Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Владимиру Путину придется расплачиваться за воинственность России в условиях падения рынков

Этим летом действия Путина еще больше усугубили неизбежный финансовый хаос

Владимиру Путину придется расплачиваться за воинственность России в условиях падения рынков picture
Владимиру Путину придется расплачиваться за воинственность России в условиях падения рынков picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Те, кто страдает от путинской агрессивности, могут надеяться, что данное падение подорвет его позиции. Власть и влияние Путина основываются на представлении о том, что он за восемь лет вывел Россию из хаоса на путь процветания. Однако, как и все оптимистические оценки в отношении России, данное представление зависит от среднего класса, который внезапно понял, что он велик, что он может громко заявлять о себе и бросать вызов руководителям страны, если их действия угрожают его уровню жизни...

Россия переживает собственную версию серьезного финансового кризиса. Отчасти это вызвано той враждебностью, которую под руководством Путина этим летом проявляла Россия. Вчера она приостановила торги на фондовой бирже в попытке остановить падение котировок - в четвертый раз за две недели. Этим шагом удалось предотвратить паническое бегство, хотя инвесторы уходят с российских рынков уже на протяжении четырех месяцев, в результате чего они с мая обесценились более чем наполовину.

Те, кто страдает от путинской агрессивности, могут надеяться, что данное падение подорвет его позиции. Власть и влияние Путина основываются на представлении о том, что он за восемь лет вывел Россию из хаоса на путь процветания. Однако, как и все оптимистические оценки в отношении России, данное представление зависит от среднего класса, который внезапно понял, что он велик, что он может громко заявлять о себе и бросать вызов руководителям страны, если их действия угрожают его уровню жизни. Такого еще не случалось.

Но существует также опасность, что переполох на рынке может усилить позиции тех, кто утверждает, что капитализм сопряжен со слишком большим риском. В этом случае преимущество получат такие люди, которые, как и Путин, выступают за более жесткий контроль над ключевыми отраслями промышленности и фондовыми рынками, пусть даже это идет в ущерб экономическому росту.

С 2000 года Путин пытается угодить и тем, и другим. Он извлек значительный политический капитал из новообретенного благосостояния страны, в условиях которого средние доходы за шесть лет почти удвоились. Однако он действует так, будто не существует никакого противоречия с усилением контроля над региональными властями, со средствами массовой информации и с энергетической отраслью.

В первые годы своего президентского правления он добился солидных успехов. Путин вывел Россию из кризиса 1998 года, в ходе которого страна объявила о неспособности выполнять свои обязательства по выплате долгов, а рубль полностью обесценился. Благодаря четырехлетнему росту цен на нефть страна рассчиталась по долгам и накопила 500 с лишним миллиардов долларов валютных резервов. Однако, как давно уже говорили иностранные инвесторы, Россия не вкладывает средства от продажи нефти в нефтедобывающую отрасль, и теперь объемы добычи начинают падать. Кроме того, Путину не удалось диверсифицировать экономику, ликвидировав зависимость от энергетики.

Хотя количество бедных в стране сократилось наполовину и сегодня составляет менее 14 процентов, люди мало что получили от роста национального богатства. Население страны, составляющее 141 миллион человек, ежегодно сокращается почти на полмиллиона. Деревни на востоке страны остаются пустыми (Китай, у которого вдоль границы с Россией живут десятки миллионов человек, внимательно наблюдает за этим процессом).

Этим летом действия Путина еще больше усугубили неизбежный финансовый хаос. Конечно, его никак нельзя винить за то, что цены на нефть с момента июльского пика снизились на треть. Но такое падение не оставило ему пространства для маневра, и если цена упадет ниже 70 долларов за баррель, правительство будет вынуждено объявить о дефиците бюджета.

Тем временем, когда Путин в июле обвинил угольно-металлургическую компанию 'Мечел' в завышении цен, ее акции за день упали в цене почти на сорок процентов. Это стало одним из толчков, приведших к бегству иностранного капитала из России. Еще одной причиной стала борьба между ВР и ее российскими партнерами по совместному предприятию, которых совершенно очевидно поддерживали некоторые министры. Спор был разрешен в прошлом месяце, но сделано это было довольно неловко. И, наконец, еще одна причина - это война с Грузией.

В итоге все эти факторы ослабляют позиции Путина. В ближайшее время главный вопрос будет состоять в том, как долго россияне будут соглашаться с его заявлениями, что альтернативы ужесточению контроля не существует, и что кризис капиталистической экономики Запада только подтверждает это.

_______________________________

А. Глюксман: Экономическое чудо не является залогом демократии и мирного сосуществования ("Le Monde", Франция)

Как долго Россия может позволить себе иметь такого 'дорогого' премьер-министра? ("Project Syndicate", США)

Российские банки ("The Financial Times", Великобритания)

Борьба с финансовым кризисом: Соединенные Штаты vs. Россия ("Stratfor", США)

* * * * * * * * * * * *

Кремлевская заказуха в Le Monde (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Ядерная войнушка по-пацански (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Шпион, пришедший с юга (Тайное братство читателей ИноСМИ)