Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Тоска' по НАТО, или Почему нас не хотят в Европе?

Не то, что украинское, даже немецкое информационное поле подвергается воздействию России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы Грузия была членом НАТО во время конфронтации с Россией, и возник бы вопрос, должно ли НАТО защищать Грузию и практически начинать войну с Россией, то мысли среди стран-членов по этому поводу разделились бы... и это бы означало, фактически, конец НАТО

Вопросы интеграции Украины в европейские структуры, в частности ЕС и НАТО, уступают сегодня по актуальности разве что обсуждению внеочередных выборов в Верховную Раду. Но, принимая во внимание взаимосвязь между этими вопросами, а также большое желание взглянуть на них с точки зрения более глобальной перспективы, то есть из уютной пивной где-то на Фридрихштрассе, группа украинских журналистов объединилась под гостеприимным крылом немецкого фонда и двинулась в путешествие в Германию.

Семь украинских журналистов, среди которых была и я, в течение недели пытались постичь отношение немецких политиков, экспертов и журналистов к нашей стране и ее возможному членству в ЕС и (или) НАТО. За это нужно благодарить гражданское общество той же Германии, в лице представительства в Украине Фонда Фридриха Науманна 'за Свободу'. Путешествие назвали не слишком поэтично, однако конкретно: 'Украина как член НАТО и ЕС - отношение Германии'.

Состав группы был достаточно разнообразен - представители общеукраинских, региональных изданий, причем среди последних был и Мариуполь, и Севастополь, и Харьков - регионы, которые традиционно считаются антизападными, во всяком случае - антинатовскими точно. Но, к большому удивлению, среди участников поездки не было сомнений относительно целесообразности евроатлантической и европейской интеграции. Все соглашались, что расположение граждан к ЕС или НАТО зависит от их осведомленности относительно сущности этих структур и преимуществ, какие получит Украина от членства в них. Поскольку люди собрались проинформированные, то вопрос стоял не 'нужно ли вступать', а - как ускорить этот процесс, и почему его тормозит так называемая 'старая' Европа, в частности, Германия, которая является самым большим противником предоставления ПДЧ Украине в ближайшее время. С этими и другими вопросами мы, украинские журналисты, и обращались к представителям немецких СМИ, аналитических центров, дипломатов и депутатов.

Уже с первых встреч в Гамбурге мы заметили, что украинцы являются таким же источником информации для немецких экспертов, как и они для нас. Встречи превращались в экспертные обсуждения, а то и в дискуссии. Журналисты, привыкшие к формату 'вопрос-ответ', были вынуждены выступить в роли адвокатов Украины на международной арене и развеивать мифы о нас с вами. Хотя в какой-то момент показалось, что диалог обречен. В коридоре министерства иностранных дел Германии со стены на нас смотрела огромная карта, изданная Генштабом ВС Российской Федерации в 1996 году под названием 'Российская Федерация и сопредельные государства'. Даже из таких мелочей становится очевидным, кто является стратегическим партнером для Германии, а кто - 'сопредельным государством'. На вопрос: 'А висит ли где-то в коридоре такая же большая карта Украины?', представитель МИД Германии дипломатически ухмыляется и отвечает, что карта РФ - только украшение, а остальные карты можно найти у него в кабинете.

О необходимости учитывать интересы России при построении отношений с Украиной мы слышали везде и повсюду. Создавалось впечатление, что у немецкой политической элиты наличествует 'комплекс вины' перед Россией за решения, которые принимали страны ЕС без учета ее интересов (расширение НАТО на Восток, размещение систем ПРО и так далее). А тут еще и Украина... С одной стороны немцев можно понять - у них своих проблем хватает, а с другой - кому понравится бедный и нервный сосед.

Ради справедливости нужно упомянуть, что среди причин, почему нам боятся предоставить такой мощный политический сигнал, как ПДЧ, не только желание не дразнить Россию. Среди ключевых аргументов - внутриполитическая нестабильность в Украине. Мы искренне сочувствовали нашим дипломатам в Берлине, которым приходится работать в таких условиях и при этом сохранять оптимизм относительно возможности все-таки убедить Европу дать шанс Украине и поддержать ее на пути к демократическим преобразованиям. Ни один из немецких экспертов не подтвердил, что Украина имеет хоть какие-то шансы получить ПДЧ на декабрьском саммите НАТО, о чем впоследствии сказала и Ангела Меркель во время визита в Санкт-Петербург. Однако дипломаты есть дипломаты: 'Вода камень точит', - ответил нам советник Посольства Украины в Германии Юрий Никитюк.

Это же мнение высказала чуть ли не единственный осведомленный с Украиной не через сообщения из третьих уст немецкий эксперт - Сюзан Стюарт. В свое время она проводила исследования в Украине, жила здесь некоторое время и сейчас является членом исследовательской группы, которая дает рекомендации немецким политикам. Поэтому было интересно услышать ее видение ситуации, в какой нынче находится наша страна, но возможны пути дальнейшего развития. Кроме уже упомянутых факторов, таких, как русская позиция и нестабильность в Украине, г. Стюарт указала на внутренние проблемы ЕС, которые возникли с его расширением на Восток и не ратифицированным лиссабонским договором. Интересным выглядел совет 'попробовать удержать отношения с Россией на основании добрососедских отношений (однако не любой ценой)'. Что является приемлемой ценой в глазах немецких экспертов и совпадает ли это с планами Кремля? Этот вопрос остался без ответа. Можем допустить, что в Москве ожидают 'жертвоприношения' в виде продолжения соглашения о базировании Российского Черноморского флота на территории Украины и формирования пророссийского большинства в Верховной Раде Украины.

Для нашей журналистской группы тема условий базирования Черноморского флота и проблема его выведения с Украины в 2017 году представляла особый интерес. Ведь после заявлений российской стороны о чрезмерной заблаговременности таких разговоров и желании продлить соглашение о базировании, можно ожидать конфликтного развития событий. Какую же позицию займет в этой ситуации Запад? Германия, пока что, рассматривает это как вопрос двухсторонних отношений Украины и России и не желает признавать проблему Крыма, но, в то же время, мы неоднократно слышали от немецких экспертов, что на пути вступления Украины в НАТО стоит вопрос базирования Черноморского флота, и - это было совсем неожиданным - разговоры относительно предоставления ПДЧ будут вестись только после подтверждения согласия России на вывод ее кораблей из Крыма.

Поэтому Германия, принимая решение о предоставлении ПДЧ Украине, будет ориентироваться на позицию России. Об этом говорил, в частности, д-р Михаэль Штаак, профессор политологии, который преподает в университете бундесвера: 'В немецком обществе присутствует очень закоренелый взгляд на то, что следует учитывать российские интересы, что в Европе не нужно проводить политику, направленную против России'. Хотя те же эксперты уточняют, что страны-члены Альянса не хотят оставлять за Россией права вето, но при этом довольно откровенно говорят, что лишний раз дразнить восточного соседа никто не хочет. Наиболее радикальное мнение высказал проф. Август Прадетто, также преподаватель университета бундесвера. По его словам, принятие Украины в НАТО может составлять угрозу самому существованию Альянса, ведь в этом случае ее нужно будет защищать от опасностей, в том числе в ходе возможного конфликта с Россией, на что, во всяком случае психологически, готовы далеко не все страны-члены. Но тогда они не будут следовать положениям пятой статьи договора, которая указывает на то, что нападение на одну из стран-членов Альянса считается нападением на все страны НАТО. 'Когда НАТО не будет в состоянии выполнять это требование - оно потеряет легитимность и уже не будет играть значительной роли в международной политике... Если бы Грузия была членом НАТО во время конфронтации с Россией, и возник бы вопрос, должно ли НАТО защищать Грузию и практически начинать войну с Россией, то мысли среди стран-членов по этому поводу разделились бы... и это бы означало, фактически, конец НАТО. Принимая во внимание эти обстоятельства, в НАТО очень пристально обсуждаются вопросы, которые касаются принятия новых членов', - утверждал господин Прадетто.

О внутренних противоречиях, господствующих среди стран-членов НАТО - предоставлять или не предоставлять Украине ПДЧ на декабрьском саммите, и вообще, принимать ли нас в Евроатлантический альянс - мы знали и до поездки, хотя, возможно, в Украине на это смотрят более оптимистично. А вот то, что у нас больше шансов сначала вступить в ЕС, чем в НАТО - было сюрпризом. Такое мнение, в частности, высказал Маркус Ленинг, член бундестага от Свободной демократической партии. Во всяком случае в этом варианте снимаются такие контраргументы как отсутствие поддержки этой идеи со стороны большей части населения Украины и раздражение России. Т.е. особых политических причин не принять Украину в ЕС нет, правда, если она будет отвечать всем стандартам. В отличие от ситуации с НАТО, когда наше вступление или невступление в этот союз, в принципе, мало зависит от любых стандартов, ведь по утверждению офицеров бундесвера, с которыми нам также пришлось разговаривать, наша армия, в принципе, готова к интеграции с войсками стран-членов НАТО, которые демонстрируют многочисленные совместные учения и миротворческие миссии. Другое дело, что расширение для самого ЕС - более проблематичная вещь, чем расширение НАТО, поскольку эта структура требует все-таки большей экономической и политической интеграции. Поэтому немецкий депутат видит выход в ассоциируемом членстве и более тесном сотрудничестве с Украиной, а ближайшей перспективой - упрощение или отмена визового режима.

Вообще, в течение всех семи дней пребывания в Германии мы наблюдали странное для нас единодушие среди экспертов и политиков. Как нам объяснил д-р Михаэль Штаак, это благодаря особой ориентации немецких политиков на консенсус как во внутренней, так и во внешней политике. Сегодня в бундестаге, как и в Украине, действует многопартийная система, абсолютного преимущества ни у кого нет - поэтому приходится договариваться между собой, чтобы формировать большинство. На этапе обсуждения дискуссии, конечно, возникают, но если решение принято большинством, то оно принимается всеми партиями как собственная позиция. Похоже, именно этого не хватает украинской политике, и чему бы мы могли поучиться у немцев - договариваться между собой, вместо того, чтобы манипулировать 'национальными интересами' для достижения собственных целей.

Символическая кульминация нашего визита пришлась на последний вечер, который был обозначен в нашей программе очень просто: 19.00 - Тоска. По-видимому, догадывались мы, организаторы решили дать нам свободное время, чтобы мы поговорили между собой, подвели итог всему, что услышали, а оптимизма в этом итоге будет немного... Оказалось, все не так: нас пригласили на итальянскую оперу 'Тоска' в оперном театре Унтер-ден-Линден, главной государственной опере восточной части Берлина. Кстати, в плане государственных и культурных учреждений столица Германии - уникальный город: все они умножены надвое. Оперных театров там, во всяком случае, три, два зоопарка. Это связано с бывшим разделением города, во время которого каждая часть стремилась ни в чем не уступать другой. Сегодня практической необходимости в существовании учреждений, которые дублируют друг друга, нет, кроме того, это требует дополнительных бюджетных средств, но немцы продолжают их поддерживать - уже привыкли и гордятся такой особенностью.

Поэтому слушали мы 'Тоску' с удовольствием, а на душе все-таки была грусть. Ну не находит пока что отзыва в сердцах немцев украинское притяжение к Евроатлантике. С одной стороны, на Западе поддерживают наши стремления к реформам и демократии, с другой - пытаются предоставлять поддержку разве что в информационной сфере, а там господствует российский взгляд. Не то, что украинское, даже немецкое информационное поле подвергается воздействию России. На ведущем канале немецкого телевидения ZDF нам честно сознались, что информация об Украине поступает с корпункта в Москве. А к знаковым политическим сигналам ни Европа, в целом, ни Германия, в частности, не готовы. Поэтому остается поблагодарить ее за гостеприимство и осознать, что рассчитывать нам приходится только на собственные силы. А еще - взять на вооружение методы воздействия на общественное и политическое мнение путем организации таких визитов и пригласить, например, к себе немецких журналистов, чтобы они имели возможность сформировать собственный взгляд на Украину и ситуацию здесь и предоставлять информацию из первоисточников, а не от иностранных СМИ.

Ирина Мирончук, медиа-центр 'Розмай'

N188, суббота, 18 октября 2008

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который пройдет с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP можно проголосовать 11, или 10, или 9. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше отдать за ИноСМИ больше голосов, чем меньше. :-)))))))

_________________________________

Черноморский флот США ("Газета 2000", Украина)

Украинская демократия может задержать вступление страны в НАТО ("Time", США)

Виктор Ющенко: 'Я жду сигнал от НАТО' ("Le Monde", Франция)

Следующая война в Европе - между Россией и Украиной? ("The Washington Times", США)

Украина в трех соснах: НАТО-Россия-ЕС ("Зеркало Недели", Украина)

* * * * * * * * *

Все на курсы швей-мотористок! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

На русские танки с голыми руками (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Дюжина мифов русской истории (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Владимир Путин: У меня собака не поросенок (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)