Военное поражение, которое нанесла Россия Грузии, глубоко потрясло ветеранов борьбы за грузинскую независимость. Они будут пристально следить за тем, как проходит конференция, посвященная их стране, начавшаяся 15 октября в Женеве.
Семнадцать лет они выходили на улицу при малейшей угрозе своей Родине, некоторые даже защищали ее с оружием в руках. У грузинской независимости есть узкий круг неутомимых стражей. Члены интеллектуальной элиты, они знавали прежние времена, жизнь в коммунистической лжи, и теперь хотят превратить свою страну в современное государство. Их можно узнать по характерным чертам: они ласково называют своего президента Михаила Саакашвили 'Мишей' и не позволяют его критиковать - он как баловень семьи, чудо-ребенок, пусть и с норовистым характером; они все говорят по-русски, изучали Пушкина и Толстого, но называют своего могущественного соседа вечным агрессором.
Августовская молниеносная война стала для них травмирующим событием. Завершившийся 10 октября вывод российских войск с территории Грузии не рассеял мрачное настроение. Несмотря на активность международной общественности - например, организация конференции в Женеве с участием международных экспертов - это конфликт продемонстрировал грузинам всю хрупкость их достижений. Стражи независимости полагают, что многое еще предстоит сделать, прежде чем их страна станет полностью свободной.
Глядя на то, как 59-летний писатель Мамука Херхеулидзе весь во власти меланхолии утопает в глубинах кожаного дивана, сложно себе представить, что он был частым гостем - 'возбужденным и нервным' - телестудий. Его приглашали всякий раз, когда нужно было выступить в защиту демократического лагеря после 'революции роз' 2003 года. 'Я вел себя очень агрессивно по отношению к слугам коммунистического режима, владельцев дач и служебных автомобилей, которые могли кого угодно назначить на хорошую должность или упрятать за решетку', - говорит он. Его отец, преподававший литературу в университете, не имел никаких привилегий, по веской причине - он отказался от партбилета. За смелость приходилось платить: семья жила в скромной двухкомнатной квартире в Тбилиси. 'Места было мало, но книги лежали повсюду, на кровати, под кроватью, даже в холодильнике', - улыбается Мамука. Его первая любимая книга? 'Три мушкетера'.
Будучи студентом факультета журналистики, молодой человек в конце 1990-х годов, в самый разгар советской перестройки, стал членом движения за национальную независимость. Вслед за Звиадом Гамсахурдиа, будущим первым демократически избранным президентом Грузии, он ходит на демонстрации в апреле 1989 года, но тут вмешивается Красная Армия и разгоняет движение. 'Мы задыхались семьдесят лет, и независимость стала для нас глотком свежего воздуха'. В 1992 году, когда разразилась война с Абхазией, в результате которой 250 000 человек стали беженцами, Мамука Херхеулидзе вступил в батальон добровольцев. 'В то время военных не жаловали, - отмечает он. - Зато сейчас в связи с войной с Россией их считают защитниками государства'.
Августовские события совсем не удивили этого автора повестей, который в 2002 году был одним из создателей газеты '24 часа'. Он не сомневается, в том, что действия русских были преднамеренными. 'На протяжении двух лет наших солдат и полицейских обстреливали в Южной Осетии. Но на этот раз за несколько недель до войны по российскому телевидению было объявлено об эвакуации гражданских из Цхинвали - югоосетинской 'столицы' - и усилении воинского контингента, размещенного в Абхазии'.
По его словам русские не просто хотели отрезать кусок от территории Грузии: 'Кремль хочет сменить режим в Тбилиси, посадить президента-марионетку и контролировать энергетический коридор'. Но как смотреть в будущее после утраты - судя по всему окончательной - Абхазии и Южной Осетии? 'Не говорите так, - вступает в разговор супруга Мамуки Мая. - Абхазия - цель нашей жизни. Мы всегда мечтали, что в старости поселимся там'.
Если бы столетний дом, в котором живет Тамара Эбралидзе, мог говорить, он поведал бы о многих трагических и радостных событиях. Руководитель издательства Тбилисского университета, эта женщина 51 года живет одна вместе с котом в квартире с трехметровыми потолками, заставленной старинной мебелью. Стены покрыты трещинами, как будто их рубили топором, паркет жалобно скрипит под ногами, но это место обладает редким очарованием. Именно здесь в середине 1990-х годов она разместила редакцию небольшой оппозиционной газеты 'Свободная Грузия'. В квартире о современности напоминают только компьютер и модем.
Тамара Эбралидзе с начала конфликта месяц провела перед экраном. 'Я ждала этой войны, - уверяет она. - В сериалах, идущих по российским телеканалам, все грузины поголовно были мафиози или террористами. Россия постоянно находилась там, по близости, агрессивная, не оставляющая нас в покое. До 300 000 погибших в абхазском конфликте в начале 1990-х годов никому не было дела. Однако на этот раз Запад обратил внимание на происходящее и поддерживает нас'.
Новая демократическая Грузия обладает для этой женщины особым флером. В 1992 году ее карьера преподавателя средневековой литературы рухнула. Тамару Эбралидзе уволили из университета. По какой причине? 'Я слишком много внимания уделяла Шекспиру. Были жалобы', - равнодушно поясняет она. Оглядываясь назад, она даже чувствует признательность 'к этим бюрократам другой эпохи'. 'Система была очень русской, зарплаты были мизерными, и все были заинтересованы во взятках, - вздыхает она. - Те, кто хотел поступить в ВУЗ, оплачивали услуги репетиторов, которые были членами приемной комиссии. Просто отвратительно'.
Все это осталось в прошлом, и благодарить, по ее словам, нужно Михаила Саакашвили. 'С его приходом страна преобразилась на глазах. Я не знаю, понимаете ли Вы, что это значит для нас, но дорожная полиция больше не занимается рэкетом. И Тбилиси стал намного краше, нет перебоев с электроэнергией, до Саакашвили так не было'. Но ведь именно он несет ответственность за начало конфликта? 'Если мой дом кому приглянулся, я должна его ему подарить?'.
В Тбилиси существует Музей советской оккупации - 1921-1991гг. - который, к сожалению, большую часть времени закрыт. Только в исключительных случаях избранным посетителям позволяют пройти по 25-метровому ковру, привезенному из здания ЦК компартии Грузии, или полюбоваться на дверь тюремной камеры, где сидел сын этой страны Коба до того, как стал Иосифом Сталиным. Идея создания музея принадлежит Давиду Цхададзе. История все время шепчет ему на ухо, в августе она вопила из всех сил. 'Когда я увидел наступление русских почти до ворот Тбилиси, я думал, что схожу с ума, настолько история повторялась, - говорит он. - Как будто бы у них было пособие 'Как завоевывать Грузию''. 10 октября, в предусмотренный срок, российские войска ушли с грузинской территории, но не из сепаратистских регионов.
Давид Цхададзе и его жена Натя познакомились в Академии наук. Оба - ветераны движения за независимость. Приход к власти Михаила Саакашвили они восприняли с большим облегчением: наконец-то появилась альтернатива партийным бонзам, чьим воплощением был Эдуард Шеварднадзе. 'Я помню, как Миша впервые появился, худой-прехудой, в коридорах парламента, восклицая: 'Коррупция!'. Как будто бы он с луны свалился', - улыбаясь, говорит Давид Цхададзе. - Потом он, будучи министром юстиции, осмелился на заседании совета министров выложить фотографии домов, построенные на коррупционные деньги'. В конце 2003 года эта супружеская пара была среди демонстрантов, требующих аннуляции президентских выборов, фальсифицированных режимом Шеварднадзе. 'Революция роз' стала и их победой.
Война, которую Грузия в августе проиграла России, в некотором роде знаменует конец этого революционного цикла. Часть населения - пенсионеры, безработные, чиновники - настроены против Михаила Саакашвили, считая себя жертвами стремительных реформ. В начале ноября 2007 года в Грузии состоялись массовые акции протеста против действующей власти. Стражи суверенитета в них участия не принимали.
Еще одним фактором, усугубляющим постреволюционную депрессию, стало провозглашение независимости двумя сепаратистскими республиками, которые президент пообещал вернуть в лоно Грузии. Столько грузин чувствуют эмоциональную связь с Абхазией! Бабушка Давида была абхазкой. В детстве он каждый год ездил с родителями в дома отдыха, устроенные на берегу Черного моря для ударников труда. Разве можно смириться с тем, что на этих землях будет хозяйничать Россия.
Супружеская пара понимала, что мандат администрации США, несмотря на оказываемую ею финансовую поддержку, подходит к концу, и поэтому основные надежды возлагала на французское посредничество. 'Забавно было наблюдать, как Саркози менялся в лице, слушая лживые заявления стоящего радом с ним Медведева, - говорит Давид Цхададзе. - Мы хорошо знаем, что в Москве говорят только на языке кнута'.
По мнению Давида и его жены, будущее вступление Грузии в НАТО не является самоцелью, а всего лишь наилучшим способом обеспечить безопасность страны. 'Мы всего в четырех часах лета от Парижа. Возможно, Грузия Вам кажется далекой страной, но мы ощущаем себя частью Европы, - говорит Цхададзе. - Теперь все зависит от нее. Я, увы, в этом отношении не сильно оптимистично настроен. На одной чаше весов - историческая справедливость, нравственность, а на другой - здравый смысл. 'По утрам мы хотим есть тосты, - говорят в Европе. - А чтобы поджарить хлеб, нужен российский газ'.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который пройдет с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP можно проголосовать 15, или 14, или 13. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше отдать за ИноСМИ больше голосов, чем меньше. :-)))))))
____________________________
Я пережила грузинскую войну. Вот что я видела ("Christian Science Monitor", США)
Увядшие розы грузинской революции ("The American Conservative", США)
Как два грузина пошли воевать, да так и не дошли ("The International Herald Tribune", США)
******************
Женщина как оружие в разведке (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Откуда пошли "краянцы" (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное общество читателей ИноСМИ)
Пять мифов о Николае II (Тайное общество читателей ИноСМИ)