Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цвет кожи - пустая болтовня, за которой не видно настоящих трудностей для Обамы

Прекратить истерику. Новый президент США должен разбираться с Россией; возможно, ему грозит новый Карибский кризис

Цвет кожи - пустая болтовня, за которой не видно настоящих трудностей для Обамы picture
Цвет кожи - пустая болтовня, за которой не видно настоящих трудностей для Обамы picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во вторник вечером весь мир рыдал от счастья. Пожалуй, в таком количестве слезы счастья не проливались ни разу за всю историю человечества. Плакали все не оттого, что демократ победил республиканца, и не оттого, что победитель молод и хорошо умеет делать из банальностей риторические фигуры. Все плакали от того, что Барак Обама - негр

Во вторник вечером весь мир рыдал от счастья. Пожалуй, в таком количестве слезы счастья не проливались ни разу за всю историю человечества. Плакали все не оттого, что демократ победил республиканца, и не оттого, что победитель молод и хорошо умеет делать из банальностей риторические фигуры. Все плакали от того, что Барак Обама (Barack Obama) - негр.

Я тоже плакал, но кое от чего другого: ведь все те невообразимо громадные надежды, которые возлагает на Обаму мир, наивны и совершенно неоправданны. Да, победа этого магнетического человека (он кажется мне таковым еще с тех пор, как четыре года я услышал о нем в Иллинойсе и прочитал книгу его воспоминаний) может символизировать победу некогда угнетенной группы населения Америки, а заодно и всех представителей небелой расы в мире. Однако бичом политики всегда была одна и та же ошибка: человека ценили за то, откуда он родом, а не за то, на что он способен. Трубить об 'обамовской революции' чуть ли не как о втором пришествии - едва ли это сослужит самому Обаме хорошую службу.

Из всех журналистских штампов чаще всего слышен вот какой: Америка уже никогда не станет прежней. Еще как станет, ведь она стала прежней и в прошлый раз, когда президентом был избран кандидат от Демократической партии. А шансы Обамы на удачное президентство удастся адекватно оценить лишь тогда, когда мы наконец отбросим все эти крипторасистские представления о том, что в первую очередь он - негр, а все остальное куда как менее существенно.

Результаты выборов отразили стандартную тенденцию - после непопулярной войны и экономических неудач в США всегда голосуют за кандидата от демократов. За все годы правления Джорджа Буша (George Bush) ни один его поступок не был таким красивым, как его уход, так как своим уходом он буквально обеспечил Обаме победу. А главным героем предвыборной кампании стал электорат, отдавший приготовленную самой судьбой пальму первенства не Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), а Обаме.

Пятьдесят два процента - это победа, но отнюдь не разгром. Представление о соотношении голосов было искажено институтом коллегии выборщиков, убедившим всех (в частности, палату представителей) в том, что одержанная победа была блестящей.

Значение 'расового вопроса' также сильно преувеличено. Во вторник число пришедших на избирательные участки чернокожих поднялось всего на два процентных пункта - с 11 до 13 процентов. Что касается белых избирателей, то среди них за демократов проголосовало больше, чем на прошлых выборах.

Вспомните многочисленные сообщения о том, что 'экономические' соображения перевесили соображения 'безопасности' (имевшие решающее значение на выборах 2004 года), а также степень непопулярности иракской войны, неосмотрительный выбор Маккейном кандидата в вице-президенты и блестящую операцию Обамы по привлечению сторонников. Если учесть все это, то нет ничего удивительного в победе демократов.

Конечно, ошибаются те, кто изображают Обаму как этакого спасителя. События вторника - вовсе не бунт чернокожих, в победной речи Обамы ни разу не упоминалось его расовое происхождение, а любимец всей Америки Джесси Джексон (Jesse Jackson) терпеть не мог Обаму до вечера вторника. Обама - не потомок рабов, а секрет популярности его мемуаров - в описании метаний чернокожего ребенка из белой семьи, пытающегося понять, почему он чернокожий.

На самом деле новый президент США - плод союза беспринципного иммигранта с бедной, но хорошо образованной американкой, во что бы то ни стало вознамерившейся обеспечить хорошее образование и сыну. Такая же биография могла бы быть у любого президента, например, шотландского или ирландского происхождения - он бы закончил юридический колледж, превратился бы в мягкого либерального интеллектуала, над ним смеялись бы супруги Клинтоны. А Обама, постоянно ссылаясь на свой цвет кожи, вольно или невольно замазывает как свои настоящие преимущества, так и возможные недостатки.

Развернувшаяся истерика может сыграть Обаме на руку, если он сможет превратить ее в политический инструмент. Вскоре он начнет агитировать электорат, чтобы его переизбрали на второй срок - такова политика. Республиканцы, возможно, пойдут по нелегкому пути переоценки ценностей, но с ними далеко не покончено. Евангелический консерватизм (и в политике, и в экономике) не мертв. Оппозиция будет действовать через конгресс и СМИ, нападая на Обаму по каждому поводу, который он ей даст.

Воспользоваться своей популярностью Обама должен как можно скорее, чтобы консервативная вашингтонская машина, обремененная хитросплетением интересов и лоббирующих группировок, успела набрать обороты и реформироваться. Буш смирился с необходимостью применить кейнсианские методы - это похвально, но и этим он не спас от рецессии ни экономику, ни самого себя. Обама должен перестать угодничать перед профсоюзами, фермерами, картелями, предпринимателями и коммерсантами, требующими удовлетворения своих интересов.

Американцы выбрали лидера не только себе, но и многим другим народам мира. Люди во весь голос требовали Обаму, и американцы пошли им навстречу. Но чем большего они ждут от своего избранника, тем в большую ярость приведет их разочарование.

Неуклюжие и непопулярные действия США оставили после себя толстый слой мусора, который необходимо расчистить. Придется обуздать разбушевавшегося мамонта в лице американской армии, воюющей едва ли не с половиной мира. Разведке надо снова заняться международными отношениями. В первый день президентства Обама мог бы закрыть тюрьму на базе Гуантанамо - но сделает ли он это? Посмеет ли он положить конец применению пыток, принять условия Женевской конвенции, обуздать Израиль, поменять отношение к России, примириться с Ираном? Да, Обама обещал уйти из Ирака и сделать это быстро. С другой стороны, он должен с непререкаемым прагматизмом подойти к 'ползучей войне', смыкающейся вокруг границ Афганистана, отказаться от детских угроз напасть на Пакистан и прекратить бомбардировки его пограничных сел.

На этой неделе в Пакистане с визитом находился генерал Дэвид Петреус (David Petraeus), человек, который, как предполагается, сыграет ключевую роль в период президентства Обамы. Вашингтону понадобилось семь лет для того, чтобы понять, что ключи от Кабула хранятся в Исламабаде. Впрочем, это говорит лишь об одном: если Обама продолжит агрессивную политику на этом фронте, она обернется катастрофой. Восток - дело исключительно тонкое, а именно тонкости во всех смыслах не хватает дипломатии в исполнении республиканцев.

Афганистан, конечно, еще может стать для Обамы тем же, чем стал Вьетнам для величайшего защитника прав человека в Белом доме, Линдона Джонсона (Lyndon Johnson). Все кандидаты от демократов, желающие быть избранными на второй срок, изображают из себя мачо и лезут в драку; Обама пока не доказал, что он - исключение из этого правила.

Первым испытанием для Обамы может послужить недавнее замечательное выступление президента России Дмитрия Медведева, пообещавшего разместить ракеты в Калининградской области (российский регион, расположенный между Польшей и Литвой и не граничащий с остальной частью страны). Эта идея была высказана им в качестве примитивной реакции на разворачивание Джорджем Бушем оборонных сооружений в странах, ранее бывших членами Организации Варшавского договора. Ясно, что решимости Обаме брошен вызов, на который необходимо отреагировать, и как можно скорее. Здесь можно было бы воспользоваться моментом и продемонстрировать одновременно твердость и готовность к переговорам. Калининград мог бы стать Кубой - зловещее географическое совпадение, - а Обама мог бы разрешить крупный кризис еще до вступления в должность.

Восторги этой недели ощутимы почти физически. Я уже сбился со счета - столько раз американцы говорили мне с облегчением, как им надоело, что их все ненавидят, и как их теперь все любят. Чувствуется нечто рузвельтовское в этом моменте. Уже не первый раз американцы выхватили железную болванку из огня голыми руками; уже не первый раз этот народ нашел себе нового мессию.

И все же я хотел бы видеть в Обаме не просто негра, а одаренного, мудрого и компетентного лидера, который должен своим обаянием сплотить людей, а своим разумом - проложить им путь вперед, к будущему. Именно этих качеств мир требует от американского президента. Верить надо в них, а не в цвет его кожи и не в расовое происхождение.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

___________________________________________

Первое испытание Обамы - грубая угроза Москвы ("The Washington Post", США)

Преодолеть парадигму 'холодной войны' ("The Guardian", Великобритания)

Российский экзамен для Обамы ("The Wall Street Journal", США)

Без лишней спешки ("The Washington Post", США)

Извинения приняты! Спасибо за Обаму! ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * * *

ГРУ против КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ предсказали победу Обамы! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Как гетман Сагайдачный на Москву ходил (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

"Черный день" Америки (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)