Сегодня представляется весьма вероятным, что Америку ждет рецессия в течение нескольких кварталов, а затем несколько лет вялого роста. Будущую динамику развития событий все реже уподобляют букве V или U - резкий спад и быстрое оживление. В ближайшей перспективе она будет напоминать скорее букву L: сокращение экономической активности действительно будет резким, но за ним не последует столь же быстрого восстановления показателей.
В центре нынешних дискуссий находятся в основном экономические последствия такого развития событий, а также меры, - как у нас в стране, так и на международном уровне - необходимые, чтобы смягчить удар и ускорить оживление. Однако наша жизнь не разделена герметичными перегородками. Происходящее в экономике неизбежно отразится также на политической и стратегической сферах. И некоторые результаты этого умножат число проблем, с которыми столкнется президент Барак Обама (Barack Obama).
Наверняка усилятся требования сократить расходы федеральных властей. Сделать это, однако, будет непросто, учитывая необходимость выполнять обязательства государства в социальной сфере, выплачивать проценты по 10-триллионной задолженности, а также оказывать финансовую помощь штатам и городам, которые окажутся не в состоянии сбалансировать свои бюджеты. Более того, становится все очевиднее, что экономике потребуется дополнительный 'пакет' стимулов. Через какое-то время рост бюджетного дефицита приведет к раскручиванию инфляции и создаст проблемы в плане курса доллара. Тогда, вероятнее всего, Конгресс пожелает сократить военный бюджет и ассигнования на помощь другим странам - просто потому, что по другим направлениям снизить расходы на федеральном уровне будет трудно. Это ограничит имеющийся у нас арсенал средств для утверждения могущества и влияния США за рубежом.
У рецессии будут и другие политические последствия. Станет труднее договариваться о мерах по борьбе против климатических изменений с такими государствами, как Китай и Индия: они будут сопротивляться любым шагам, препятствующим экономическому росту. Высокая безработица еще больше затруднит усилия, призванные обеспечить поддержку иммиграционной реформы большинством конгрессменов. Скорее всего мы столкнемся и с новыми случаями сопротивления законодателей попыткам иностранцев приобрести американские активы - хотя страна явно нуждается в зарубежных инвестициях.
Рецессия несомненно приведет и к росту протекционистских настроений в сфере международной торговли. Это весьма прискорбно, ведь свобода торговли создает идеальные неинфляционные стимулы оживления в экономике. Кроме того, она полезна для развивающихся стран и представляет собой один из путей укрепления взаимозависимости, ограничивающей националистические позывы.
Сочетание рецессии с отсутствие договоренности в сфере мировой торговли обернется сокращением импорта в США, что, в свою очередь, приведет к замедлению роста во всем мире и поставит под угрозу политическую стабильность в ряде стран. Многие страны уже страдают от замедления темпов роста, сильного снижения капитализации фондовых рынков, дефицита кредита и сокращения экспорта. Другие государства 'послало в нокдаун' снижение цен на сырье. Так что не стоит удивляться, если где-то падут правительства и возникнут вспышки насилия.
Стоит отметить и еще один негативный результат кризиса. Привлекательность идеи свободного рынка сильно ослабла. Американские официальные круги фактически лишились возможности убедительно обосновывать целесообразность рыночных реформ в других странах. 'Антирыночная' реакция скорее всего перехлестнет через край, что негативно скажется на экономическом оздоровлении и развитии демократии по всему миру.
Мы уже наблюдаем усиление антиамериканских настроений: в мире распространено мнение о том, что корни глобального экономического спада следует искать в ипотечном кризисе в США. Глобализация пользуется еще меньшей популярностью, чем прежде. Следует ожидать тенденций в пользу усиления государственного вмешательства в экономику, протекционизма и меркантилистской политики - правительства стран мира будут стремиться к двусторонним договоренностям на преференциальной основе.
И все же о нынешней ситуации, как это обычно и бывает, можно сказать: нет худа без добра. Рецессия привела к резкому падению мировых цен на нефть - со 140 до примерно 70 долларов за баррель. А это не сулит ничего хорошего так называемой 'нефтяной оси' - Ирану, Венесуэле и России.
Наиболее позитивные последствия такой ситуации связаны с Ираном. Тегеран быстрыми темпами создавал потенциал для обогащения урана в промышленных масштабах. Следующей администрации, естественно, крайне не хотелось бы делать выбор между превращением Ирана в ядерную державу и военным ударом по этой стране, чтобы не допустить такого исхода. И то и другое чревато крайне негативными последствиями.
Пока что дипломатические методы в этом вопросе особых результатов не приносили. Но сейчас возникает вероятность, что ситуация может измениться. Причина этого - в экономическом давлении. Финансовые санкции, к которым аятоллы могли относиться с пренебрежением, когда нефть стоила 140 долларов за баррель, сегодня, после того, как она подешевела вдвое, начинают давать реальный эффект. Необходимо также учитывать, что иранский госбюджет сверстывался исходя из нефтяной цены на уровне 90-95 долларов. Валютные резервы страны истощаются, в Иране растет инфляция и безработица, увеличивается бюджетный дефицит.
Все это может сделать иранцев более восприимчивыми к дипломатическим усилиям, призванным ограничить, или, еще лучше, полностью остановить их программу по обогащению урана в обмен на экономическую помощь. Возможно, иранское руководство даже отчасти пересмотрит весьма значительную в финансовом плане политику по поддержке ХАМАС, "Хезболлы" и шиитских вооруженных формирований в Ираке.
Рецессия может обернуться позитивными последствиями и в нашем полушарии. Венесуэла при Уго Чавесе (Hugo Chavez) проводит имперскую внешнюю политику, помогая властям в таких странах, как Куба, Боливия и Никарагуа. Кроме того, Чавес методично подрывает демократию в самой Венесуэле. Однако Каракасу, как и Тегерану, придется умерить свои амбиции. Уже приостановлен проект по строительству нефтеперерабатывающего завода в Никарагуа стоимостью в 4 миллиарда долларов. Учитывая, что уровень инфляции в Венесуэле составляет 35%, государственная задолженность растет, а финансовые резервы истощаются, возникает вопрос: сможет ли Чавес вообще удержаться у власти, если нынешние цены на нефть продержатся несколько лет?
Принцип 'нет худа без добра', возможно, относится и к ситуации в России. Эта страна, недовольная утратой статуса и ряда территорий, в последние годы усиливалась. Источником ее богатства и влияния стали нефть и газ. Но сегодня Россия ощущает на себе болезненные удары кризиса - и дело здесь не только в снижении цен на энергоносители. Она пережила обвал фондового рынка: биржевые индексы по сравнению с пиковым значением снизились на две трети, и властям уже с десяток раз приходилось останавливать торги. Многие россияне считают случившееся результатом негативной реакции в мире на действия Москвы в Грузии. Теперь, вполне возможно, российские лидеры трижды поразмыслят, прежде чем осуществить интервенцию на Украине в интересах этнических русских, живущих в Крыму.
У падения цен на энергоносители есть и другой положительный эффект: оно ослабляет нагрузку на импортеров - от США (отчасти снижая давление на доллар) до бедных стран, которым не посчастливилось обладать собственными нефтегазовыми ресурсами. Было бы, однако, прискорбно, если снижение энергетических цен отрицательно скажется на усилиях по сокращению энергопотребления в США. На нынешнем уровне оно придает Америке уязвимость в случае перебоев в поставках и повышения цен, стимулирует экономику ряда стран с 'малоприятными' режимами и вносит свой вклад в изменение климата. Временная передышка, связанная с низкими ценами на энергоносители, не должна быть растрачена впустую - мы не можем сохранять ту же политику, и те же привычки, что и придали нам эту уязвимость.
В связи с этим возникает вопрос общего порядка. Констатируя, что впереди рецессия и не один год слабого роста, мы не проясняем, насколько глубоким и продолжительным будет этот спад. Короткой рецессии нам не избежать. Но Министерство финансов и Федеральная резервная система (Federal Reserve) продемонстрировали, что США - не Япония: инновационность является неотъемлемым элементом нашей политической культуры. У нового президента и Конгресса тоже будет возможность своими действиями предопределить, какими станут очертания нашей пресловутой 'буквы L', а также одновременно смягчить и использовать последствия кризиса. Будем надеяться, что они сумеют мудро распорядиться этими возможностями.
Ричард Хаас - председатель Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations)
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
__________________________________
Америка должна возглавить операцию по спасению развивающихся экономик ("The Financial Times", Великобритания)
Тревожное состояние российской экономики ("The New York Times", США)
Обеднение строптивых ("The Washington Post", США)
***********************
ГРУ против КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Читатели ИноСМИ предсказали победу Обамы!(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Как гетман Сагайдачный на Москву ходил(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
"Черный день" Америки(Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)