Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Философ-воин

55 лет назад, 3 октября 1953 года, ушел из жизни первый идеолог ОУН Юлиан Вассиян

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вассиян принадлежал поколению, которому суждено было взлететь над Украиной яркой струей кометного водоворота и так же внезапно разбиться о твердь исторического тупика.

Юлиан Вассиян (1894-1953) принадлежит к числу самых оригинальных и идейных фигур нашей культуры. В чем-то нетипичный украинец - самоуглубленный, поразительно дисциплинированный в работе, по-немецки склонный к абстракции, широким обобщениям. Его судьба парадоксально соединила в нем талант кабинетного философа-ученого и подпольного революционера-пропагандиста.

Он принадлежал поколению, которому суждено было взлететь над Украиной яркой струей кометного водоворота и так же внезапно разбиться о твердь исторического тупика. Формировали это поколение бури Первой мировой войны и национальной революции 1917-1920 гг., а потом оно стремительно мужало и росло духом в горячие межвоенные времена, когда противостояние оккупациям обрело особую суровость и жертвенность.

Далекий потомок армянских поселенцев на Украине, род которого украинизировался, очевидно, еще в эпоху позднего Средневековья, Ю.Вассиян родился в селе Колоденцы около старинного галицкого городка Жовква. Среди волынских православных епископов ХVв. значатся два Вассияна - Владимирский и Туровский епископы (по 'Iсторii Украiни-Руси' М. Грушевского). Возможно, один из них и был далеким предком украинского националиста ХХ в. Это что касается некоторой экзотичности происхождения. В другом аспекте, семейном, Вассиян относился к типичной галицкой патриотической семье начала ХХ в.: отец - учитель, директор школы, активный работник просвещения. Сам Юлиан учился в знаменитой Львовской академической гимназии, через которую прошла львиная доля галицких интеллигентов и которая была едва ли не главным форпостом украинского духа и идеи среди польского культурного моря в Галичине.

Учеба в гимназии была очень бурной, увлекательной: тогда, в начале ХХ в., среди галицких гимназистов разразились бури борьбы за украинский университет во Львове, они принимали активное участие в стычках с поляками во время демонстраций, организовывали самые разнообразные формы национального протеста. Поэтому в 1913 г., когда Юлиан закончил гимназию, он был вполне сознательным патриотом.

В 1914 г. Вассиян вместе со старшим братом Владимиром, талантливым художником, предпринял отчаянную попытку прорваться через фронт и все-таки записаться в Легион сечевых стрелков, который формировался при австро-венгерской армии. Венгерская жандармерия, которая с подозрением относилась ко всем русинам-украинцам, посадила в тюрьму его и отправила в лагерь для интернированных. Там ему удалось убедить одно австрийское высокое должностное лицо в том, что его украинский патриотизм не идет вразрез с австрийским государственным патриотизмом, когда речь идет об общей борьбе с имперской Россией. Так Юлиан Вассиян все-таки оказался среди сечевых стрелков. Он прошел всю военную кампанию в ЛСС и потом в национальной Украинской Галицкой армии, участвовал в военных действиях на территории Надднепрянской Украины, увидел и понял все героические порывы украинских военных структур во время национальной революции и все стратегические промахи общего украинского политического движения.

В 1920-1922 гг. пришлось еще побывать в польском лагере для пленных в Домбью и пережить длинный ряд унижений и лишений. В то же время эти условия содействовали тому, что патриотическая интеллигенция, преимущественно молодая, начала кардинальное переосмысление основ и стратегических направлений национально-освободительного движения. Этот период (1920-1923 гг.) можно считать одним из наиболее плодотворных в украинской истории в плане интеллектуальных поисков. В лагерях для интернированных воинов армий УНР и УГА на территории Польши и Чехословакии возникла целая общественно-культурная инфраструктура для сохранения украинской идентичности и развития национальной идеологии. Бывшие солдаты теперь становились публицистами, редакторами, писателями, исследователями, художественными и литературными критиками, философами. Долго сдерживаемые эмоции после окончания войны с особой силой выливались в творчестве. В лагерях выходили десятки больших и малых журналов, альманахов, книг, действовали скромные, но активные издательства, развивался театр, художественные кружки и т. п. Результатом этой бурной всесторонней деятельности молодого поколения стало критическое переосмысление политического и идейного опыта украинского социализма и либерального национал-демократизма, выход на идейные горизонты традиционализма (консерватизма) и национализма.

С 1922 г. Ю. Вассиян пошел учиться в львовский тайный университет, который был организован галицкой интеллигенцией с целью формирования культурных и академических кадров в условиях, когда официально на Галичине украинцам не разрешалось открывать свой университет, учиться в государственном польском университете. Здесь впервые он погрузился в атмосферу подполья, напряженного межнационального противостояния в повседневности. Здесь широко проявилась интеллектуальная способность Юлиана как мыслителя, скрупулезного исследователя, внимательного интерпретатора. Он становится одним из авторитетов для студенческой молодежи, занимает должность университетского референта в Украинском краевом студенческом совете, который занимался организацией студенчества и сотрудничал с подпольной Украинской военной организацией во главе с Е.Коновальцем, которая вела борьбу против польской оккупации.

Тогда одним из важнейших направлений борьбы за молодежь на Галичине было противодействие советскофильству. Эта общественно-политическая тенденция появилась под влиянием пропагандистской демагогии, что якобы в СССР создано 'настоящее украинское государство - УССР', где идет 'украинизация' и 'возрождается народозащитная экономика в виде НЭПа'. Напомним, что тогда на советские позиции перешел даже главный галицкий политик, диктатор Евгений Петрушевич, бывший лидер ЗУНР. Понятно, он сделал это в иллюзорной надежде на возможность использовать СССР в борьбе против Польши. Следовательно, первым большим историческим шагом молодежного националистического движения на Западной Украине была его успешная деятельность против советско- и москвофильства. Именно тогда Юлиан Вассиян идейно возмужал как убежденный традиционалист, человек новой формации политиков, которые под веяниями идей Дмитрия Донцова четко стали на позицию 'веры только в собственные силы', без каких-либо надежд на внешнее освобождение Украины.

Из студенческих организаций на Галичине и в Чехословакии постепенно сформировалась группа украинской националистической молодежи, которая явно выражала новые тенденции в украинском движении: волюнтаризм, милитаризм, иррационализм и христианский идеализм в философии, революционизм в действиях, романтизм в настроениях. В 1924 г., когда Ю.Вассиян переехал на занятия в Прагу, он сразу стал одним из лидеров этой организации, начал печататься в ее органе - журнале 'Нацiональна думка'. Этот ежемесячник зарекомендовал вскоре себя как одна из главных теоретических трибун по развитию идеологии украинского национализма. В 1927 г. Вассиян уже воспринимался в националистической среде как главный идеолог и был делегирован на 1-ю Конференцию украинских националистов в Берлине, которая должна была подготовить платформу для объединения различных националистических подпольных организаций в одну структуру. С тех пор начал действовать в качестве координационного органа Организация украинских националистов во главе с Е.Коновальцем, у ОУН появилось официальное издание - журнал 'Розбудова нацii', который появился на базе 'Нацiональноi думки', в нем Ю.Вассиян был постоянным автором. Уже в N2 появилась его знаковая статья 'К главным основам национализма'. 'Розбудова нацii' в целом является одним из лучших украинских теоретических журналов (не только в аспекте развития национальной идеологии), поэтому удивляет некоторое равнодушие (или предубежденность?) к журналу современных украинских исследователей. В основных параметрах этот журнал передавал идеологическую платформу 'Лiтературно-наукового вiсника', который выходил под редакцией Д.Донцова с 1922 г. во Львове, с той только поправкой, что не содержал художественной литературы. Его характеризовали четкая национально-оборонительная методология мышления, формирование идеалистического мировоззрения, последовательная критика любого империализма и малороссийства, антисоциалистические и антилиберальные интенции, умение острее всего поставить проблематику по украинской историософии или культурологии.

В 1928 г. прошла II Конференция украинских националистов в Праге, на которой Ю.Вассиян был делегирован на будущий Конгресс украинских националистов уже как главный идеолог, человек, который глубоко сознавал мировоззренческую доктрину национализма. Конгресс состоялся 27 января - 3 февраля 1929 г. в Вене и на нем была основана ОУН. Ю.Вассиян произнес свой знаменитый доклад 'Идеологические основы украинского национализма' ( 'Розбудова нацii'. - 1929. - N3-4). Сейчас этот доклад перепечатан по оригиналу в фундаментальном и скрупулезном научном сборнике 'Конгрес украiнських нацiоналiстiв 1929 г.: Документи i матерiали. / Упорядник Володимир Муравський. - Львiв, 2006. Собственно здесь Ю.Вассиян выразил центральную мысль своей философии нации: национализм не является только ответом на внешнее давление / завоевание, какого-то порабощенного народа, а, прежде всего, это внутренняя, органическая жизненная сила народного гения, вечная способность социума к динамичному самообновлению и росту (отсюда - понятие революционный национализм), этот радостный ответ этнической уникальности на стремление Бога к обогащению и разнообразию мира.

На Конгрессе Вассияна назначили членом Организации украинских националистов и руководителем его идеологической секции. Тогда появилась его известная брошюра 'Программа воспитания в ОУН'. В 1930 г. он закончил Карлов университет в Праге, перед этим параллельно штудировал философию и славянскую филологию в пражском немецком университете и украинском педагогическом институте. Его докторская диссертация 'Соединение понимания философии в ее отношении к наукам об основах поэтики и метафизики'. Это исследование ярко передавало зависимость автора от немецкой философской школы. В частности, среди современников его любимыми философами были Освальд Шпенглер и Эдмунд Гуссерль - большой мастер культуролого-историософских и иррационалистических интерпретаций и мастер феноменологии.

Олег Баган, Научно-идеологический центр им. Дмитрия Донцова

++++++++++++++++++++++++++++++

P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.

****************************

В. Новодворская: Бабло, Зло и моя Индивидуальная баррикада (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Что стоит за реабилитацией царской семьи? (Тайное братство читателей ИноСМИ)

"Й... вашу мать" для средней школы (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Убийства по приказу КГБ (Тайное братство читателей ИноСМИ)

___________________________

Тайна одного теракта ("День", Украина)

Роман Шухевич.: первый среди равных ("Украинская правда", Украина)