Несомненный дипломатический успех Сербии, первый после ряда неудач на международной арене, заключающийся в поддержке требования Генеральной Ассамблеи ООН к Международному суду ООН выдать консультативное заключение по легальности одностороннего провозглашения независимости Косово, в некоторой мере приуменьшен необдуманным признанием независимости Косово Черногорией и Македонией.
Независимо от этого предстоящий период ожидания решения суда предоставит Сербии необходимую передышку и достаточно времени, чтобы посвятить его значительным региональным, широким международным проблемам и вопросам евроатлантической интеграции.
Прежде всего - Косово. На внутреннем направлении следует начать применение правительственной программы с целью обеспечить, прежде всего, сербским анклавам на юге Косово соблюдение основных прав человека, которые, можно сказать, не имеют и представители албанского населения, а также возвращение перемещенных лиц. По причине того, что деятельность предыдущих учреждений, несмотря на большие финансовые затраты, не была успешной, необходимо учредить новую организацию, которой будут доступны и самые удаленные, изолированные области, где проживает сербское и остальное неалбанское население в Косово.
Не следует забывать и значительные материальные, экономические, энергетические и прочие интересы Сербии в Косово, которые до настоящего времени не защищены и не реализованы, так как для этого нет подходящего механизма и партнеров. Косовский рынок жаждет товаров, а близость и приобретенные потребительские привычки направляют его к Сербии, которая пока это игнорирует, предоставляя поле деятельности контрабандистам и частной инициативе. В ожидании решения Международного суда ООН, Сербия вынуждена в диалоге с УНМИК (гражданской миссией ООН в Косово - прим. пер.) и уже присутствующей миссией ЕС в Косово (EULEX) обеспечить правовые рамки и найти партнера для осуществления своей политики в этом крае. С компетенциями в законодательной, полицейской и таможенной областях EULEX обладает серьезным потенциалом для партнерского выступления и привлечения сербских властей в Косово для выполнения вышеперечисленных и других работ. Правительству необходимо найти аргументы и силы для преодоления популистских сопротивлений всякой попытке приспособления к реальности, и решения, которые в значительной мере улучшат положение сербов в Косово.
В международном плане успех в Генеральной Ассамблее ООН в некоторой мере улучшил общее положение Сербии и предпосылки для продолжения ее продуманной дипломатической деятельности. Эта деятельность будет направлена на сохранение, если не сказать укрепление, содействия стран, которые поддержали действия Сербии в отношении суда, а также других стран, имеющих влияние на решение проблем Косово; недопущение новых признаний независимости Косово и подготовку выступления в суде и, возможно, новых приговоров. Не дожидаясь решения суда или установления возможных контактов с Косово многое можно выполнить в индивидуальном или коллективном плане для установления взаимного доверия между неправительственным сектором, молодежью, деятелями культуры, журналистами и другими представителями сербского и албанского гражданского общества.
Признание Косово со стороны Черногории и Македонии, а также сербское противодействие создали новую ситуацию в этой части Балкан. Все соседи, бывшие югославские республики, кроме Боснии и Герцеговины, признали Косово независимым государством и, таким образом, определились в своем отношении к Сербии и ее политике в Косово, тем самым не улучшив ни положение страны, ни стабильность в регионе. Несмотря на уверения в обратном, это отразится, хотя бы временно, на коммуникации и сотрудничестве Сербии с этими странами, что нельзя назвать положительным. Исходя из реальных, долгосрочных интересов и совместного определения в отношении евроатлантической интеграции, Сербия не должна позволить себе, ведомая импульсивной (хоть и понятной) эмоциональной реакцией, принимать необдуманные решения, что может привести к ряду проблем в будущем. В интересах целого региона не дестабилизировать ситуацию в этих странах. На это направлены и приоритеты внешней политики Сербии, ориентированные на развитие всестороннего сотрудничества с соседями и укрепление стабильности в регионе. При этом развитие двустороннего сотрудничества, особенно в областях, которые способствуют сближению и укреплению взаимного доверия, должно облегчить развитие экономического и существующего сотрудничества по всем областям, особенно при подготовке к осуществлению европейской интеграции.
Необходимо и развитие всестороннего сотрудничества с Россией, сохранение ее принципиальной поддержки, обеспечение лучшего взаимопонимания с новой администрацией США в своих интересах и укрепление связей с Индией и Китаем, поощрение их инвестиционного участия в Сербии. Неприсоединившиеся государства и остальные страны третьего мира, которые и в этот раз предоставили решающую помощь, в то же время являются лояльными партнерами, а их рынок благоприятен для всех видов сотрудничества. Это подразумевает и сотрудничество с их континентальными, региональными, религиозными и другими организациями, а также и адекватную позицию министерства иностранных дел.
К обоюдному счастью, оказалось, что признание независимости Косово большинством членов Евросоюза не поставило под вопрос достигнутый уровень сотрудничества и коммуникации в связи с Соглашением о стабилизации и присоединении. Уверенная в стабильности этого правительства и его решения (как и большинства граждан) о вступлении в Евросоюз, администрация ЕС была вынуждена, из-за отсутствия полного единства в рядах своих членов, использовать обходной путь в виде Переходного соглашения. В парламенте Сербии все же ратифицировано Соглашение о стабилизации и сотрудничестве, а правительство, на предложение комиссара Оли Рена, приняло решение об одностороннем применении Переходного соглашения. Продолжены переговоры о Шенгене, показавшие, что Евросоюз не такой уж и 'жадный', если ему предоставить хорошо подготовленные, убедительные проекты, тем более, если они имеют и потенциальную пользу и для его членов.
Это должно облегчить правительству Сербии более внимательное рассмотрение решения Евросоюза о том, чтобы посредством Миссии ЕС в Косово участвовать в организации правосудия, службы полиции и таможни в Косово, особенно принимая во внимание значение этого для положения сербского населения в анклавах. Все идет к тому, что правительство Сербии находится на пути признания EULEX в качестве партнера для защиты и реализации своих интересов в Косово, особенно в контексте помощи сербскому населения в крае.
Перевод: Екатерина Яковлева
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
__________________________________
Акт признания Косово - это легкомысленное открытие политического ящика Пандоры ("Rzeczpospolita", Польша)
Сербия предлагает разделить Косово по этническому принципу ("The International Herald Tribune", США)
Тот, кто признает Косово, мстит сербской демократии ("The New York Times", США)
Признание Косово - тройное преступление ("Le Figaro", Франция)
* * * * * * * * *
Сталин дал приказ "Назад!" (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
США готовятся к войне в русском интернете (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Эффективный менеджер по имени Сталин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Хореография от Путина (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)