Наконец, появились признаки того, что международная оценка Грузии меняется. Парламентская ассамблея Совета Европы в начале октября приняла резолюцию, в которой в первый раз публично допускается, что не только Россия, но и Грузия несет ответственность за нарушение 'обязательств урегулировать конфликты мирными средствами'.
Парламентская ассамблея к тому же пообещала подумать о создании специальной парламентской комиссии, которая могла бы служить грузинским и российским депутатам в качестве 'дискуссионного клуба'. Главная цель этого 'клуба' состояла бы в том, чтобы 'предложить пути выхода из создавшегося в настоящее время тупика и посмотреть в будущее'.
Это выглядит так, как будто бы Европа сделала первый шаг в направлении будущего, признав, что обе стороны конфликта несут ответственность за сотни убитых осетин и грузин, а также за тысячи людей, ставших беженцами. Справедливость может казаться чем-то старомодным, но она должна быть обязательна, если необходимо принести спокойствия в сложный регион, где переплелись интересы Грузии, сепаратистских областей, а также России. И тем более, когда там нужно создать долгосрочную стабильность.
Августовская война не только показала, насколько сомнительны были все заявления российской стороны об 'операции по поддержанию мира', благодаря которой ее войска в течение нескольких лет находились на территории Абхазии и Южной Осетии. Но она также продемонстрировала, несколько невелико значение заверений, которые раздавало грузинское правительство своим национальным меньшинствам.
Солдаты размахивали флагами миротворческих войск
Когда грузинское правительство в ночь с 7 на 8 августа напало на Цхинвали, столицу Южной Осетии, его не интересовало, что при этом погибнут мирные граждане. Тогда оно забыло и про свои более ранние заявления о том, что у осетин такие же гражданские права, как и у грузин. В качестве ответа на это российское вооруженных силы атаковали Грузию, они сбрасывали бомбы на города и деревни, убивали сотни людей, оккупировали страну и при этом цинично размахивали 'голубым' флагом миротворческих сил.
Запад в этой ситуации принял решение в пользу однозначной поддержки Грузии. До этого он в течение нескольких лет пытался выступать в качестве 'незаинтересованного' посредника в урегулировании противоречий между Грузией и Россией. Но теперь Россию резко стали обвинять в том, что она бессовестно ввела свои войска в соседнее государство и разрушила его. Однако до начала октября не было никаких признаков для начала открытой критики в отношении Грузии, до того момента пока Совет Европы, в который среди прочих государств входят все страны ЕС, не принял резолюцию. С самого начала военного столкновения Грузия и Россия были заняты приписыванием друг другу вины за развязывание войны. И люди в России, так же как и люли в Грузии - равным образом и в сепаратистских регионах в Южной Осетии и Абхазии - позволили, чтобы ими в большинстве своем завладели одинаковые чувства: 'Мы - жертвы, другие - разжигатели войны'.
Люди, находившиеся в шоковом состоянии, рассказывали ужасные истории войны, которые были пропитаны этническими предрассудками и чрезмерной чувствительностью, и при этом эти истории поддерживала официальная пропаганда. Нам срочно нужна непредвзятая картина со стороны, события должны расследоваться шаг за шагом, нам нужно честное и взвешенное описание. Поэтому настолько важны расследования, которые сейчас проводят ЕС и ОБСЕ.
Самые главные проигравшие - жители Южной Осетии
Наряду с прояснением фактов, которые привели к развязыванию войны, очень важно прояснить еще и другой вопрос: какая судьба ждет несколько тысяч бывших жителей разрушенных грузинских деревень в Южной Осетии. Кажется, что эти люди являются самими главными проигравшими в этой войне, так как у них пока едва ли есть перспектива когда-нибудь снова вернуться в свою родную деревню.
То, что Европейский Союз на протяжении многих лет отстаивал на Кавказе политику, которая состояла из одних сплошных деклараций, а в остальном он старался следовать принципу невмешательства - привело к тому, что престиж ЕС в регионе существенно уменьшился. Несмотря на это, теперь у ЕС есть исключительный шанс снова соединить 'разорванные' части. В качестве формирующей силы США, по крайней мере, до января 2009 года в расчет не принимаются.
Что касается Грузии, то сегодня это выглядит так, как будто бы вновь открывается новая глава в истории страны. С начала 'революции роз', которая в 2003 году сместила с поста президента Эдуарда Шеварднадзе и сделала президентом Саакашвили, республика прожила уже несколько политических фаз.
За обещаниями последовала фаза беспокойства
В самом начале была 'фаза обещаний', когда молодые свежие политики вырабатывали стратегии, чтобы как можно дальше увести себя и свою страну от советского прошлого. Потом последовала 'фаза беспокойства', когда использовались различные открытые и скрытые тактики.
Августовская война, а также последовавшее за этим признание Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных государств завершили этот период. Сейчас мы стоим на прогоне 'фазы вопросов'. Нино Бурджанадзе, экс-глава парламента, которая сейчас присоединилась к оппозиции, опубликовала две недели назад 43 вопроса по поводу грузино-российской войны, на которые она ожидает получить ответы от власти.
Почему Грузия попала в ловушку?
Ее список состоит из четырех частей и разделен на вопросы по времени 'до начала войны', во время 'начала боевых действий', 'ход боевых действий', а также 'вывод войск'. Почему Грузия попала в ловушку, расставленную русскими, хотя Запад предупреждал правительство в Тбилиси от военного конфликта с Москвой? Как так произошло, что гражданские лица из окружения президента Саакашвили смогли перетянуть на себя прямое руководство боевыми действиями? Почему армия обстреливала столицу Южной Осетии Цхинвали, вместо того чтобы разрушить Рокский тоннель, через который русские со стороны российской Северной Осетии смогли попасть на территорию грузинской Южной Осетии? Президент Саакашвили говорит, что у него есть ответы на все эти сложные вопросы.
Ну, хорошо. Складывается впечатление, как будто бы сейчас все стороны хотят начать обсуждение болезненной правды.
Маргарита Ахвледиани - грузинская журналистка, руководит программой по Кавказу британского 'Института по освещению войны и мира' (IWPR) в Тбилиси. Ранее она была корреспондентом радиостанции 'Эхо Москвы'
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который пройдет с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP можно проголосовать 15, или 14, или 13. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше отдать за ИноСМИ больше голосов, чем меньше. :-)))))))
_______________________________________________
Я обвиняю лидеров Грузии ("Christian Science Monitor", США)
Двойные стандарты в отношении России ("The Washington Times", США)
Корни войны в Грузии - в 'самообмане' США ("Asia Times", Гонконг)
Не лгал ли Саакашвили? ("Spiegel", Германия)
* * * * * * * * * * *
Валерия Новодворская: "Это время пришло"? (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Женщина как оружие в разведке (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Откуда пошли "краянцы" (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Пять мифов о Николае II (Тайное общество читателей ИноСМИ)