Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гегемония с улыбчивым лицом

Будем реалистами: нет никаких оснований ожидать радикальных сдвигов в американской внешней политике - и к тому же перед Обамой стоят сложнейшие проблемы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Надежды на то, что Барак Обама радикально изменит подход США к международным отношениям, явно преувеличены. По многим важнейшим внешнеполитическим вопросам избранный президент-демократ - плоть от плоти 'Вашингтонского консенсуса', а не его оппонент. Нет, он не ниспровергатель основ. И это плохо сочетается с фирменными обамовскими обещаниями перемен

Надежды на то, что Барак Обама (Barack Obama) радикально изменит подход США к международным отношениям, явно преувеличены. По многим важнейшим внешнеполитическим вопросам избранный президент-демократ - плоть от плоти 'Вашингтонского консенсуса', а не его оппонент. Нет, он не ниспровергатель основ. И это плохо сочетается с фирменными обамовскими обещаниями перемен.

В том, что касается идеологии, Обама - приверженец концепции об особой миссии США в качестве мирового лидера и благодетеля, той самой концепции, что претерпела немало злоупотреблений и искажений при администрации Буша. В своей установочной речи по внешнеполитическим вопросам - произнесенной, что весьма уместно, в вашингтонском здании, носящем имя Рональда Рейгана - Обама напомнил о глобальных вызовах, с которыми столкнулись американские лидеры послевоенных лет, например, Джордж Маршалл (George Marshall), используя эту аналогию для оценки задач, стоящих перед страной сегодня, в 2008 г.

Сейчас, как и тогда, отметил Обама, Америке 'необходима новая всеобъемлющая стратегия, позволяющая ей решать проблемы нового и опасного мира'. Как и тогда, для борьбы с нынешними угрозами - терроризмом, энергетической зависимостью, иранской ядерной программой и распространением оружия массового поражения - необходимо задействовать американскую 'мощь и потенциал нравственного убеждения'.

Одним словом, лидерство - это долг и обязанность США, независимо от того, желает ли остальной мир иметь такого 'поводыря', и основано оно на американских ценностях и идеалах, представляющих собой, согласно извечному американскому мифу, набор самоочевидных и универсальных истин. Таким образом тех, кто лелеет розовые надежды на то, что с вашингтонской 'имперской' политикой теперь будет покончено, возможно, ждет жестокое разочарование.

В чем Обама расходится со своим предшественником в Белом доме и, в меньшей степени, с побежденным соперником Джоном Маккейном (John McCain), так это в том, что он намеревается по возможности добиваться стоящих перед США целей 'консенсусным' способом, в меньшей степени полагаясь на военную силу и в большей - на дипломатические и экономические инструменты 'мягкого влияния'.

Но с этой точки зрения концепция Обамы не представляет собой ничего фундаментально нового. Его подход можно охарактеризовать как 'гегемонию с улыбчивым лицом'. Как он отметил в своей вашингтонской речи, 'вместо того, чтобы возлагать все бремя нашей внешней политики на плечи наших храбрых военных, я хочу задействовать для защиты нашей безопасности, благосостояния и свободы все элементы американского влияния. Вместо того, чтобы самоустраняться от окружающего мира я хочу, чтобы Америка снова повела его за собой'.

Далее он выделил пять главных целей, облекая их в хорошо знакомые, привычные формулировки американского внешнеполитического истэблишмента: 'Ответственным способом закончить войну в Ираке; довести до конца борьбу против 'Аль-Каиды' и движения 'Талибан'; обеспечить безопасность любых ядерных вооружений, чтобы они не попали в руки террористов и деструктивных государств; добиться подлинной энергетической безопасности; и перестроить нашу систему альянсов в соответствии с задачами 21 века'.

Проанализируем первые три из поставленных целей.

Закончить войну в Ираке ответственным способом - под этим Обама подразумевает, по сути, вывод американских боевых частей из страны в течение 16 месяцев и передачу их функций иракским силам безопасности. Сказать это куда легче, чем сделать. Пока что Вашингтон и Багдад не могут договориться даже о юридической основе для сохранения американского военного присутствия в стране на 2009 г. На севере Ирака усиливается напряженность между полунезависимым курдским регионом и Центром, где правят бал арабы-шииты. Ходят разговоры и о том, что иракские шииты намерены возобновить свой альянс с 'Аль-Каидой' против багдадского правительства. И это лишь некоторые из нерешенных проблем, связанных с Ираком.

Чтобы вывести войска 'ответственным способом', не спровоцировав коллапс государства и возобновление гражданской войны, потребуется не только разумное и твердое руководство. Для этого необходимо и немалое везенье.

Смелое обещание Обамы довести до конца борьбу с 'Аль-Каидой' и талибами также звучит неубедительно - особенно из уст человека, ни разу в жизни не руководившего военной операцией против любого противника, не говоря уже о самых опытных в мире специалистах по партизанской войне. В Исламабаде опасаются, что президент-демократ может подкрепить делом свои прежние заявления и перенести боевые действия в Афганистане на пакистанскую Территорию племен. Это способно спровоцировать войну регионального масштаба, охватывающую Кашмир и север Индии.

Для урегулирования афганско-пакистанской ситуации одного везенья будет недостаточно. Вместо того, чтобы направить туда подкрепления, как он обещает, Обаме стоило бы заняться поиском партнеров для мирного урегулирования среди пуштунских племен. Эскалация военных действий ни к чему хорошему не приведет.

Ужесточение режима нераспространения ядерного оружия по всему миру - задача давно назревшая, но крайне трудная. Если Обама намеревается решить ее путем переговоров, можно лишь пожелать ему удачи. В то же время внутри страны требования об усилении и обновлении американского арсенала ядерных вооружений и другого оружия массового поражения скорее всего будут только усиливаться, а на международной арене основного внимания со стороны США по-прежнему будут требовать Иран и Северная Корея.

По северокорейской проблеме урегулирование, возможно, уже не за горами. Но 'иранский вопрос' остается сложнейшей нерешенной задачей, и на этом направлении Обама проявляет себя настоящим 'ястребом'. Он заявляет, что готов к переговорам с руководством 'деструктивных' государств, включая и Тегеран. Однако Иран вряд ли смягчит свою позицию только из-за того, что пистолет, приставленный к его голове, теперь держит не Буш, а Обама. В то же время Израиль будет и дальше оказывать на США давление, требуя 'твердости' (вплоть до военной акции). Нынешние выборы никак не отразились на громадных возможностях лоббистской машины Израиля в Вашингтоне.

По некоторым направлениям Обама может быстро добиться изменений как на концептуальном, так и на практическом уровне - например, закрыв тюрьму Гуантанамо, как он обещал в ходе предвыборной кампании. Но по другим вопросам, связанным, к примеру, с израильско-палестинским конфликтом или возросшей напряженностью в отношениях с Россией, он пока не продемонстрировал ни новых подходов, ни свежих идей.

Есть и еще один аргумент в пользу того, что в вопросе об изменении американской внешней политики при Обаме нам стоит 'спуститься с неба на землю'. С учетом множества внутриполитических задач, которые достались ему в наследство, а также продолжительности и сложности процесса передачи власти, пройдет, возможно, много месяцев, прежде чем Обама и его - пока не сформированная - команда получат возможность всерьез заняться главными проблемами, которые он обозначил в своей речи. Пока же США какое-то время будут плыть по течению.

Избранный вице-президент Джо Байден (Joe Biden) возможно прав, прогнозируя, что уже скоро Обаму ждут серьезные испытания на международной арене. Но если оставить это за скобками, перемены придут не сразу. А когда наконец Обама сможет всерьез заняться внешней политикой, его ждет такой объемистый список задач, что для их решения скорее всего понадобится не один, а два президентских срока. Так что Обаме уже пора разрабатывать стратегию, обеспечивающую ему переизбрание в 2012 г.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

__________________________________________

Извинения приняты! Спасибо за Обаму! ("Los Angeles Times", США)

Российский экзамен для Обамы ("The Wall Street Journal", США)

Перечень "самых устрашающих" в истории внешнеполитических проблем ("The Financial Times", Великобритания)

Президент Обама ("The Guardian", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

ГРУ против КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ предсказали победу Обамы! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Как гетман Сагайдачный на Москву ходил (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

"Черный день" Америки (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)