Кто гонится за внешней суетой,
Теряет все, не рассчитав расплаты,
И часто забывает вкус простой,
Избалован стряпней замысловатой.
Вильям Шекспир
После эпохи сталинских переименований городов и улиц, брежневского бесконечного восхваления, что закончилось серией анекдотов, казалось, что повторение пройденного уже невозможно. Но иммунитет от лести в государственном масштабе, похоже, не вырабатывается или быстро теряется. Так получилось в чеченской столице, когда местный сатрап Рамзан Кадыров подписал указ о переименовании проспекта Победы в проспект Путина. 'На сегодняшний день с уверенностью могу сказать, что 99% населения Чеченской Республики доверяют Путину и поддерживают руководство России, - объяснил Рамзан Кадыров. - В знак благодарности чеченского народа проспект Победы отныне будет носить имя национального лидера - Владимира Путина. Это наша дань уважения человеку, который сделал так много для страны и для всех нас'. Начинается проспект от площади Кадырова, не нынешнего, а его отца Ахмада, но соседство это не случайное. На Кавказе каждый жест имеет символическое значение и переименование в том числе. И все аккурат ко дню рождения российского премьера. Сам по себе факт достаточно малозначительный, но он несет в себе заряд того, что в будущем может существенно изменить российскую жизнь. А нам, ближайшим соседям, далеко не безразлично, какие приведения бродят по соседнему огороду. Они ведь могут и материализоваться, как это почувствовали в Грузии в августе.
Сколько крика и шума было поднято, когда в Таллине памятник Бронзовому солдату из центра города перенесли на воинское кладбище с соблюдением всех почестей. Казалось, вся Россия, бросив дела насущные, занималась только одним: выражала свое возмущение действиями эстонских властей. Каких только угроз не пришлось услышать. А в это время под Москвой экскаватором разрывали братскую могилу героев-летчиков, защищавших столицу в годы войны, в Ставрополе снесли стену в честь защитника Москвы генерала Льва Доватора. И никто не устраивал митингов протеста, не писал возмущенных писем и не требовал международного суда над осквернителями. Вот и теперь, Святую Победу, в память о которой назвали проспект, променяли из самого заурядного подхалимажа на очередного вождя и никто ничего. Словно в рот воды набрали. Главная партия страны 'Единая Россия' и вроде бы оппозиционная компартия молчат, словно так и надо. По всему миру скрупулезно выискивают даже признаки неуважения к победе СССР во Второй мировой войне, возмущаются украинским беспамятством при названии улиц в честь Романа Шухевича или Степана Бандеры, а тут приступ амнезии в патологической форме, и полная тишина.
Но гораздо важнее и симптоматичнее даже не инициатива Кадырова. В конце концов, что с него взять. Очень показательна реакция самого, высказанная пресс-секретарем российского премьера Дмитрием Песковым: 'В целом в России не принято называть какие бы то ни было объекты именами действующих политиков... Сам Владимир Путин неоднократно высказывался на эту тему и предпочел, чтобы таких инициатив не было. Но и запретить их он тоже не может. Такие решения принимаются властями субъекта и согласованию с центром не подлежат, так что это решение только Рамзана Кадырова'. Как мило. Особенно замечание, что подобные решения согласованию с центром не подлежат. Остается только умилиться торжеству российской демократии, если бы не знать, каким образом происходит подобное народное волеизъявление, не согласованное с Москвой. Так и вспоминается дедушка Крылов, в одной из басен призывавший врать, но знать меру.
Самое интересное, что все авторитарные правители и диктаторы на словах против восхвалений. Туркменбаши жаловался, что бесчисленные памятники и бесконечные прославления его старят и совершенно ему не нужны, но от этого поток становился еще более полноводным. Когда немецкий писатель Лион Фейхтвангер обратил внимание Сталина на сотни тысяч портретов и скульптур человека с усами, тот ничтоже сумняше заметил с металлом в голосе, '...что тут действует умысел вредителей, пытающихся таким образом дискредитировать его. 'Подхалимствующий дурак, - сердито сказал Сталин, - приносит больше вреда, чем сотня врагов'. Всю эту шумиху он терпит, заявил он, только потому, что знает, какую наивную радость доставляет праздничная суматоха ее устроителям, и знает, что все это относится к нему не как к отдельному лицу, а как к представителю течения, утверждающего, что построение социалистического хозяйства в Советском Союзе важнее, чем перманентная революция'. Кстати, редактора и переводчика книги Фейхтвангера 'Москва 1937', откуда мы взяли эту цитату, расстреляли как вредителя, а книгу на долгие годы отправили в спецхранение. А наивная радость и праздничная суматоха для очень многих заканчивалась в лагерях или расстрельных подвалах.
При той власти, которая есть у Путина, слабо верится, чтобы, во-первых, инициатива Кадырова не была санкционирована Москвой и, во-вторых, достаточно было бы одного движения самого, чтобы в Грозном и думать забыли о каких-то переименованиях. Ведь народное желание уже было. В мае 2007 г. депутат горсовета Новосибирска от 'Единой России' Эдуард Кожемякин предложил на районной партконференции переименовать Ленинский район в Путинский. Предложение не было поддержано. В июле 2007 г. главный архитектор столицы республики Марий Эл Йошкар-Олы Виталий Горбань объявил, что улица, которая строится вдоль реки Малая Кокшага, может получить имя Владимира Путина. Местные власти проект не одобрили. В декабре 2007 г. группа граждан предложила при объединении городов Саратова и Энгельса дать новому городу имя Владимира Путина. Идея объединения городов была отвергнута, соответственно переименование не обсуждалось. Пока была только одна улица Владимира Путина. Имя второго президента России 5 октября 2002 г. получила одна из двух улиц ингушского села Ольгети. Как сообщалось, жители населенного пункта сами попросили назвать улицу именем президента 'в знак благодарности властям за помощь в восстановлении разрушенного селем села'. Наверное, Кадыров решил наверстать упущенное. Если у родственников есть улица в селе, то ему подобает назвать проспект. Но тогда время для названий и переименований по всей стране еще не пришло.
Двойные стандарты московских властей давно известны. Если бы в Таллине площадь Тынисмяги переименовали в площадь Путина, и при этом вообще снесли Бронзового солдата, то можно быть уверенным, что кроме слов благодарности из Москвы бы и не услышали. Но главное даже не в подхалимском поведении мелких наместников, поставленных Кремлем на доверенной территории. Куда важнее всерасширяющаяся и всеохватывающая борьба групп влияния вокруг президента Медведева и премьер-министра Путина. Во время российского наступления в Грузии сначала на первый план выдвинулся Путин, который обсуждал этот вопрос в Пекине с американским президентом. Но потом все плавно перешло к Медведеву. Верный барометр складывающейся ситуации в Кремле и вокруг него - российское телевидение, которое уже больше месяца задвинуло премьера в середину программ 'Время' на Первом канале и 'Вести' на РТР. Случайно такие знаковые события не происходят. Очевидно, с помощью верного Кадырова кто-то решил подправить положение. И сделал это с грацией башенного крана. Понятно, что идея переименования не была секретом для администрации российского президента, но там препятствовать не стали. Представляется не только из уважения, сколько для дальнейшей дискредитации. Понятно, что за анекдотами в интернете дело не станет, ждать осталось не долго. Странно, что такой опытный человек, как Путин, не понял такой простой вещи. А ведь его в соответствующее время проведению подобных операций учили. Видимо, учение впрок не пошло.
Россия еще на один шаг приблизилась к авторитаризму. И дело не в названиях городов и улиц. Гораздо важнее вытекающая из этого явления политика. А она все больше внушает опасность. Вот уже французский президент чувствует себя обманутым, так как Москва не хочет выполнять все условия плана Саркози-Медведева. В том, что это произойдет, не было никаких сомнений, но в Париже предпочли на это закрыть глаза. В обстановке расширяющегося экономического кризиса российский правящий класс будет искать выход из внутренних проблем во внешнеполитических авантюрах. И для этого нужна концентрированная в одной руке власть. Хотя демократический декорум будет соблюдаться, как учил и действовал вождь всех народов. Демократическая на словах сталинская конституция была принята в разгар террора 1936-1937 гг.
Утешает одно. Медведев и Путин далеко не Сталин. Трагедия прошлого повторяется в виде нынешнего фарса. А чем заканчивается такая суета - поведал великий Шекспир.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей РЯБОВ, член Научного совета Московского центра Карнеги:
- Мы все прекрасно понимаем, что Чечня - это слишком особый объект Российской Федерации, который живет по своим собственным внутренним порядкам и обычаям. Естественно, есть российское законодательство, которое запрещает называть улицы именем действующих политиков. Об этом российская печать писала немало, но поскольку все уже воспринимают Чечню как нечто особенное, то отношение к этому спокойное. Нравится - пусть называют. Какой-то особой общественной реакции не было, нет и не будет.
Я не думаю, что это может привести к культу личности, поскольку все это носит локальный характер. К тому же, есть проблема экономического кризиса. А вот когда Путин говорил, что он не может повлиять на решение властей назвать улицу его именем - это традиционный подход, конечно, повлиять он мог. Но дело не в том, что ему это нравится или ласкает слух. Я думаю, что чеченский президент Кадыров убедил Путина в том, что это целесообразно для укрепления стабильности в республике. У Кадырова оценка деятельности Путина такая: благодаря его политике после многих лет противостояния регион начал восстанавливаться, Грозный возвращается к нормальной жизни. Но в Москве это мало кого волнует.
Действительно, по сравнению с сентябрем на 6-7% съехала популярность российских лидеров. Я думаю, на то есть две причины. Во-первых, сентябрь - это был самый пик, шла война, высказывалась жесткая позиция российских властей. Сейчас, есть экономический кризис. Но, по моим данным, кризис в стране фокусируется не на персоналиях, а на самом институте правительства. У Путина рейтинги, по-моему, все такие же высокие, а вот у правительства на 20% ниже. То есть общественное мнение разделило лидеров и правительство. Снижение доверия есть, но мы его, по-моему, переоцениваем.
N190, среда, 22 октября 2008
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 8 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для " Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
____________________________________
Культ Путина укрепляется, пока Медведев борется с трудностями ("Sunday Herald", Великобритания)
Спасибо Вам, господин Путин, за скромность ("The Times", Великобритания)
Культ Путина: Владимир Святой ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Как стать настоящим мужчиной: советы от Путина ("The Guardian", Великобритания)
Человек Путин украшает себя скромностью ("Latvijas Avize", Латвия)
* * * * * * * * *
Призрак Антироссии (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
До каких пор русский сапог будет несчастьем всего мира? (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Все на курсы швей-мотористок! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Дюжина мифов русской истории (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)