Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как полевой командир и перебежчик Рамзан Кадыров попал из грязи в князи

Кадыров делает порой колоритные жесты в сторону русских, в которых сквозит ирония

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время первой чеченской войны в начале 90-х годов Кадыров воевал против русских. Во время второй чеченской войны, войны Владимира Путина, Кадыров перешел на его сторону. В результате достигнутой договоренности новый приверженец России получает от Москвы финансовую поддержку для восстановления города, который она большей частью разрушила. И он получает свой кусок прибыльных контрактов

На последнем отрезке своего путешествия по 'большой разбойничьей дороге Европы' Роджер Бойз встречает жесткого руководителя, силой наводящего покой и порядок в Чечне.

Одна из задач, которую я поставил перед собой в покрытом цементной пылью Грозном, заключалась в поисках мясного магазина, который поставляет корм для львов, пантер и леопардов, населяющих частный зоопарк полевого командира Рамзана Кадырова, превратившегося в президента.

Но столица Чечни переживает такой масштабный бум строительства, что даже местные жители теряют дорогу в его циклопических дебрях. Инженер, поселившийся в одном со мной отеле "Кавказ", где кровати постояльцев прочно оккупировали клопы, с блеском в глазах рассказывал о строительных работах. Это можно сравнить, сказал он, с великими стройками социализма, когда возводились плотины и народные дворцы, когда с нуля восстанавливали разрушенный войной Минск.

"Забудь о мясе, - сказал мне мой гид - 23-летний студент машиностроительного факультета Саид Магомед, - он берет баранов на ферме на востоке Чечни и сам их режет - он в помощниках не нуждается". Саид все еще перенасыщен адреналином после субботнего утра. Он провел его, занимаясь новомодным грозненским умопомешательством - пейнтболом. Это более или менее безвредная постмодернистская форма партизанской войны: ты подкрадываешься, стреляешь, но никого не убиваешь. Такая болезнь может оказаться заразной.

"Нельзя списывать Кадырова только потому, что он убивал людей в войне против русских. Он сильный человек и современный лидер", - говорит Саид.

Он очень заметный лидер, это точно. По всей трассе М29, начиная с Ингушетии, его изображение встречает вас на каждой заправке, на каждом телеграфном столбе. Иногда он улыбается, но чаще нет. Очень редко на плакатах можно увидеть его руки мясника-убийцы, его мускулистые пальцы и широкие мощные ладони.

В последние несколько месяцев в Ингушетии все чаще происходят нападения на сотрудников спецслужб и представителей властей. В четверг боевики обстреляли военный конвой, убив двух военнослужащих, а глава районного отделения милиции погиб в результате нападения на его машину. В Шалинском районе Чечни три боевика расстреляли на улице солдата. Ответственность за рост насилия никто на себя не берет. Наблюдатели за происходящим указывают то на преступников, то на боевиков-исламистов, то на противников президента Ингушетии Мурата Зязикова.

Во время первой чеченской войны в начале 90-х годов Кадыров воевал против русских. Во время второй чеченской войны, войны Владимира Путина, Кадыров перешел на его сторону. В результате достигнутой договоренности новый приверженец России получает от Москвы финансовую поддержку для восстановления города, который она большей частью разрушила. И он получает свой кусок прибыльных контрактов.

В обмен на это идеи чеченского сепаратизма выброшены на помойку. В рамках этого театра примирения Кадыров делает порой колоритные жесты в сторону русских, в которых сквозит ирония. Позавчера он назвал одну из улиц Грозного именем российского генерала, который когда-то призывал устраивать публичные казни чеченцев. Генерал этот погиб недавно в авиакатастрофе. А всего несколько лет назад Кадыров повесил бы этого генерала на первом столбе.

Для Кремля это важно, поскольку речь идет о стабильности на Кавказе. Никто не знает, как долго она продлится. Кадыров считает, что клан Ямадаевых из восточной Чечни представляет опасность для его власти. Они, как и Кадыров, тоже были полевыми командирами, но перешли на сторону русских. Их, как и Кадырова, привлекают финансовые доходы, получаемые от реконструкции, а также от того, что российские власти закрывают глаза на их преступную деятельность. Один из членов этого клана Сулим Ямадаев помогал русским во время войны против Грузии, направившись туда вместе с бойцами из своего беспощадного и закаленного в боях батальона "Восток". Его старшего брата Руслана застрелили на улице Москвы в час пик. В убийстве обвиняют Кадырова, и вполне можно предположить, что в ближайшие недели мы станем свидетелями какой-нибудь кровавой вендетты.

Перестрелка в Москве напомнила Кремлю, что Чечня давно уже находится отнюдь не на периферии его империи. Кровавые разборки на Северном Кавказе очень быстро выливаются в проблемы в самом центре страны.

Находящийся восточнее Чечни Дагестан может взорваться первым. Тамошнее духовенство считает себя зачинателями мусульманского суфизма в этом регионе, который был оплотом героя-мятежника 19-го века имама Шамиля. Этот человек несколько десятилетий успешно сражался с царскими войсками. Сейчас Дагестан стал классической "горячей точкой" Кавказа: продажная милиция, организованная преступность, соперничающие исламистские группировки и зачастую жестокие нападения российского спецназа. Местные милиционеры в Дагестане - если им не дать взятку, чтобы они закрыли глаза - ищут исламистов среди молодежи и передают эту информацию русским. А тем посылают группы захвата со своих баз в Чечне. Часто молодые люди исчезают. А лидеры дагестанских мятежников захватывают заложников, а затем продают их бандам в Чечню. Там их держат в горах в темных ямах как рабов, пока не будет выплачен выкуп.

Но ничто не возбуждает таксиста-чеченца больше, чем проблема, за решение которой приходится платить. Мы на короткое время съезжаем с трассы, когда водитель вдруг ощущает в воздухе запах беды. Затем мы вновь возвращаемся на нее возле границы. Здесь много русских военных, но они нас пропускают. За бутылку коньяка. Мы въезжаем на территорию Дагестана, проезжаем десять километров, и здесь нас останавливает шайка молодых людей. Они вооружены и что-то приказывают нам.

Самого юного из них, у которого нет еще бороды, делегируют к нам на переговоры. Им нужны деньги. Водитель-чеченец намерен проехать прямо сквозь них. Но мне хочется еще немного пожить. Происходит передача пятидесяти долларов. Этого с трудом хватит на завтрак в московской гостинице, но в горной дагестанской деревне такой суммы вполне достаточно, чтобы хорошо провести время. Мальчишка требует мой бумажник.

"Возьми это, - говорю я ему, - это кредитная карточка". Я протягиваю ему черно-зеленую льготную кредитную карту книжного магазина Waterstone's.

"Кредит?" - переспрашивает он. Я киваю. Мальчишка идет к своим товарищам, чтобы сообщить им о добыче. По пути он случайно нажимает на спусковой крючок своего не поставленного на предохранитель "калашникова", и его доклад звучит громкой очередью по асфальту дороги. Парни пугаются, наверное, даже больше, чем я. Чеченец пользуется моментом и пришпоривает своего "железного коня", как терский казак. Я на всякий случай ложусь вниз на заднем сиденье, но ничего не происходит. Может быть, они уже планируют поход за книгами.

"Этого парня надо бы поучить", - невозмутимо говорит водитель.

Больше той ночью на трассе М29 не стреляли.

++++++++++++++++++++++++++++++

P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.

__________________________________

По враждующим окраинам российской империи ("The Times", Великобритания)

Все кончено, и Путин победил ("The Guardian", Великобритания)

О том, как сильная рука Москвы преобразила Грозный ("The Independent", Великобритания)

Жестокая история жизни Рамзана Кадырова ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * * * *

Спокойно, русский, пойдем, постреляем! (Тайное общество читателей ИноСМИ)

Выбери нашего президента США!

(Тайное общество читателей ИноСМИ)

Русские и белорусы не братья. Даже не двоюродные (Тайное общество читателей ИноСМИ)