - Миша ел, смотрел и приветствовал многочисленных доброжелателей. Наверху я вел с Оуэном спор по поводу российско-грузинских дел. Он незадолго до этого написал в Newsweek большую, как будто бы сочувственную статью о Мише. Я только что опубликовал в Wall Street Journal рассказ, в котором впервые описывались разрушения культурно-исторических памятников Грузии во время вторжения.

Я уже писал о том, что Оуэн, как и многие другие, считает, будто Миша в недавнем конфликте допустил ошибку и первым вытащил свой револьвер. Я же полагаю, что первыми оружие достали русские, но Миша оказался проворнее. Мы с Оуэном спорили и спорили на эту тему. Наконец, я предложил ему вынести наш спор на всеобщее обозрение - здесь, в моей колонке. Пусть он говорит сам.

Оуэн: Нам следует дискутировать о том, прав ли Миша, утверждая, что Россия хочет восстановить свою империю. Он заявляет, что если Запад не выступит против российской агрессии в Грузии, Кремль продолжит свои реваншистские действия и начнет отрезать куски территории у Украины, Казахстана и Молдовы.

Я считаю, что Мишина 'теория домино' имеет фундаментальные изъяны. Оккупация Абхазии и Осетии, на мой взгляд, больше направлена на то, чтобы подать сигнал Западу о недопустимости дальнейших посягательств НАТО на территории, которые Москва считает своим задним двором. Устремления Москвы не носят агрессивный имперский характер; они больше направлены на то, чтобы остановить ее постимперский упадок. Несмотря на получившее широкую огласку сожаление Путина по поводу кончины Советского Союза, я не думаю, что в Москве существуют какие-то серьезные настроения в пользу восстановления прежнего СССР. Что потеряно, то потеряно - Москва не хочет терять еще больше.

Я: Это вопиющий факт, поскольку Россия использует свою старую имперскую стратегию ирредентизма, дестабилизируя Грузию. Но я согласен с Оуэном в том, что существует и более масштабный сигнал. На кого это повлияло? Не только на Запад, но и на бывшие колонии, которые поняли, что Запад не в состоянии их защитить. Короче говоря, Москва заявляет: или вы переходите на мою орбиту, или просто падаете вниз.

А что касается потерь Москвы, то теряет здесь не Москва. С какой стати мы должны мириться с мыслью о том, что она обладает каким-то 'правом первой ночи' на страны, расположенные по ее периметру, или даже на находящиеся в пределах ее границ территории проживания других народов, которые никто никогда не спрашивал, хотят ли они быть частью внутренней московской империи? Почему бы нам не попытаться отменить указы Кремля, действующие в 11 нежелающих их исполнять часовых поясах?

Оуэн: Давайте скажем так. Здесь у Москвы существуют две разные тенденции, два направления во взглядах. Первая - это оскорбительная неоимперская агрессивность, которой не место в цивилизованном мире. На такие настроения давит тяжелый психологический груз прошлого, и Путин - явный поборник этого направления.

Но есть и другая, более легитимная и оправданная точка зрения, которую, на мой взгляд, следует принимать во внимание любому, кто надеется наладить продуктивные взаимоотношения с Россией, кто хочет отбить охоту к агрессивности у неоимпериалистов из путинского стана. Речь идет о том, что Россия вполне законно возражает против курса на милитаризацию, который проводит блок НАТО у ее собственных границ. Такие взгляды нелегко преодолеть даже вполне разумным и прозападным россиянам. Ведь даже Борис Ельцин всегда утверждал, будто Билл Клинтон (Bill Clinton) заверял его, что НАТО не будет продвигаться на восток - на территорию Прибалтики, Украины и Кавказа.

Миша утверждает, что такая независимая страна как Грузия может вступать в союз с тем, с кем пожелает. Однако вступление в военный альянс с США совершенно объективно представляет собой угрозу для безопасности России. И я думаю, Россия совершенно обоснованно возражает против размещения американских войск на ее границах.

Я: Да, заверения Клинтона. Это поразительно - забирать ту или иную страну с московской орбиты. Но давайте размышлять дальше. НАТО представляет угрозу только силам экспансионизма. Пора отказаться от своих нравственных страданий по поводу того, чего хочет или что чувствует Москва на своей периферии.

Прежде всего, почему эти страны просят о вступлении в НАТО? Наверное, по той причине, что хотят отвести от себя угрозу, которую они ощущают со стороны Москвы. Защита потенциальной жертвы угрожает только психике громилы. Пока Россия не предъявит миру иное лицо, 'ближнее зарубежье' имеет право просить о вступлении в НАТО. Продуктивные взаимоотношения? Что это такое, если не освобождение угнетенных народов?

Мелик Кайлан - автор еженедельной колонки Forbes.com

__________________________________

Мелик Кайлан: Что русские оставили после себя в Грузии ("The Wall Street Journal", США)

Оуэн Мэттьюс: Русские блестяще, хотя и цинично, переиграли Саакашвили ("Daily Mail", Великобритания)

Саакашвили: 'Россия настолько уязвима!' ("Le Monde", Франция)

Главным проигравшим в Грузии может оказаться Россия ("The Independent", Великобритания)

* * * * * * * * * * * *

Кремлевская заказуха в Le Monde (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Ядерная войнушка по-пацански (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Шпион, пришедший с юга (Тайное братство читателей ИноСМИ)