Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фантомные боли - искусство

Благодарность, дипломатия и искренние желания - 50 лет реституции. Германо-российский диалог имеет свои коварные стороны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Фантомные боли сохранились и становятся все сильнее. Более миллиона произведений искусства из немецких музеев все еще считаются пропавшими без вести. Часть из них открыто показывается в российских музеях. Правда, у российской стороны есть еще одна насущная задача: в конечном итоге необходимо выяснить, где до сих пор находятся предметы, которые немецкие войска изымали из российских музеев. Но на подобные исследовательские работы у немецкой стороны нет денег

Криминальный роман на тему культуры, который заставляет содрогнуться. За час до того, как в Академии наук Берлин-Бранденбург должен был начаться симпозиум на тему возвращения немецкого культурного достояния из Советского Союза, организаторы мероприятия получили e-mail от Владимира Коротаева, заместителя директора Российского государственного военного архива в Москве. В московском аэропорту ему подмешали в пиво некое наркотическое средство, он потерял создание, а затем очнулся в каком-то отдаленном лесу: без мобильного телефона, портфеля, денег и пальто. Самолет в Берлин давно улетел.

Небылица? Сомнительное извинение? Или правда? 'Все возможно, - сказал корреспондент FAZ и эксперт по трофейному искусству Керстин Хольм (Kerstin Holm), который пытается описать озадаченной публике российские реалии. - Ощущение сомнений и опасности, которой подвергается жизнь, особенно выразительно передается в России'.

Очень часто в этот вечер, а также в рамках многих других проходивших на этой неделе мероприятий на тему реституции речь часто заходила о психологии. Сегодня в Пергамском музее на торжественном политическом мероприятии вспоминают о счастливом возвращении в 1958 году из Советского Союза в ГДР около 1,5 миллионов произведений искусства. Российская сторона очень внимательно следит за торжествами в Германии, подтвердила Бритта Кайзер-Шустер (Britta Kaiser-Schuster), которая занимается темой 'трофейного искусства' в Фонде культуры земель ФРГ. Пока в России складывалось впечатление, что немецкая сторона требует одного - все вернуть назад. Сейчас торжественный акт благодарности за сделанный подарок как никогда вовремя.

Такт превыше всего. Керстин Хольм также подтвердил, что в этой запутанной теме сегодня в первую очередь речь идет о психологической проблеме. Русским нужно при этом присутствовать вне зависимости от того, какое решение они приняли. 'Трофейное искусство', которое все еще хранится в запасниках российских музее, в соответствии с принятым Госдумой законом является собственностью государства и рассматривается российской стороной как компенсация за огромные культурные потери, понесенные странной из-за национал-социалистов. Заинтересованность Германии, например, оказание содействия в реконструкции утраченной в войну Янтарной комнаты или восстановление церкви Успенья Божьей Матери в Новгороде, была понята как верный сигнал, но немецкая юридическая настойчивость, проявленная, например, в отношении 'болдинской коллекции' воспринимается с раздражением, как типично немецкая несговорчивость.

Но над юбилейными праздничными мероприятиями, посвященными реституции, теперь доминируют современные споры по 'трофейному искусству', хотя многие музеи, среди которых Дрезденская картинная галерея, Потсдамская картинная галерея и музеи в Готе, Дессау и Лейпциге, а также берлинские музеи едва ли вообще что-либо могли показать без возвращения 50 лет назад произведений искусства. 'Сикстинская Мадонна' Рафаэля, 'Железопрокатный завод' Адольфа Менцеля, сокровища Грюне Гевелбе ('Зеленые свободы', Дрезден) и Пергамский алтарь - все это вернулось назад. 'Мы существуем благодаря возвращенным культурным ценностям', - сказал Мартин Рот (Martin Roth), генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена. А Хартмут Доргерло (Hartmut Dorgerloh), генеральный директор фонда 'Прусские дворцы и парки' добавил: 'Нужно сказать - спасибо!'

Однако фантомные боли сохранились и становятся все сильнее. Более миллиона произведений искусства из немецких музеев все еще считаются пропавшими без вести. Часть из них открыто показывается в российских музеях, например, ранее хранившееся в берлинском музее 'Золото Шлимана' сегодня можно увидеть в Пушкинском музее, или картины импрессионистов из частных немецких коллекций сейчас находятся в Эрмитаже. В большинстве случае можно установить происхождение экспоната, но есть случаи, когда это невозможно. Ведь до сих пор до конца неизвестно, было ли произведение уничтожено или считается потерянным, хранится ли оно в каком-нибудь запаснике или возможно уже давно очутилось в музеях в Киеве, Туле или Нижнем Новгороде. А что произошло с предметами искусства, которые самовольно растащили русские солдаты? Некоторые из них то и дело оказываются в антикварных магазинах. Не так давно на аукционе в Швейцарии появился 'Святой Николай' Лукаса Кранаха Старшего. Картина явно была украдена из дворца Хартенфельс в Торгау.

Поискам сокровищ не видно конца. Журналист ZDF Карола Ведель (Carola Wedel) в одном из своих фильмов документально проследила судьбу 434 берлинских произведений искусства, которые должны были сжечь в 1945 году в зенитной башне бункера ПВО, расположенного в парке Фридрихсхайн. До сих пор есть надежда, что картины из бункера найдутся в одном из российских или, возможно, даже американских музеев. Ведь американские военные не менее усердно, чем русские опустошали нацистские хранилища с произведениями искусства.

Еще более любопытна ситуация в российских провинциальных музеях. На это указывает Керстин Хольм (Kerstin Holm) в своем сборнике 'Рубенс в Сибири. 'Трофейное искусство' из Германии в российской провинции'. Провинциальные российские музеи сильно пострадали от устроенного нацистами мародерства, и после войны получили драгоценные произведения искусства из Германии как компенсацию за понесенный ущерб. 'Вирсавия в купальне' школы Рембрандта находится сегодня в Туле, 'Бичевание Христа' - в Нижнем Новгороде. Бросается в глаза, что на подобных картинах очень часто можно видеть обнаженные женские тела - свобода, присущая художественным стилям барокко и рококо, казалась особенно привлекательной для деморализованных войной солдат. Картины, которые ранее принадлежали коллекциям немецких музей и, по всей вероятности, продолжали бы оставаться в хранилищах этих музеев, теперь вывешиваются в этих провинциальных музеях, и за ними хорошо ухаживают. Керстин Хольм по праву отмечает, что, очутившемуся в российских провинциальных музеях придворному искусству из Германии было придано новое значение. Возможно, поэтому не все картины должны быть возвращены назад.

С трудом приходит понимание, что переговоры о возвращении культурных ценностей сейчас 'пробуксовывают', но укрепляются межмузейные связи. Наследники коллекций, например, госпожа Шарф (Scharf) с болью признает, что мало шансов на то, чтобы вернуть в Германию коллекцию импрессионистов, которую ее дед Отто Герстенберг (Otto Gerstenberg) хранил в Национальной галерее, и откуда она была вывезена в Санкт-Петербург и Москву. У наследников еврейских коллекционеров, коллекции которых были сначала украдены национал-социалистами, а потом перевезены в Россию, также мало надежды на удовлетворение их реституционных требований, хотя подобное имущество не подпадает под действие закона, принятого Госдумой. Даже церкви Святой Марии (Мариенкирхе) во Франкфурте-на-Одере все еще недостает шести витражей, хотя именно этот проект являлся показательным примером успешных переговоров.

Но профессионалы из мира искусства, по-прежнему, делают ставку на диалог под девизом: главное, узнать, что где находится и в каком оно состоянии. Так, в рамках германо-российского диалога между музеями, в котором принимают участие специалисты из обеих стран, в немецких и российских архивах исследуются описи вывезенных ценностей. Правда, у российской стороны есть еще одна насущная задача: в конечном итоге необходимо выяснить, где до сих пор находятся предметы, которые немецкие войска изымали из российских музеев. Но на подобные исследовательские работы, отмечает президент 'Прусского фонда сохранения культурного наследия' Герман Парцингер (Hermann Parzinger), у немецкой стороны нет денег.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

__________________________________

Для чего расширяется Пушкинский музей? ("The Wall Street Journal", США)

Хватит 'ради народа' прятать великое искусство в подвалах ("The Guardian", Великобритания)

Германия жаждет вернуть культурное наследие ("The International Herald Tribune", США)

Немецкие музеи хотят позаботиться о перемещенных произведениях искусства сами ("Die Welt", Германия)

Россия не намерена проводить реституцию ("Radio France Internationale", Франция)

'Новый конфликт России и Германии по поводу перемещенных ценностей' ("Der Tagesspiegel", Германия)

* * * * * * * * *

Сталин дал приказ "Назад!" (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

США готовятся к войне в русском интернете (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Эффективный менеджер по имени Сталин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Хореография от Путина (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)