Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Короля играет свита

Есть основания считать, что Обама меньше, чем Маккейн, склонен видеть в России угрозу Соединенным Штатам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что касается России, то Обама, вначале призывавший Москву и Тбилиси к сдержанности, когда грузинские войска атаковали Цхинвали, очень быстро перешел на позиции Маккейна, остро критиковавшего Россию за ее поведение. Более того, Обама, как и Маккейн, призвал включить и Грузию, и Украину в план подготовки к вступлению в НАТО...

Впечатляющая победа сенатора Барака Обамы наверняка приведет к важным переменам во внутренней политике США, где у него имеются существенные отличия от президента Джорджа Буша и сенатора Джона Маккейна. Но осуществит ли избранный президент серьезные изменения во внешней политике США, особенно в отношении России - это другой вопрос.

Если не учитывать позиции Обамы и Маккейна в вопросе вывода войск из Ирака, то ко многим другим проблемам международной политики отношение у бывших соперников было во многом схожим. Что касается России, то Обама, вначале призывавший Москву и Тбилиси к сдержанности, когда грузинские войска атаковали Цхинвали, очень быстро перешел на позиции Маккейна, остро критиковавшего Россию за ее поведение. Более того, Обама, как и Маккейн, призвал включить и Грузию, и Украину в план подготовки к вступлению в НАТО.

И тем не менее, есть основания считать, что Обама меньше, чем Маккейн, склонен видеть в России угрозу Соединенным Штатам. На самом деле, как говорят советники Обамы, одна из причин, по которой он не стал спорить со своим республиканским соперником по поводу конфликта из-за Южной Осетии, заключалась в его нежелании отвлекать внимание от темы экономических трудностей США, в которой он был довольно силен, и переключать его на внешнюю политику, где преимущество было за Маккейном. Озабоченность Обамы вопросами экономики может также заставить его не проявлять такой склонности к дерзким и дорогостоящим внешнеполитическим предприятиям, какую демонстрирует Маккейн. В личном плане Обама кажется более рассудительным и здравомыслящим, нежели Маккейн, и в его заявлениях проявляется меньше стремления рассматривать международные отношения как отношения личностей. Маккейн же, со своей стороны, либо восхищается лидерами, такими как президент Михаил Саакашвили, либо не любит их, как в случае с премьер-министром Владимиром Путиным.

А поскольку у Обамы нет устоявшихся и прочных взглядов на внешнюю политику, многое может зависеть от состава его команды, которая будет формировать курс в сфере национальной безопасности. На ключевые должности могут быть назначены представители трех групп. Одна состоит из опытных и проверенных реалистов во внешней политике, таких как министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates), сенатор-республиканец из Небраски Чак Хейгел (Chuck Hagel) и бывший сенатор-демократ Сэм Нанн (Sam Nunn). Эти высокопоставленные государственные деятели известны своей умеренностью, готовностью учитывать интересы всех сторон и работать с другими крупными державами. Известно также, что все они довольно скептически относятся к ускорению процесса принятия в НАТО Грузии и Украины, и хотят найти формулу сотрудничества с Россией в вопросе противоракетной обороны в Европе.

Вторая группа состоит из либералов-интернационалистов, таких как бывший помощник госсекретаря по африканским делам Сьюзан Райс (Susan Rice), бывший заместитель советника президента по национальной безопасности Джеймс Стейнберг (James Steinberg) и один из главных юристов президента Билла Клинтона (Bill Clinton) Грегори Крейг (Gregory Craig). В отличие от первой группы, представители этой фракции помоложе, они служили на второстепенных должностях в администрации Клинтона, и ведут разговоры о необходимости продолжать дело продвижения демократии, хотя и менее конфронтационными способами. Они за осуществление гуманитарных интервенций в таких местах как Дарфур, а ранее - Косово. Они не проявляют открытой враждебности к России, однако присущее им видение глобальной роли США способно вызвать серьезные разногласия с Москвой.

Третья группа представлена либеральными интервенционистами, такими как бывший представитель США в Организации Объединенных Наций Ричард Холбрук (Richard Holbrooke), ставший одним из главных архитекторов американской интервенции на Балканах в эпоху правления Клинтона. Холбрук известен тем, что поддерживал независимость Косово и принятие в НАТО Грузии и Украины. В период российско-грузинской конфронтации она стал одним из главных защитников Саакашвили в Соединенных Штатах, дойдя до того, что выступил с опровержением факта грузинского нападения на Цхинвали. Назначение этого человека на важную должность в структуре национальной безопасности станет зловещим сигналом для американо-российских взаимоотношений.

Существует общепринятая точка зрения о том, что у Холбрука, которого поддерживает его друг - избранный вице-президент Джо Байден (Joe Biden), имеется лишь слабый шанс стать госсекретарем или министром обороны. В конце концов, он поддержал сенатора Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) и не очень-то ладит со многими ключевыми советниками Обамы, которые не разделяют его взглядов и которым неуютно от его агрессивной саморекламы.

Очень важна будет также и российская реакция на Обаму. Если Москва усмотрит в его избрании позитивный шанс и предложит новое начало в американо-российских отношениях, то такое новое начало может оказаться вполне возможным. И наоборот, если Россия предпочтет воспользоваться мировым финансовым кризисом для подрыва лидирующих мировых позиций США, у Обамы будет меньше стимулов протягивать оливковую ветвь мира.

Пока что Россия не очень эффективно доказывает свои позиции американцам и европейцам - будь то разъяснения по поводу требований справедливой рыночной цены за продаваемый на Украину газ, или защиты российских миротворцев и мирного населения в Южной Осетии. И проблема здесь не в министерстве иностранных дел, где много опытных и умелых дипломатов, а больше в совершенно очевидном отсутствии стратегического планирования и межведомственного взаимодействия с одной стороны, и основанной на нефтяном богатстве напористой самоуверенности с другой. Если на сей раз Москва будет сочетать силу и уверенность в себе со скромностью и чувствительным отношением к опасениям Запада, то с передачей власти в США могут открыться важные перспективы для улучшения взаимодействия между Соединенными Штатами и Россией.

Димитрий Саймс - президент Никсоновского центра, издатель The National Interest.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

_______________________________

Российский экзамен для Обамы ("The Wall Street Journal", США)

Цвет кожи - пустая болтовня, за которой не видно настоящих трудностей для Обамы ("The Guardian", Великобритания)

Гегемония с улыбчивым лицом ("The Guardian", Великобритания)

Проповедническая внешняя политика закончились ("The Boston Globe", США)

Извинения приняты! Спасибо за Обаму! ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * * *

ГРУ против КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ предсказали победу Обамы! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Как гетман Сагайдачный на Москву ходил (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

"Черный день" Америки (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)