Фракционная и беспорядочная украинская политика вновь выставлена на всеобщее обозрение. Назначены досрочные выборы, но одна из крупнейших партий блокирует парламентскую трибуну, забивает машины для голосования бумагой и обертками от жевательной резинки, и при помощи судов препятствует подготовке голосования. Международный валютный фонд может пойти навстречу Украине, попавшей в тиски финансового кризиса, и выделить ей кредит в 16,5 миллиарда долларов. Но этого не произойдет, пока пакет помощи и всесторонние законы по борьбе с кризисом остаются заложниками личных амбиций ведущих украинских политиков.
В этом нет ничего нового. Межпартийные распри и предвыборная вражда давно уже подмяли под себя политические компромиссы и остановили реформы. Благодаря им Украина обрела репутацию страны, где царствует кризис и нестабильность.
По украинской политике 8 октября был нанесен новый сокрушительный удар, когда пало годовалое правительство Юлии Тимошенко, из состава которого вышла партия президента Виктора Ющенко 'Наша Украина'. Вместо того, чтобы реорганизовать хрупкую прозападную коалицию, загнанную в угол нескончаемыми ссорами, президент Ющенко назначил новые выборы в надежде на то, что благодаря им он укрепит свои позиции в деле формирования внутренней и внешней политики страны, а также повысит собственные шансы на переизбрание.
Это был второй распад правящей коалиции, возглавляемой партиями и лидерами, действовавшими вместе в ходе демократической 'оранжевой революции' 2004 года. В 2005 году первый крах 'оранжевого' правительства привел к выборам, в результате которых к власти пришла пророссийская Партия регионов. То, что Ющенко решил пойти на такой же риск в условиях мирового экономического кризиса, когда Россия ведет себя крайне враждебно, а НАТО внимательно анализирует перспективы углубления взаимоотношений с Украиной, показывает, насколько плохи отношения между президентом и премьер-министром. Это также говорит о крайне невысокой степени доверия Ющенко и части украинской элиты к способности Тимошенко руководить правительством и экономикой страны.
Противоречия в рядах политической элиты Украины настолько острые, что она не может даже назначить дату проведения выборов. Сначала голосование было назначено на 7 декабря, но эта дата была поставлена под сомнение. Блок Тимошенко добился ряда судебных постановлений против выборов, Ющенко по необходимости 'заморозил' указ о роспуске парламента, чтобы законодатели приняли ряд срочных законодательных актов в сфере финансов, а лагерь президентских сторонников все больше беспокоится по поводу крайне слабого рейтинга популярности своего лидера, о чем говорят результаты недавних опросов.
Но крах правительства Тимошенко этот нечто большее, чем расставание непримиримых соперников на президентских выборах 2010 года. Правительство Тимошенко стало жертвой последствий двух международных кризисов - вторжения России в Грузию и глобального финансового кризиса. Данные кризисы еще больше запутали и без того хаотичную ситуацию на политической сцене Украины, создав новые трещины в рядах украинских 'оранжевых' политиков и крупной оппозиционной Партии регионов.
Война в Грузии расколола 'оранжевую' коалицию. 'Ястребы', представителями которых являются президент Ющенко и 'Наша Украина', стремятся ускорить вхождение страны в НАТО. Они решительно осудили агрессию России. 'Голуби' - а это Тимошенко и ее блок - осторожно обходят стороной вопрос о членстве в альянсе, поскольку эту идею поддерживает лишь три из десяти жителей Украины. Они критикуют и Россию (мягко), и президента Грузии Михаила Саакашвили (резко).
Война также расколола оппозиционную Партию регионов. В ее рядах возник твердый пророссийский лагерь, возглавляемый бывшим премьер-министром Виктором Януковичем, который поддержал вторжение России в Грузию, и крыло представителей деловых кругов, которые ясно заявили, что Россия нарушила нормы международного права.
Да и мировой финансовый кризис способствует углублению внутренних противоречий между основными политическими игроками. Стремление президента Ющенко отправить в отставку премьера Тимошенко поддерживают нервничающие представители бизнеса, которые с недоверием относятся к ее популистским наклонностям и к способности руководить экономикой страны в период кризиса. Но деловые круги с не меньшим недоверием относятся и к Януковичу, который, сидя в кресле премьера с августа 2006 по декабрь 2007 года, проявил предрасположенность к сосредоточению в своих руках неограниченной власти, а также пользовался этой властью для продвижения экономических интересов своих ближайших сторонников.
В результате бизнес предпочитает такое решение, которое приведет к созданию деполитизированного правительства, состоящего из компетентных технократов, способных руководить страной в трудные с экономической точки зрения времена.
Теоретически самый идеальный вариант на период кризиса - это создание правительства, действующего на основе соглашения трех основных политических сил. Но учитывая ужасные отношения между Тимошенко, чья компетентная экономическая команда сдерживает присущий ей популизм, а в последние дни говорит и делает правильные вещи, и президентом Ющенко, такое правительство, скорее всего, можно будет создать на базе подразумеваемой коалиции 'национального единства' в составе политических сил Ющенко и Партии регионов. Однако сформировать такую коалицию можно будет только после выборов, а возглавить ее сможет сведущий в вопросах экономики руководитель, такой как спикер парламента Арсений Яценюк или бывший премьер-министр и нынешний министр обороны Юрий Ехануров.
Для Украины, чья государственная независимость стала одним из самых важных геополитических результатов краха коммунизма в период 1989-1991 годов, это означает сохранение неопределенности. А неопределенность означает, что не будет никакого прогресса на пути интеграции в структуры НАТО. Кроме того, она не сулит никакой предсказуемости иностранным инвесторам.
В то же время, нынешняя политическая неразбериха скрывает новые реалии, возникшие в стране. А это резкое повышение уровня жизни за последние пять лет, отказ избирателей от ультралевых и ультраправых политических течений, рост национальной гордости, усиление демократического плюрализма и большое влияние на крупные политические партии со стороны ведущих предпринимателей и бизнесменов.
Поскольку в рядах высшего украинского руководства личные взаимоотношения серьезно отравлены, и там царит атмосфера глубокого недоверия, политическая стабильность сможет прийти в страну лишь с появлением новых лидеров и новых партий. А учитывая результаты опросов, которые говорят о недовольстве украинских граждан предлагаемыми им политическими вариантами, такое появление свежих сил - это, видимо, главная надежда Украины на долгосрочный успех. До этого Украина будет прежней: с радикальной риторикой и византийскими хитросплетениями политического жульничества и обмана, которые заканчиваются центристским компромиссом, с трудом предотвращающим крах всей страны.
Адриан Каратницкий - старший научный сотрудник Атлантического совета США (Atlantic Council of the US).
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
____________________________________
Крах 'оранжевой революции' повергает страну в отчаяние ("The Independent", Великобритания)
Грязные трюки на Украине ("The Guardian", Великобритания)
Российская проблема Украины ("Chicago Tribune", США)
Европейское будущее Украины ("The Guardian", Великобритания)
* * * * * * * * * * * *
Хореография от Путина (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Грузинская армия оказалась одноразовой (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Не царское это дело (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Тайна концлагеря Талергоф. За что убивали русских (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)