Красный, зеленый, синий, смесь всевозможных оттенков, бурление как в пробирке - таков наш сегодняшний мир. В происходит бурная химическая реакция, и долго еще никто не сможет сказать, ни когда он стабилизируется, ни на что он будет походить, когда минет буря. Любые прогнозы делать рискованно, поскольку финансовый кризис и предвещаемый им экономический спад каждую неделю изменяют положение дел, спутывая прогнозы на короткую, среднюю и дальнюю перспективы - трудно сейчас быть хоть в чем-то уверенным.
Возьмем снижение цен на нефть. Еще во время грузинского кризиса их высокий уровень, казалось бы, гарантировал возвращение России, позволил ей вновь стать незаменимой державой, обладающей всеми возможностями, чтобы не позволять наступать себе на пятки. Нужно было вновь начинать считаться с Россией, чья казна наполнилась звонкой монетой, и тут вдруг ее капитал стал утекать, доходы начали сокращаться до такой степени, что популярность руководителей страны стала падать с каждым новым опросом общественного мнения, и теперь России предстоит сделать непростой выбор между оборонным бюджетом и поддержкой, которую ей нужно оказывать банкам и промышленности.
За два месяца возрождение России оказалось под вопросом, однако, несмотря на падение цен на нефть, мир и Европа, прежде всего, вряд ли смогут обойтись без ее запасов энергоносителей. Россия сейчас колеблется между двумя опциями. Она может сделать ставку на ускоренный упадок Америки и использовать по максимуму свои преимущества, проигнорировав сиюминутные трудности, или же, наоборот, принять их во внимание, сгладить острые углы и попытаться, активнее чем когда бы то ни было, найти взаимопонимание с Европейским Союзом. В Кремле ведутся на сей счет дебаты. Ситуация меняется так стремительно, что сложно принимать какие-либо решения, и эта картина удивительно напоминает положение дел в другой стране - Иране, чье внутреннее развитие окажет такое же решающее влияние на международную стабильность.
Изменения на нефтяном рынке спутали карты и для Ирана. Президент республики, Махмуд Ахмадинежад, провидец, который хочет стереть Израиль с карты Земли и, что самое важное, изменить соотношение сил между шиитской и суннитской ветвями Ислама, оказался припертым к стене, поскольку его экономическая политика основывалась на росте цен на энергоносители. Сейчас же инфляция грозит вырваться из-под контроля, а социальное недовольство достигло такого размаха, что базарные торговцы, столпы исламского режима, ниспровергатели шаха, восемь дней держали свои лавки закрытыми, и в конечно итоге вынудили правительство не вводить НДС.
Параллельно нарастает недовольство в парламенте, где все противники главы государства - и реалисты, и реформаторы - требуют отставки двух его ближайших министров. За восемь месяцев до президентских выборов оппозиция начинает сплачивать ряды. Она даже может объединиться вокруг видного реформатора и бывшего президента Хатами, однако до сих пор неизвестно, позволит ли ему верховный лидер выставить свою кандидатуру на выборах. Духовный лидер Ирана колеблется между двумя опциями - поддержать переизбрание Ахмадинежада, поставив на то, что Америка уже не сможет помешать его стране создать бомбу, или, наоборот, решить, что Иран не в состоянии реализовать свои амбициозные планы, и ему нужен новый президент, способный достичь компромисса с США, что может стать возможным в случае избрания Обамы.
Иран, как и Россия, находится на распутье. А теперь, рассмотрим третий пример - мировой экономический спад. Из всех его последствий самым знаменательным стало замедление роста экономики Китая. Это должно было произойти. Об этом говорили еще в начале года, однако сокращение американского спроса могло быстро превратить необходимую паузу в самый настоящий крах. В стране, лишенной социальных 'амортизаторов', резкий спад производства способен привести к серьезной политической напряженности. Так что неудержимый Китай, возможно, стоит на пороге реальных внутренних трудностей. Это может не только привести к изменению соотношения сил на международной арене, которые еще недавно казались незыблемыми, но и к тому, что китайский режим окажется вынужденным любой ценой избавиться от облигаций американского Казначейства. Если дело до этого дойдет, финансовый кризис достигнет таких разрушительных размахов, что справиться с ними будет крайне непросто.
Мир справится с этим кризисом, но в будущем будут другие, которые тоже принесут с собой неопределенность и последствия их предсказать невозможно. В этом контексте альтернатива проста - всеобщий рост напряженности или обсуждение 'нового международного экономического порядка', к которому призывает Европа. Время сделать выбор у нас пока еще есть.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 6 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для " Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
__________________________
Рынок медведей ("The Times", Великобритания)
Не конец капитализма, а еще один лопнувший пузырь ("The Guardian", Великобритания)
Финансовая 'русская рулетка' ("The New York Times", США)
*******************
Боевая гимнастика красноармейца (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
"Человек-радар": Волшебства в России не будет
(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Пэйлин готовит вторжение России на Украину(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Древнеукраинское "Слово о полку Игореве"(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)