Тема, что называется, навязла на зубах. Кто виноват? Что делать? Виноваты, конечно, эстонцы. В первую очередь политики - реформисты и центристы. Центристы виноваты даже больше, чем реформисты. Главные враги русскоязычного населения Эстонии - Андрус Ансип и Эдгар Сависаар. Первый - за то, что удалил из центра Таллинна "Бронзового солдата", второй - за то, что на него возлагали большие надежды, которые он не оправдал. Неоправданные надежды - это более глубокое и памятное оскорбление, чем оскорбление действием.
Если по вопросу о виновниках есть общее мнение, совпадающее в основных деталях, то по вопросу о том, что же все-таки делать, мнения расходятся, как ветви параболы. И это притом, что позиции форумов национальных меньшинств и организаций российских соотечественников по сути своей соглашательские. Если первые более всего ущемлены забвением заслуг, невостребованностью и готовы кому угодно пятки лизать, лишь бы их вновь пристроили к государственному делу, то вторые увязли в склоках из-за российских денег и вообще делать ничего ни для кого не хотят.
Между тем подросло поколение, для которого быть "меньшинством" в Эстонии унизительно, а причислять себя к "соотечественникам" - позорно. Тот, кто не в состоянии равнодушно изблевать из себя все унаследованное от родителей, спасается в просвещенной Европе. Тот, кто может изблевать, остается. Плюй в глаза - божья роса - это про них. Утрутся и любые, даже самые грязные оскорбления запишут себе в актив.
Довольно часто приходится слышать упреки в адрес русскоязычной прессы. Некоторые всерьез полагают, что их предала именно пресса - коллективный агитатор и организатор. У нас нет русской прессы, у нас есть пресса для русскоязычных. В ответ на констатацию нравственно безразличного отношения русскоязычной прессы к своему читателю, слушателю, зрителю обиделось только... влиятельное русскоязычное издание Linnaleht:
"Во-первых, любая газета, как правило, содержит разные рубрики. (...) Во-вторых, добрую половину обывателей совершенно не интересует нефть, госбюджет и политические лозунги. В-третьих, глупо читать то, что вызывает у тебя рвотный рефлекс".
Издание прелюбопытнейшее: на службе сотрудники "разными рубриками" прославляют успехи центристской горуправы, а в свободное от основной работы время сочиняют статейки на более актуальные и, стало быть, прибыльные темы. Днем на работе - новости из столичной мэрии, вечером налево - государственные "гонения" на активистов "Ночного дозора". Умиляет совет от известной русскоязычной журналистки, редактора Linnaleht Евгении Зыбиной:
"Хотелось бы также напомнить, что времена изменились. Утверждение, что журналист должен быть на пожаре до начала самого пожара, уже неактуально. За день, который репортер ХХ века тратил на сбор информации для одной статьи, журналист XXI века успеет выдать читателю, как минимум, пару страниц новостей. Цените это..."
Ценим, конечно, но не как профессионализм, а как ретрансляцию. Однако повторюсь, быть может: нравственное безразличие русскоязычной прессы давно уже никого не шокирует. В иное время возмутил бы цинизм - ежедневное выуживание "пары страниц новостей" из Интернета, но мы и к этому привыкли. В новинку лишь то, что теперь в мошенничестве с новостями и подлоге новостей можно признаваться на страницах городской газеты, не боясь осуждения ни коллег, ни читателей. Именно поэтому поступок Марианны Тарасенко и Этэри Кекелизде, отказавшихся пойти против совести и поступиться профессиональными принципами, это Поступок с большой буквы. Поступок профессионалов, не разменявших нравственные устои на тугрики и "почетные" должности.
Мы должны понимать, что собственной прессы у русской общины нет и, видимо, долго не будет. Предъявлять претензии в русском неединстве к прессе русскоязычной, развлекающей новостями не первой свежести, по меньшей мере, нелепо. Нелепо предавать анафеме репродуктор за то, что он транслирует нам скверно переведенную, не усвоенную и не переваренную государственную ментальность. Усваивание и переваривание не входит в функции репродуктора. Функция репродуктора - колебаться вместе с заказчиком и его генеральной линией.
И если уж дело дойдет до собственной русской прессы, то начинать надо будет с изданий на государственном языке. Господа по жизни должны знать из первых рук, как нам тут живется, что нас волнует и чем мы в действительности недовольны. Мы слишком долго просвещали друг друга внутри общины, пришла пора положить этому предел. Просвещать надо тех, кто понятия не имеет о наших унижениях, от кого закрыта достоверная информация о любых наших проблемах. Просвещать нужно тех, для кого мы сегодня представляем "угрозу". Получить средства на такую русскую прессу от "русских" предпринимателей в Эстонии сегодня не представляется возможным, что не отменяет, однако, самой задачи.
Так в чем же причина нашего неединства?
Нас слишком много и мы все разные. Конечно, нас объединяет общий менталитет (язык, культура, история), но внутри этого менталитета, внутри русскости мы все разные, мы здесь собраны с бору по сосенке. У нас просто не было времени, да и нужды тоже осознать общность интересов и общность исторической перспективы.
У нас нет единства, потому что идея языкового и культурного меньшинства не укладывается в рамки нашего национального самосознания. Проект "соотечественники" не рассчитан на пользу общины в целом, но исключительно на личную выгоду индивидуума, что делает его непригодным в качестве объединительного инструмента.
Чувство соборности присутствует, конечно, но в очень ослабленном виде. Мы разучились помогать церкви, потому что не совсем понимаем, чем она может помочь нам.
С другой стороны, хорошо, что нас много и мы разные. Это позволяет нам несмотря ни на что поддерживать этническое воспроизводство на минимально необходимом уровне, позволяет жить, а не выживать.
Отсутствие русского единства в Эстонии - это судьба. Это тяжелое испытание, которое можно пройти только вместе. Испытание закалит общину, поможет выработать иммунитет к интеграционному разводилову.
Что делать?
Размножаться. Защищать свои трудовые права в профсоюзах. Копить силы и перлы. Мы живем в стремительно меняющемся мире. В любой момент мы должны быть готовы к радикальным переменам, не важно - положительным или отрицательным. Мы должны быть готовы к тому, чтобы из любых перемен извлекать выгоду для русской общины. Мы не должны пренебрегать союзниками, мы должны научиться обращать врагов в друзей, количество друзей преумножать. Словом, мы должны жить.
++++++++++++++++++++++++++++++
P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.
__________________________________
Власти Эстонии мстят русским ("Деловые ведомости", Эстония)
В Эстонии страдают манией величия ("Delfi", Эстония)
Почему большинство эстонских политиков и журналистов ненавидят Россию? ("Postimees", Эстония)
* * * * * * * * *
Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Пять мифов о Николае II (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Как азиатская Русь пожрала европейскую (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Герои России - палачи украинцев (Тайное общество читателей ИноСМИ)