Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я всегда с некоторым сомнением относился к предложению Барака Обамы насчет переговоров с Ираном - не потому, что я считаю подобную тактику неправильной, а потому, что, как мне казалось, у нас нет достаточных рычагов влияния, чтобы она дала результат. На Ближнем Востоке вести переговоры без таких рычагов - все равно что играть в бейсбол без биты

Я всегда с некоторым сомнением относился к предложению Барака Обамы (Barack Obama) насчет переговоров с Ираном - не потому, что я считаю подобную тактику неправильной, а потому, что, как мне казалось, у нас нет достаточных рычагов влияния, чтобы она дала результат. На Ближнем Востоке вести переговоры без таких рычагов - все равно что играть в бейсбол без биты.

Теперь, однако, нутром чую: если Обама станет президентом, у него будет возможность начать переговоры с иранцами - и будьте уверены, с битой руке.

Вы читали сообщения в прессе, что иранский президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) страдает от переутомления? Думаю, причина в том, что его мучает бессонница. Если вместо того, чтобы считать овец, вы думаете о цене на нефть - а она снизилась со 147 до 57 долларов за баррель - заснуть вам вряд ли удастся. Вот и иранскому автократу, стоит ему задремать, наверняка снятся кошмары.

В конце концов, именно резкое снижение мировых цен на нефть в начале девяностых привело к крушению СССР. А Иран сегодня, на мой взгляд, очень напоминает советское государство.

В разговоре со мной Владимир Мау, ректор российской Академии народного хозяйства, подчеркнул: СССР 'прикончил' именно долгий период высоких нефтяных цен, за которым последовало их резкое падение. Взлет цен на 'черное золото' в 1970-х создал у Кремля иллюзию благополучия: он начал безоглядную раздачу субсидий внутри страны и вторгся в Афганистан. Но в восьмидесятых цены рухнули, и это внесло свой вклад в развал империи, переоценившей свои силы.

(Кстати, то же самое произошло с шахским режимом в Иране: 1) Внезапное и резкое повышение нефтяных цен. 2) 'Мания величия'. 3) Столь же внезапная смена ценового вектора. 4) Обвал нефтяных цен. 5) Шах свергнут.)

При Ахмадинежаде иранские клерикалы тоже занялись безудержной раздачей субсидий, - за счет нефтедолларов они держали на низком уровне цены на продукты, бензин, проценты по ипотеке, создавали рабочие места - стремясь 'подкупить' иранский народ. Однако реальный экономический рост за деньги не купишь. Сегодня в Иране инфляция достигает 30%, безработица - 11% трудоспособного населения. Кроме того, тысячи выпускников ВУЗов, инженеров и архитекторов не могут найти работу по специальности, и вынуждены устраиваться разносчиками пиццы и таксистами. Теперь, когда нефтяные цены снижаются, Ирану - как и СССР - придется сокращать расходы по всем направлениям. Одним словом - пристегните ремни.

После прихода Ахмадинежада к власти в 2005 г. ООН ввела против Ирана уже три 'пакета' санкций из-за отказа властей этой страны прекратить обогащение урана, однако высокие нефтяные цены сводили их результативность к минимуму. Теперь падение этих цен усилит воздействие санкций. Если они сохранятся на низком уровне, существует немалая вероятность, что Иран будет готов пойти на переговоры о своей ядерной программе со следующим президентом США.

Такое развитие событий можно только приветствовать - ведь, помимо прочего, Тегеран финансирует "Хезболлу", ХАМАС, Сирию и антиамерикански настроенных шиитов в Ираке. Если Америка хочет, чтобы к моменту вывода войск из Ирака в стране воцарилась стабильность, а также стремится преодолеть тупик в Ливане и израильско-палестинском урегулировании, ему необходимо закончить 'холодную войну' с Ираном. Возможно ли это? Точно сказать не могу, но обвал нефтяных цен, по крайней мере, должен дать нам такой шанс.

Надо только использовать наши рычаги влияния по-умному, не преувеличивая могущество Ирана. Я, например, считаю, что давно пора уменьшить награду за поимку Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) с 50 миллионов долларов до одного цента плюс фотография Дика Чейни (Dick Cheney) с дарственной надписью. Такую же 'дефляцию' надо проделать и с тегеранскими аятоллами. Пусть они ищут контактов с нами, а не наоборот.

Карим Саджадпур (Karim Sadjadpour), специалист по Ирану из Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), поясняет: действовать надо так, как будто вы торгуетесь, покупая персидский ковер на тегеранском базаре. 'Зайдя в лавку, вы первым делом должны сделать вид, будто вас там ничего не интересует, - рассказывает он. - Ни в коем случае не говорите: Какой чудесный ковер! Без него мы отсюда не уйдем' Потому что тогда торговец ответит: 'Что ж, если он вам так нравится:' и заломит несусветную цену'.

Другой урок восточного базара, который следует усвоить, заключается, по словам Саджадпура, 'в том, что на коврах вы не увидите ценников. Торговца не интересует фиксированная цена - он хочет выручить за ковер максимум того, что возможно в данный момент, и 'цена' Ирана постоянно колеблется в зависимости от нефтяной цены'. Так давайте воспользуемся этим к собственной выгоде.

Кроме того, сам приход в Белый дом человека по имени Барак Хусейн Обама создаст проблему для иранских клерикалов. Все их аргументы построены на том, что Тегеран сопротивляется Америке - гегемонистской державе, не дающей никому поднять голову. Но на следующей неделе, возможно, произойдет нечто неожиданное: иранцы узнают, что страна, которую их лидеры называют 'Большим сатаной' избрала президентом 'парня, чье второе имя напоминает об одной из главных фигур шиитского ислама, - имаме Хусейне - а фамилия в переводе на фарси означает 'он с нами'', - поясняет Саджадпур.

Иран созрел для 'дефляции'. Его могущество было раздуто благодаря нефтяным ценам и популярности его лидера, которого превозносили просто за то, что он 'дразнит' Америку. Но в качестве реального проекта государственного строительства Исламская революция в Иране полностью провалилась.

'Если вы спросите молодых арабов, кем из лидеров в регионе они больше всего восхищаются', рассказывает Саджадпур, вам обычно назовут лидеров ХАМАС, "Хезболлы" и Ирана. 'Но когда вы спросите, в какой ближневосточной стране или городе им больше всего хотелось бы жить, - добавляет он, - вам скорее всего ответят: в Бейруте или Дубае, то есть там, где выше всего уровень открытости общества. Исламская Республика Иран никогда не попадает в первую десятку'.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

___________________________________

Роль России в иранском кризисе ("The Boston Globe", США)

Ось 'Россия-Иран' ("The Wall Street Journal", США)

Израиль, Иран и бомба ("The Wall Street Journal", США)

Как Ближний Восток транжирит свое нефтяное богатство ("The International Herald Tribune", США)

Россия может помочь развязать иранский узел ("The Wall Street Journal", США)

Збигнев Бжезинский: Разумный подход к Ирану ("The Washington Post", США)

На Западе царит разброд, а Иран делает что хочет ("The International Herald Tribune", США)