Премьер-министр России Владимир Путин высказал мнение, что он бы предпочел, чтобы его именем улиц никто не называл и памятников ему не воздвигал. Непосредственно сие выражение скромности было вызвано предложением промосковского лидера Чечни переименовать главную улицу Грозного именем Путина.
В общем-то, правильно: в том, что касается Чечни, Путину скромность еще проявлять и проявлять. Но я бы еще сказала, что в своем желании задушить в зародыше данный конкретный аспект культа собственной личности он может быть образцом для многих. Стремление держаться в тени, для него, несомненно, характерное, никогда не было сильной стороной коммунистических лидеров. Например, югославский диктатор Тито с удовольствием называл в свою честь не только города, улицы и площади, но даже школы, автобусы и поезда.
В нашем сознании культ личности не может быть сосредоточен на живом политике, хотя в Косово есть бульвары, по понятным причинам названные именем Тони Блэра. Но и у нас народ находит способ оставить свой след в истории институтов и публичных пространств. Здесь это делается с помощью денег: такое впечатление, что современный филантроп хочет всенепременно написать свое имя на всем, за что платит.
Есть, конечно, и такие достойные жертвователи, что остаются анонимными или ограничивают благодарность получателей памятной табличкой или записью в какой-нибудь книге. Однако достаточно посмотреть на любую, например, научную программу - и тут же понимаешь: большинство корпораций и фондов считают, что если уж деньги потрачены, они должны быть хоть как-то отработаны. 'Школа 21-го века имени Джеймса Мартина' (James Martin 21st-Century School) при историческом факультете Оксфордского университета была основана на щедрое дарение сего псевдоанонимного мецената - но по мне, так лучше бы он туда не совался. В Кембридже на пожертвования сэра Пола Джаджа (Paul Judge) и леди Джадж основали 'Бизнес-школу имени Джаджей' (Judge Business School). Да что там, моя альма-матер, Ньюхоллский колледж Кембриджа, так хочет чем-нибудь отблагодарить дарителя, отстегнувшего 30 миллионов фунтов, что пытается добровольно переименоваться в 'Колледж Мюррея Эдвардса' (Murray Edwards College). Политехникум какой-то.
В Средние века улицы назывались обыкновенно по занятиям людей, которые там жили - даже если эти занятия создавали им дурную репутацию, - по их сообществам, а организации называли именами святых. Отдельные личности, в общем и целом, не стремились возвеличиваться за счет собственной благотворительности. Если уж взамен что-то и было, то в основном обещание век молить бога.
Прославленный в нашей пантомиме лорд-мэр Лондона Дик Уиттингтон (Dick Whittington), выходец из низов, свое богатство истратил на устройство огромной библиотеки, строительство Рочестерского моста, основание приюта для незамужних матерей и создание общественных туалетов, уличных фонтанов и дома призрения. После всех этих добрых дел от его состояния ничего не осталось. И он ни разу не попросил, чтобы хоть что-нибудь из этого назвали его именем. Кое-что, правда, назвали, но это было против его воли. Если бы только наши современные филантропы были такими, как он. Или - о Господи - как Путин.
++++++++++++++++++++++++++++++
P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше отдать за ИноСМИ больше голосов, чем меньше.
* * * * * * * * * * * * *
Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Герои России - палачи украинцев (Тайное братство читателей ИноСМИ)
До одури надоели "русские" - в ушанке, с балалайкой и "Калинкой"! (Тайное братство читателей ИноСМИ)
Русские и белорусы не братья. Даже не двоюродные(Тайное братство читателей ИноСМИ)
__________________________________________
На смену гротесковой фигуре Убу Ельцина пришло олицетворение шерифа, у которого не дрогнет рука ("El Pais", Испания)
Все кончено, и Путин победил ("The Guardian", Великобритания)
"Ястребы" великой России ("Le Nouvel Observateur", Франция)