Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто сказал 'геноцид'?

Восхождение Дугина еще не означает, что Россия уже становится фашистской

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские крайне правые, включая их криптофашистские секции, становятся все более влиятельной частью дискурса московского общественного мейнстрима. На этом фоне не удивительна и растущая отчужденность между Россией и внешним миром. Если Дугин & Co. будут продолжать увеличивать свое влияние на российскую элиту и население, сегодняшняя вторая 'холодная война' между Москвой и Западом задержится надолго

Российский фашист предварил (или обеспечил?) определение военных акций Тбилиси Путиным и Медведевым

"Не понял, извините?" - воскликнул Матвей Ганапольский, ведущий радиостанции 'Эхо Москвы', в своей радиопередаче вечером 8 августа 2008 года. Ганапольский обращался к интервьюируемому им лидеру Международного 'Евразийского движения' Александру Дугину, который только что назвал грузинские действия в Южной Осетии того дня 'геноцидом'. Ганапольский не мог поверить, что кто-либо будет использовать такое весомое слово для определения последних событий в Грузии. Вопреки возмущению Ганапольского, лишь днем позднее, 9 августа 2008 года, премьер-министр России Владимир Путин, однако, также назвал действия Тбилиси 'геноцидом'. 10 августа президент Дмитрий Медведев, который ранее комментировал грузино-осетинский конфликт, используя менее драматичную терминологию, послушно последовал этому примеру и также заявил, что события в Южной Осетии за три предыдущих дня должны быть классифицированы как 'геноцид'.

Вряд ли непосредственно Дугин вдохновил Путина или Медведева использовать слово 'геноцид' для описания грузинских событий в августе этого года. Тем не менее, согласованность их гипербол является индикатором того, куда движется Россия в последние годы. Дугин стал популярным политическим комментатором, и, по наблюдению некоторых, влиятельным идеологом в путинской новой России. Будучи известным теоретиком фашизма в России 1990-х, Дугин презентует себя сегодня 'радикальным центристом' и ярым сторонником российской авторитарной внутренней и антизападной внешней политики. Его страстные статьи в защиту Путина, а также его особенно фанатичный антиамериканизм, видимо, пользуются популярностью в Кремле и московском 'Белом доме'. Иначе, как можно объяснить тот факт, что Дугин стал частым гостем популярных вечерних шоу на контролируемых российским правительством телевизионных каналах, а также постоянным автором ряда московских газет и вебсайтов, которые занимаются вдалбливанием населению России последнего курса Кремля?

Подъем Дугина в последние годы происходил невзирая на тот факт, что в 90-х этот самозваный 'неоевразиец' радостно приветствовал грядущее появление в России 'фашистского фашизма' и воздавал хвалу организатору холокоста Рейнхарду Гейдриху как 'убежденному евразийцу'. В то время Дугин публично описывал свою идеологию как 'консервативно-революционную' и признавал, что центральной идеей фашизма и является 'консервативная революция'. На протяжении девяностых главный российский 'неоевразиец' сделал целый ряд подобных заявлений, включая и различные более или менее квалифицированные оправдания Третьего Рейха.

Правда, за последние годы дугинская риторика изменилась - если не в тоне, то, по крайней мере, в стиле. Сейчас он, странным образом, часто позиционирует себя как выраженного 'антифашиста' и не колеблется называть своих оппонентов внутри России и за ее пределами 'фашистами' или 'нацистами'. В то же самое время Дугин парадоксальным образом до сих пор признает, что его понятия близки идеям братьев Штрассеров в межвоенной Германии. Дугин представляет этих двух немецких националистов как 'антигитлеровцев', забывая при этом упомянуть, что Отто и Грегор Штрассеры, хотя на самом деле и бывшие оппонентами Гитлера, при этом являлись ведущими членами германского фашистского движения, возникшего после Первой мировой войны. Еще до того, как Гитлер исключил их из нацистской парии как двух влиятельных лидеров, которые стали политически и идеологически неудобными конкурентами, братья Штрассеры сыграли значительную роль в трансформации НСДАП в конце 1920-х в партию масс.

Все это еще не значит, что восхождение Дугина означает, что Россия уже становится фашистской. Однако с каждым уходящим годом новое столетие становилось свидетелем дальнейшего сближения между риторикой российских крайне правых и властью, не в последнюю очередь с самим Путиным. Повторение Путиным и Медведевым дугинской интерпретации действий Тбилиси как 'геноцида' - это всего лишь один из многих подобных знаков. Более того, целый ряд более или менее влиятельных лиц внутри путинской 'вертикали власти' имеют разного рода отношение к Дугину. Например, о Викторе Черкесове, одном из приятелей Путина еще со времен КГБ, известно, что он был знаком с Дугиным и симпатизировал (а, возможно, и помогал) ему уже в 90-х. Подобное можно сказать и о Михаиле Леонтьеве, одном из наиболее известных российских телекомментаторов и, согласно некоторой информации, любимом журналисте Путина. В 2001 году Леонтьев принимал участие в основании дугинского движения "Евразия". Впоследствии он некоторое время состоял членом Политического совета этой организации. В феврале этого года еще один дугинский приверженец, - популярный телеведущий Иван Демидов, был назначен главой идеологического отдела путинской 'Единой России'. И это несмотря на открытое признание Демидова лишь несколькими месяцами раньше, что он является учеником Дугина, и будет использовать свои таланты пиар-менеджера для распространения дугинских идей.

Российские крайне правые, включая их криптофашистские секции, становятся все более влиятельной частью дискурса московского общественного мейнстрима. Усиление их позиции ощущается в российских СМИ, академических кругах, гражданском обществе, культурной и религиозной жизни, а также в политике. На этом фоне не удивительна и растущая отчужденность между Россией и внешним миром. Если Дугин & Co. будут продолжать увеличивать свое влияние на российскую элиту и население, сегодняшняя вторая 'холодная война' между Москвой и Западом задержится надолго.

Д-р Андреас Умланд - редактор книжной серии 'Советская и постсоветская политика и общество' (www.ibidem-verlag.de/spps.html) и администратор исследовательского вебсайта 'Русский национализм' (groups.yahoo.com/group/russian_nationalism/).

++++++++++++++++++++++++++++++

P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.

__________________________________

Пророк Кремля ("Christian Science Monitor", США)

А. Дугин: Нам нужна голова Саакашвили ("Los Angeles Times", США)

Идеологи вторжения: в России ультранационалисты становятся мейнстримом ("The Financial Times", Великобритания)

А.Дугин: Каждый день мы должны убивать в себе западника ("ИноСМИ", Россия)

Идеолог империи ("The Wall Street Journal", США)

* * * * * * * * *

Акунин "подвел" Ходорковского под карцер (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Лучше, чем Саакашвили никого нет (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Украинские "нэгаразды" (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Танки, девки, военком... (Тайное братство читателей ИноСМИ)

До одури надоели "русские" - в ушанке, с балалайкой и "Калинкой"! (Тайное братство читателей ИноСМИ)