Еще до начала саммита ЕС-Россия в Ницце европейцы приняли решение возобновить временно замороженные переговоры с Москвой по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Тем самым Европейский Союз отошел от единственной отдаленно напоминающей санкции меры, которой ЕС воспользовался после пятидневной грузинской войны, чтобы продемонстрировать России, что Евросоюз не признает ее силовой политики и неуважения территориальной целостности Грузии. Правда, Россия согласилась на посредничество европейцев на Кавказе и допустила в регион миссию наблюдателей ЕС. Однако план Медведева - Саркози слишком по-разному интерпретируется, прежде всего, в том, что касается договоренности в выводе российской армии на позиции, занимаемые ей до начал войны. Эта договоренность остается 'мертвой' формулировкой.
Все это соответствует жесткой линии, на которой сейчас стабилизировалась российская политика в отношении Запада. В важнейших вопросах Президент Медведев перенял манеры общения своего предшественника Путина, иногда даже его грубый стиль. В своей первой речи перед Федеральным Собранием в день выборов нового американского президента он не поздравил Обаму, а пригрозил разместить новые ракеты меньшей дальности в Европе. Таким образом, Президент России упустил шанс подать сигнал открытости, необходимый для прояснения спорных вопросов между Москвой и Вашингтоном, своему будущем американскому коллеге. Новый человек в Белом доме сразу и в полном объеме должен был подвергнуться тесту на прочность.
Взаимная зависимость
Следовательно - если собрать все вместе - существует достаточно причин, чтобы еще на какое-то время передвинуть начало углубленных переговоров с Россией. Правда, с момента начала кризиса Евросоюз сказал, что не хочет обрывать нити переговоров. И Вашингтон еще в этом году должен был начать переговоры с Россией, поскольку в 2009 году истекает действие Договора СНВ, продолжение действия которого в интересах обеих сторон. Поэтому продление установленного для России частичного карантина имело бы привкус лицемерия, или же оно бы стало бессмысленным упорством, которое действует против собственных интересов.
В отношениях России с ЕС, а также с Америкой нет недостатка в темах: программа охватывает вопросы от энергетической безопасности до защиты климата, недавно к ним еще добавился глобальный финансовый кризис. Хотя Москва и делает вид, как будто бы этот кризис является лишь проблемой Запада и особенно Америки, но последствия для российского бюджета от снижения цен на нефть и резкое падение котировок на московской бирже говорят другим языком. Сам Путин, когда он еще занимал пост Президента, жаловался на одностороннюю зависимость свой страны от сырьевого экспорта и требовал широкого экономического развития и модернизации инфраструктуры. Без помощи Запада, без сотрудничества с западными инвесторами из этого ничего не получится - это знает и новая российская элита.
Направление главного удара российской дипломатии
Было бы хорошо, если бы в нужно время переговоры Евросоюза с Россией проходили в более широком контексте: к этому контексту относятся Северная Америка - Соединенные Штаты и Канада - а также те европейские страны, которые (еще) не являются членами ЕС или НАТО. Для этого даже есть предложение от самой России. Впервые оно было озвучено в Берлине: Президент Медведев предложил создать концепцию новой европейской архитектуры безопасности и скопировал при этом формулу СБСЕ из 70-х годов, которая объединяет пространство 'от Ванкувера до Владивостока'. Все, что по этому поводу было сказано до сих пор, позволяет распознать направление главного удара российской дипломатии: она хочет использовать противоречия в интересах между европейцами и американцами, помешать расширению НАТО и отгородить собственные сферы влияния. Но это позиция максимум, которая всегда присутствует в начале любых переговоров. Не следует позволять себя этим запугать.
Запад пока не дал ответ на инициативу России. Президент Франции Саркози предложил, чтобы это предложение стало предметом обсуждения саммита в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в конце 2009 года. Идея хороша. Таким образом, опираясь на организационный каркас и учрежденные правила процедур, можно было бы дать толчок этому 'процессу'. И у Запада на руках не такие уж плохие карты: ведь Москва еще до начала грузинской войны в качестве первого принципа европейского режима безопасности потребовала уважение территориальной целостности любой страны. Теперь следовало бы потребовать от Медведева и Путина исполнения данного ими слова.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 13 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
____________________________________________
Нормализация отношений с Россией ("Le Figaro", Франция)
Пора размораживать отношения с Россией ("The Guardian", Великобритания)
Для нас Россия не является незаменимой ("Die Welt", Германия)
Пора приступить к решению действительно назревших проблем между Россией и Западом ("Le Temps", Швейцария)
* * * * * * * * * * * * * * *
Политинформация от Каспарова (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Чем пичкают американцев (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Иконописный Ющенко (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Сталина крышевал Ленин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)