Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Найти точки соприкосновения с Россией

Сегодня угрозы всеобщей войны не существует

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня угрозы всеобщей войны не существует. Но есть опасение, что конфликт, возникший на основе давних эмоций и страстей на Кавказе, станет своеобразным олицетворением более масштабного противостояния, способного создать препятствия на пути строительства крайне необходимого нового миропорядка в глобализованном мире, где происходит распространение оружия массового уничтожения, возникают межэтнические конфликты и идет технологическая революция

Кризис из-за Грузии напоминает давнюю историю. В 1914 году многие страны в оценке проблемы, носившей, по сути дела, локальный характер, исходили из своих застарелых страхов и обид, в связи с чем она приобрела глобальный масштаб и привела к Первой мировой войне.

Сегодня угрозы всеобщей войны не существует. Но есть опасение, что конфликт, возникший на основе давних эмоций и страстей на Кавказе, станет своеобразным олицетворением более масштабного противостояния, способного создать препятствия на пути строительства крайне необходимого нового миропорядка в глобализованном мире, где происходит распространение оружия массового уничтожения, возникают межэтнические конфликты и идет технологическая революция.

Ввод российских войск на территорию государства, обретшего недавно независимость от старой советской империи, не мог не вызвать трепет у всех остальных стран, возникших после распада Советского Союза.

Это вызвало конфронтационную риторику, взаимные угрозы и ответные меры. В Черное море были направлены американские военные корабли, а Россия начала демонстрировать свою военную и экономическую мощь в Карибском бассейне, как бы разыгрывая спектакль 19-го века на тему баланса сил.

Грузинский кризис приводят в качестве доказательства того, что Россия Владимира Путина настойчиво реализует стратегию ликвидации международного порядка, который сложился в Европе после распада Советского Союза. Звучат призывы к ответной изоляции этой страны. Между Соединенными Штатами и Россией не было контактов на высоком уровне с начала августа, пока госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и министр иностранных дел России Сергей Лавров не провели недавно двустороннюю встречу. Сокращен объем контактов и на неправительственном уровне.

Такое сползание к конфронтации необходимо остановить.

Изоляция России, может быть, и уместна в качестве временной меры, чтобы продемонстрировать нашу озабоченность. Но как устойчивую и долгосрочную политику ее использовать нельзя. Невозможно, да и нежелательно изолировать страну, которая занимает одну восьмую часть земной поверхности, граничит с Европой, Азией и Ближним Востоком, а также обладает арсеналом ядерных вооружений, сопоставимым по мощи с американским.

Учитывая историческую двойственность и эмоциональную нестабильность отношений России с окружающими, такой подход вряд ли приведет к взвешенным и конструктивным ответным действиям Москвы. Даже значительная часть стран Западной Европы относится к такому курсу с серьезной тревогой.

В 1983 году, когда Советы намеренно сбили корейский авиалайнер, случайно залетевший в их воздушное пространство, зазвучали призывы разорвать все отношения с Советским Союзом. Но президент Рейган пошел иным курсом. Соединенные Штаты активно призвали все страны резко осудить действия Москвы. Одновременно президент Рейган вернул наших переговорщиков по контролю вооружений назад в Женеву, а своего госсекретаря (это один из авторов данной статьи) отправил в Мадрид на уже запланированную встречу с советскими коллегами. Сила и дипломатия пошли в ногу.

Как и большинство других войн, грузинский кризис стал результатом целой серии просчетов. Грузинское руководство неверно оценило размах военных действий и силу ответной реакции России. Россию же застала врасплох реакция Запада на масштаб ее интервенции. Видимо, она не в полной мере предусмотрела то воздействие, которое оказало на другие страны признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, а также возможные последствия этого прецедента - даже для некоторых регионов внутри России.

Нельзя допустить, чтобы эти просчеты доминировали в будущей политике. Америка сделала крупную ставку на территориальную целостность независимой Грузии, но не на конфронтационную дипломатию российских соседей в отношении Москвы.

Россия должна понять, что использование силы или угроза ее применения вызывают в памяти воспоминания, усиливающие те самые препятствия на пути сотрудничества, которые составляют основу ее недовольств и обид. А Америка должна решить, как ей относиться к России: как к потенциальному стратегическому партнеру или как к угрозе, с которой следует бороться при помощи методов 'холодной войны'.

Конечно, если Россия будет проводить такую политику, какую ей приписывают ее критики, то Америка должна и будет противостоять ей всеми надлежащими способами. Те из нас, кто работал на ответственных постах во времена 'холодной войны', возглавят движение в поддержку такой стратегии.

Но мы еще не дошли до этого рубежа. Нет никаких сомнений в том, что лидеры России сожалеют о распаде российской и советской империи. Но если они обладают каким-то прагматизмом (а наш опыт подсказывает, что это так), то им совершенно ясно, что повернуть историю России вспять при помощи военных средств невозможно и опасно.

История России говорит о том, что эта страна как маятник раскачивалась в сомнениях между самообладанием и строгостями европейского порядка и соблазном заполнить тот стратегический вакуум, который существовал вдоль ее границ в Азии и на Ближнем Востоке. Такого вакуума сегодня уже не существует.

На Западе налицо мощное стратегическое присутствие НАТО. На востоке - возрождающаяся Азия, в сторону которой склоняется центр тяжести мировой политики. На юге Россия на тысячекилометровых рубежах сталкивается с растущими силами исламского радикализма. Внутри самой России - далеко не радужные демографические перспективы, грозящие уменьшением численности населения и увеличением удельного веса его мусульманской части, которая частично проявляет недовольство.

Россия пока еще не смогла должным образом заняться решением проблем инфраструктуры и здравоохранения. Ее валовой внутренний продукт в шесть с лишним раз меньше американского (по паритету покупательной способности). А ее военный бюджет в три с лишним раза ниже, чем у Европейского Союза, и во много раз меньше, чем у Америки. Поэтому Россия не в состоянии вести борьбу с США и их союзниками, оспаривая статус сверхдержавы. И несмотря на все свои громкие заявления, российские руководители знают это.

Чего они добиваются своими порой неуклюжими действиями, так это признания России в качестве равноправного партнера в рамках новой международной системы, а не в качестве проигравшей в 'холодной войне' страны, которой можно диктовать условия. Их методы порой кажутся грубыми и агрессивными. Понимание психологии международного окружения никогда не было сильной чертой российской внешней политики. Отчасти это объясняется историческими различиями внутреннего эволюционного процесса между Россией и ее соседями, особенно на Западе.

Справедливость, однако, требует признать, что Запад не всегда учитывал мнение Москвы относительно событий, происходящих в мире.

Рассмотрим, к примеру, историю НАТО. В первые пятьдесят лет своего существования НАТО юридически представляла собой оборонный альянс. Однако, в 1999 году, в одностороннем порядке начав боевые действия против Югославии, НАТО тем самым стала претендовать на право реализовывать свои цели путем наступательных военных операций. В то время политика НАТО пользовалась широкой поддержкой.

Война положила конец нарушению прав человека сербами в Косово; закончить ее удалось в том числе благодаря посредничеству России, после чего Косово стало автономным краем, формально находившимся под юрисдикцией Сербии, но де-факто управлявшимся органами Евросоюза. В этом году статус-кво изменилось, и произошло это фактически в результате одностороннего решения о признании независимости края, принятого несколькими государствами Евросоюза и Соединенными Штатами Америки. Не было получено одобрения ООН; не были учтены возражения России.

Решение по Косово было принято почти одновременно с обнародованием плана размещения элементов противоракетной обороне в Польше и Чехии, а также с объявлением о приглашении Украины и Грузии в НАТО.

Вряд ли можно было ожидать, что Россия спокойно примет такие события, как перенос границы между Западом и Востоком на тысячу километров в ее сторону, новый смысл существования НАТО и появление сложнейшего военного оборудования в странах Восточной Европы, ранее бывших сателлитами СССР.

Вышеизложенным я объясняю действия России, но, конечно же, не пытаюсь найти оправдания им или же нередко звучащим со стороны Кремля провокационным высказываниям. С другой стороны, я пытаюсь показать, как важно взглянуть на разразившийся кризис с исторической и психологической точки зрения.

Конечно, текущие кризисы не освобождают нас от долгосрочной ответственности. Предложенный президентом Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) план призван создать условия для решения грузинского кризиса, формально объявленные приемлемыми для всех сторон, включая истинно независимую Грузию в существующих границах, тогда как статус Южной Осетии и Абхазии (спорный с самого момента основания грузинского государства) предстоит определить путем переговоров в рамках мер безопасности, изложенных в шести пунктах плана Саркози.

В апреле 2008 года президент Буш встретился с президентом Путиным в Сочи, где ими была выработана программа сотрудничества между Россией и США с целью поиска путей решения долгосрочных проблем мирового порядка. Затрагивались такие вопросы, как нераспространение ядерных вооружений, ситуация вокруг Ирана, проблемы энергетики, предотвращение негативных последствий размещения элементов ПРО в Восточной Европе, а также перспективы объединения некоторых американских и российских систем противоракетной обороны.

США и Россия обладают приблизительно 90 процентами имеющихся в мире ядерных вооружений. Сотрудничество между этими двумя странами жизненно важно для недопущения распространения ядерных технологий по всему миру. Глобальное потепление и энергетика также требуют объединенного подхода к решению проблем. Нельзя отвлекаться от решения данных задач и вступать в ненужное противостояние друг с другом.

Подписанные в Сочи документы способны проложить дорогу для будущих соглашений. Естественно, России нельзя позволять ссылаться на общность интересов и с помощью военного принуждения преследовать свои собственные интересы.

Те из нас, кто ставит под сомнение срочную необходимость вступления Грузии и Украины в НАТО, заботятся вовсе не о сохранении российской сферы влияния в Восточной Европе. Мы считаем Украину неотъемлемой составной частью общеевропейской гармонии; мы считаем необходимым как можно скорее предоставить ей членство в ЕС.

Мы также полагаем, что проблему безопасности Украины и Грузии не следует решать механически, просто настаивая на том, чтобы объединенное военное командование НАТО располагалось в нескольких сотнях миль от Москвы. Альянс уже согласился с основными принципами вступления Грузии и Украины.

Но отложить решение до тех пор, покуда новая администрация США не определится со своей политикой, - это не уступка, это ответственная мера предосторожности на будущее.

Наконец, наша способность вести эффективное взаимодействие с Россией требует энергичных усилий по восстановлению собственных сил. Необходимо привести в порядок финансы - не только справиться с текущим кризисом, но и решить многочисленные проблемы, которые он вызовет в дальнейшем.

Мы и так чересчур зависим от поставок импортной нефти. Результатом этого стало самое быстрое перемещение богатства, когда-либо случавшееся в мировой истории. Необходимо выработать законодательство, которое позволит нам обеспечить долгосрочную возможность планомерно и решительно бороться с этим.

Дипломатия, не подкрепленная силой, бесплодна. Сила, не дополненная дипломатией, отдает позерством. Мы полагаем, что глубинные интересы США, Европы и России связаны более тесно, чем прежде, или, во всяком случае, существует возможность привязать их друг к другу теснее, чем когда-либо - даже теперь, даже несмотря на кризис вокруг Грузии.

Эту возможность упускать нельзя.

Генри Киссинджер занимал пост госсекретаря США с 1977 по 1977 гг... Джордж Шульц занимал пост госсекретаря США с 1982 по 1989 гг..

+++++++++++++++++++

P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который пройдет с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP можно проголосовать 30 раз или 29, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . :-)))))))

__________________________________________

Г.Киссинджер и Дж.Шульц: Америка должна решить, как ей относиться к России ("The International Herald Tribune", США)

М. Бжезинский: Россией руководят амбиции, просчеты и обиды ("The International Herald Tribune", США)

Двойные стандарты в отношении России ("The Washington Times", США)

Русский медведь в 'заднем дворе' США ("Reuters", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

Вахтанг Кикабидзе: Лучше, чем Саакашвили никого нет (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Украинские "нэгаразды"(Тайное братство читателей ИноСМИ)

Танки, девки, военком... (Тайное братство читателей ИноСМИ)

До одури надоели "русские" - в ушанке, с балалайкой и "Калинкой"! (Тайное братство читателей ИноСМИ)