Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Для выборов телевидение по-прежнему важнее Интернета

Дома или в баре - как люди следили за дебатами?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дома, в залах ожидания, в барах по всей Америке - как люди наблюдали за этим важнейшим ритуалом борьбы за кресло президента? По телевизору. Дебаты - это практически единственное событие, за исключением финала чемпионата по американскому футболу, когда такое большое количество американцев одновременно делает одно и то же, переживая моменты, которые они будут обдумывать и обсуждать весь следующий день

За ходом вчерашних вторых дебатов президентской гонки (всего их будет три) между Джоном Маккейном (John McCain) и Бараком Обамой (Barack Obama) должны были наблюдать 50 с лишним миллионов американцев. В прошлый четверг рекордное количество зрителей (70 миллионов) смотрело за тем, как в ходе обязательного поединка кандидатов в вице-президенты сумела не опозориться Сара Пэйлин (Sarah Palin).

Дома, в залах ожидания, в барах по всей Америке - как люди наблюдали за этим важнейшим ритуалом борьбы за кресло президента? По телевизору. Дебаты - это практически единственное событие, за исключением финала чемпионата по американскому футболу, когда такое большое количество американцев одновременно делает одно и то же, переживая моменты, которые они будут обдумывать и обсуждать весь следующий день.

Я говорю сейчас об этом потому, что с того самого момента, как Интернет пошел в гору, став универсальным инструментом (ну, давайте проявим великодушие) общения и связи, бесчисленное множество политических деятелей и ученых называет всемирную паутину будущим политики, причем доказывает это пространно, приводя самые разные технические детали. Они утверждают, что Интернет меняет выборы не только в США, но и в Великобритании, где такая трансформация должна произойти уже скоро.

Впервые об этом начали говорить в ходе полных приключений выборов 2000 года. Возможно, вы помните, что тогда Эл Гор (Al Gore) произнес вызывающую сомнения хвастливую фразу о том, что это он изобрел Интернет. Четыре года спустя мы вновь услышали об этом, когда Говард Дин (Howard Dean) сделал поразительный стартовый рывок, который практически все объяснили тем, что он пользуется Интернетом. А сколько раз нам твердили - повторяя это снова и снова - что Барак Обама своим появлением на дорожке президентской гонки, а также возможной победой обязан хорошим навыкам пользования Интернетом!

Но все это в значительной мере - пускание пыли в глаза в припадке технофилии. Есть два довольно скромных способа, при помощи которых Интернет оказывает определенное влияние на избирательную политику (но не преобразует ее). Первый характерен только для Соединенных Штатов, и относится он к сбору средств. Кандидаты могут пользоваться Интернетом, чтобы выпрашивать финансовую помощь у отдельных граждан - маленьких жертвователей, которые раньше об этом, возможно, и не задумывались. Делать это гораздо легче и дешевле, чем рассылать письма по адресам. Такой способ также намного эффективнее, чем телефонные звонки.

Тем не менее, не исключено, что полезность Интернета преувеличена. Чем больше мы узнаем о том, как собирает средства Обама, тем больше мы понимаем, что он в традиционной манере рассчитывает на крупных доноров. Маленькие пожертвования пробуждают у кандидата и его сторонников теплые чувства, и на начальном этапе они способствуют укреплению доброжелательности. Но не на эти средства ведет свою кампанию будущий президент США. Интернетом много денег не соберешь. Вряд ли где-то еще в мире существуют демократические выборы, в которых деньги играют столь важную роль, как в американских президентских выборах. И если традиции и правила британской избирательной кампании существенно не изменятся, то и там Интернет не будет обладать существенными возможностями в сборе средств.

У Интернета есть еще одна преобразующая функция. Речь идет о разоблачении оплошностей кандидатов. Помните тот фатальный вопль Говарда Дина? Ошибку кандидата можно много раз растиражировать через Сеть, прежде чем спасатели ситуации смогут вмешаться и свести к минимуму ущерб. Но Интернет не единственный изобличитель оплошностей и ляпов. Этим занимается и мобильная связь, и телевидение, причем телевизионная сатира может быть не менее разрушительной. Можно сказать, что в случае с Пэйлин главный урон ей нанесли интервью в прямом эфире, которые она давала американским телеканалам. Именно они стали основными поставщиками материала для сатириков.

Но почему тогда Интернет называют завоевывающим всех и вся электоральным орудием будущего? Отчасти из-за того, что организаторы избирательных кампаний поражаются огромному охвату аудитории, который обеспечивает Сеть. Они подсчитывают количество заходов на их сайты и думают, что это доказательство широкой заинтересованности - а также привлекательности их кандидата. Но здесь есть одно упущение. Многие из тех, кто заходит на сайт кандидата, ищут информацию. То же самое они могли бы сделать, перелистывая брошюру. В Интернете, например, можно найти данные о собраниях и встречах с кандидатами. Но ту же самую информацию можно почерпнуть и в местной газете, причем порой гораздо быстрее.

Однако еще более серьезная ошибка состоит в том, что Интернет считается уникальным по своей эффективности средством общения с массами. Тот, кто ищет политический вебсайт той или иной направленности, должен быть, во-первых, заинтересован, а во-вторых, хотя бы немного информирован. Интернет отличается от других СМИ не тем, что он формирует взгляды, а тем, что он читает проповеди новообращенным и утешает их. А его способность заручаться поддержкой новых избирателей и убеждать колеблющихся не так уж и велика. Безусловно, политических сплетен и блогов на его страницах огромное множество, но там в основном тусуются люди со схожими интересами - и предрассудками, и они общаются друг с другом.

Восхитительная правда по поводу американских выборов, на которую зачастую не обращают особого внимания, заключается в том, насколько мощно ведется освященная временем реальная кампания в реальной Америке - в залах и на стадионах, а также (как вчера вечером) на экранах телевизоров, перед которыми в гостиной собираются целыми семьями.

++++++++++++++++++++++++++++++

P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.

__________________________________

Настоящие американцы ("Los Angeles Times", США)

Кремлевские связи Маккейна ("The Nation", США)

Америка больших городов ("The Times", Великобритания)

Аляска и международные отношения ("The American Spectator", США)

Джонни, да мы тебя совсем не знаем ("The Washington Post", США)

Барак Простодушный ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * * *

Акунин "подвел" Ходорковского под карцер (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Лучше, чем Саакашвили никого нет (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Украинские "нэгаразды"(Тайное братство читателей ИноСМИ)

До одури надоели "русские" - в ушанке, с балалайкой и "Калинкой"! (Тайное братство читателей ИноСМИ)