Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кризис опустошает казну

Кризис в России - как на Западе. Но реакция государства показывает, что российская экономическая система совершенно отлична от западной

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский телезритель - давно приученный пропагандой к тому, что 'Россия встает с колен' и обречена на успех - принимает за чистую монету уверения правящего дуэта в том, что беспокоиться не о чем. Кризису нет места в пропагандистской мозаике, состоящей исключительно из побед (которые венчает победа в маленькой кавказской войне). Крах, гнев, пот и грязь не имеют в ней права на существование.

Лишь за последний месяц котировки ценных бумаг на российских биржах упали на 37 процентов. В пятницу 17 октября индекс РТС упал ниже 700 пунктов (19 мая он составлял 2498 пунктов, это был исторический максимум), а индекс ММВБ - ниже 600 пунктов, то есть, до того уровня, на котором он находился 40 месяцев назад. Многие банки ввели ограничения на пользование депозитами, у все большего числа фирм возникают проблемы с получением кредитов...

В России нарастает паника. В СМИ начинает проникать информация об отсутствии многих продуктов даже в московских магазинах, растут опасения перед коллапсом строительной сферы, а также массовыми увольнениями и реальным падением доходов.

Правительство регулярно организует совещания, посвященные спасению ситуации. А у дверей правительственных кабинетов выстраивается очередь клиентов: в той или иной мере приближенных к властям Родных и Знакомых Кролика. Между тем, Алексей Кудрин, вице-премьер и министр финансов, говорит, что российскому кризису до дна еще далеко: падение продлится, как минимум, до весны.

Кроме того, цена на нефть упала до 70 долларов за баррель. Ниже этой планки российский бюджет не сможет покрывать расходы.

Кризис? Какой кризис?

'Телевидение - это наше окно в мир', - говорил много лет назад один из героев сатирической радиопередачи. Если смотреть на Россию только через телевизионное окошко, контролируемое командой премьера Путина, то все выглядит совсем неплохо.

Президент заседает в единственно правильных советах и произносит единственно правильные слова, заботясь об общем благе, принимает единственно правильные решения, которые Государственная Дума без тени сомнения немедленно одобряет. Премьер возглавляет правительство, перерезает ленточки на проспекте своего имени в Грозном и бодро надувает 'подушки безопасности', призванные защитить страну от неприятностей во время кризиса. Да, холодные веяния доходят с гнилого Запада, который по своей глупости и жадности попал в передряги, но Россия в безопасности. Одним словом, 'все из-за Америки, но в Багдаде все спокойно'.

Российский телезритель - давно приученный пропагандой к тому, что 'Россия встает с колен' и обречена на успех - принимает за чистую монету уверения правящего дуэта в том, что беспокоиться не о чем. Кризису нет места в пропагандистской мозаике, состоящей исключительно из побед (которые венчает победа в маленькой кавказской войне). Крах, гнев, пот и грязь не имеют в ней права на существование. Как ядовито отмечает Виталий Портников на газетах интернет-издания 'Грани', 'В телевизионной реальности о кризисе не говорится ничего, зато бодро рассказывается об антикризисных мерах. Зачем нужны антикризисные меры, когда нет кризиса, не объясняется'.

Масконы снова в моде

В мрачной действительности из романа Станислава Лема 'Футурологический конгресс' люди оказываются под воздействием масконов. У Лема это были галлюциногенные аэрозоли, распыляемые соответствующими службами, чтобы привести граждан в состояние некритического восхищения, создать иллюзию изобилия и счастья в деградировавшем и подлом мире. В трактовке российской телевизионной пропаганды масконы - это утаивание прискорбных проявлений кризиса, рецессии и вообще неприятных явлений. На прошлой неделе, в тот день, когда индексы на московских биржах упали на какие-то там 19 процентов, в главных выпусках информационных программ трех государственных телеканалов об этом не было сказано ни слова. Зато много места занял репортаж о встрече президента Медведева с одним из российских миллиардеров, во время которой обсуждались возможности инвестиций во время кризиса.

Более того, с самых высоких трибун звучат обещания об очередном повышении пенсий и зарплат, выделении дополнительных 10 млрд. рублей на программу строительства жилья для военных, многомиллиардных дотациях для жилищно-коммунального сектора. Хватит на все. Даже на сомнительный кредит в 4 млрд. долларов для обанкротившейся Исландии.

Разумеется, изображать оптимизм - это одна из служебных обязанностей обитателей политического Олимпа, этому нельзя удивляться. Равно, как и тому, что на телевидении и в большинстве газет нет добросовестного анализа финансового положения страны: не первый год известно, что телевидение - это не источник информации, а приспособление, призванное пудрить мозги населению.

Теперь, когда у людей пробудили ожидания рая, им будет трудно объяснить, что придется затянуть пояса. Вообще, надолго ли хватит пропаганды? Ведь, по сути, ее уже начинает не хватать. 17 октября в интервью для Первого канала вице-премьер Кудрин заявил, что на российском рынке тенденция к спаду продержится до весны 2009 г. После этого заявления на бирже вновь произошло значительное падение.

Операция по смене собственников

Недавно президент Медведев подписал очень интересный закон: о дополнительной поддержке финансовой системы России. Под этой округлой формулой скрывается программа спасения тех российских предприятий, которые влезли в долги на Западе, а сегодня лишились денег на их обслуживание и вынуждены избавляться от стремительно падающих акций. Крупный государственный 'Внешэкономбанк' (обслуживающий, в частности, зарубежный долг и эмиссию еврооблигаций "Газпрома") должен будет выдать компаниям кредиты на поддержку. Деньги на эту цель - 50 млрд. долларов - будут выделены из валютных запасов государства. Во 'Внешэкономбанк' поступило более 35 заявлений, в частности, от таких стратегических концернов, как "Газпром", 'Роснефть' и 'Лукойл'.

Премьер Путин, объясняя, почему государство спасает частные фирмы, заявил, что государство должно вмешаться, чтобы активы российских фирм за границей не были скуплены по заниженным ценам. Следовательно, речь идет о том, чтобы зарубежная экспансия российских предприятий, набиравшая обороты в годы благосостояния, не затормозилась из-за временной неплатежеспособности. Эксперты обращают внимание на то, что эти инъекции со стороны государства не будут эффективными, и экспансия все-таки затормозится, а фирмы будут вынуждены ограничить свою деятельность за рубежом и отказаться, по крайней мере, от части инвестиционных планов.

В программе спасения компаний интересен еще один аспект. Financial Times предполагает, что доступ к средствам получат только те олигархи, у которых есть 'связи', а сам процесс распределения этих средств не будет прозрачным. По мнению газеты, та неторопливость, с которой правительство пытается вернуть банкам ликвидность, вызывает подозрения относительно того, что средства распределяются из соображений собственной выгоды. Эксперты, на которых ссылается газета, прогнозируют, что Россию ожидает крупная операция по смене собственников, а активы, скорее всего, окажутся в руках тех, на кого укажет государство.

'Это все кончится национализацией или коррупцией, - говорит комментатор радио 'Эхо Москвы' Юлия Латынина в интервью 'Комсомольской правде'. - Если наши крупные компании будут перекредитовываться через ВЭБ, произойдет одна из двух вещей: либо ВЭБ заберет у них акции, и это национализация. Либо не заберет, и это коррупция. В любом случае это будет уже не рынок, как на Западе. Вообще кризис у нас - как на Западе, но реакция на него показывает, что мы живем уже в другой экономической системе'.

Конец целой эпохи

Но есть кое-что еще. Латынина хлестко называет это 'пилежкой бабла'. Речь идет о деньгах государства, накопленных в золотовалютном запасе и Стабилизационном фонде. Теперь за счет этих средств решаются частные проблемы российских олигархов. Почему? Ведь они должны были стать, главным образом, 'подушкой безопасности' для бюджетной сферы и массы пенсионеров? Кроме того, как говорят независимые публицисты, каждый из приближенных к власти предпринимателей обладает немалой суммой на черный день, размещенной на Виргинских островах и в других оффшорных зонах. Но деньги, однажды вывезенные за границу, как правило, там и остаются. Проще взять из государственного кармана, тем более, что резервы у российской власти есть. Теперь, под предлогом антикризисных мер, началось, как пишут критики Кремля из интернет-изданий, 'перемещение финансовых резервов страны в карманы правящей элиты. Именно в этом смысл нынешнего кризиса для этой элиты'.

Не более, чем теория заговора от врагов Кремля?

Так или иначе, в России заканчивается целая эпоха: время золотого дождя из нефтедолларов, эпоха 'халявы' для элит, сформированных на основе безусловной лояльности. Россия, почти как весь мир, оказалась в состоянии кризиса. Но за годы правления Путина и его приятелей из корпорации-федерации инструменты, которые обычно служат средством спасения и позволяют выбраться из кризиса - свобода, инициатива, конкуренция - были в России ликвидированы. Что теперь?

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

* * * * * * * * * * *

ГРУ против КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ предсказали победу Обамы! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Как гетман Сагайдачный на Москву ходил (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

"Черный день" Америки (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

_______________________________

Новая российская смута ("Wprost", Польша)

Россия: экономическое 'похмелье' ("The National Interest", США)

Купленная стабильность ("Die Welt", Германия)