Конечно, войны в Афганистане и Ираке и международный экономический кризис - проблемы, не терпящие отлагательств, но Барака Обаму ждет еще один неотложный внешнеполитический вопрос: улучшение российско-американских отношений. 'Холодная война' завершилась семнадцать лет назад, ее идеологическая платформа исчезла, но оружие и соперничество сохранились. Владимир Путин справедливо отметил в феврале 2007 года в Мюнхене, что эта война оставила 'неразорвавшиеся снаряды'.
Ряд стратегических вопросов в отношениях между США и Россией были положены под сукно, что не может не представлять опасности. Это относится, например, к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок которого истекает 5 декабря 2009 года. Потом - полная неизвестность. Однако договор СНВ, как отмечает американский эксперт Дэрил Кимболл (Daryl Kimball), директор вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association), - обеспечивает необходимые 'предсказуемость и прозрачность'. СНВ-II и СНВ-III фактически стали недействительными после подписания Договора о стратегических наступательных потенциалов (СНП), в соответствии с условиями которого к 31 декабря 2012 года суммарное количество боезарядов у России и США не должно превышать 1700-2200 единиц.
Однако СНП не страхует ото всех рисков - он не ограничивает ни количество носителей, ни число складированных боезарядов, а также в нем не предусмотрен механизм проверки. Предложение Вашингтона, сделанное 6 ноября, возобновить стратегические переговоры выглядело мало убедительным: обе стороны прекрасно понимают, что с дискредитированной администраций Буша никаких значимых результатов достичь невозможно. А у команды Обамы будет совсем немного времени до истечения срока Договора в 2009 году, кроме того ей придется иметь дело с российском партнером, чья смелость возросла благодаря обретенному финансовому благополучию, и который находится в плену у опасных иллюзий благодаря легкой победе, одержанной в августе над грузинскими войсками.
Возобновление полетов стратегических бомбардировщиков, возвращение российского военного флота в Средиземное море, его маневры в Атлантическом океане, в Арктике, в Карибском море, испытания стратегических ракет, угрозы развернуть 'Искандеры' в Калининграде, рост оборонного бюджета, активная политика по поставке вооружений Сирии, Алжиру, Ирану, Венесуэле . . . сколько примеров, демонстрирующих желание взять реванш, стремление вернуть державные статус и силу.
Американский проект по размещению элементов системы ПРО в Польше и Чешской Республике не только предлог, который Кремль использует в своих целях. Это плод раздумий вашингтонских стратегов-неоконсерваторов, венец стратегии расширения НАТО до границ России, которую Москва не безосновательно сравнивает со старой тактикой 'холодной войны' - окружением. По мнению Москвы, война с Грузией помогла охладить энтузиазм европейцев по вопросу приема Грузии и Украины в НАТО. И коли уж ее поставили перед выбором, то Россия предпочитает опять внушать страх своим соседям, чем создавать гармоничные отношения с Западом, который, как она считает, неоднократно унижал ее.
Россия хочет положить этому конец - в этом посыл ее августовской демонстрации военной силы. Которая, кстати имела двойственный эффект: она подстегнула вновь обретенную военную гордость российских генералов, но также подтвердила факт наличия в армии серьезных проблем. Блицкриг, проведенный российской 58-й армией на Кавказе, заслуживает более внимательного изучения. Если координация российских войск оказалась более-менее на высоте, то только потому, что они только что приняли участие в состоявшихся в июле учениях 'Кавказ-08', на которых отрабатывался сценарий, аналогичный прорыву на Тбилиси.
Массовая коррупция
15 кораблей российского Черноморского флота с легкостью разбили опереточные ВМС Грузии, зато российская авиация, которая не смогла уничтожить артиллерию противника, продемонстрировала низкий уровень оперативной подготовки. Российская армия показала, что способна за сорок восемь часов мобилизовать порядка 20 000 человек для проведения масштабной операции за пределами страны. 'В регионе этот урок хорошо усвоили, - говорит Изабель Факон (Isabelle Facon), научный сотрудник Фонда стратегических исследований (Fondation pour la recherche stratеgique), - а это для Москвы главное'. Однако если Россия вновь стала представлять опасность для европейской безопасности, это не значит, что она вот-вот обретет былую мощь.
За последние десять лет ассигнования на армию сильно возросли, но не больше, чем государственный бюджет, питаемый нефтегазовым богатством. Оборонный бюджет России в 30 млрд. долларов представляет всего лишь одну двадцатую от штатовского. Начата реализация плана модернизации вооруженных сил, но он в основном касается ядерных сил, тех систем вооружений которые, как и во времена СССР, являются статусным атрибутами крупной державы: баллистические ракеты, атомные подводные лодки, авианосцы.
Численность личного состава российской армии была сильно сокращена (с 2,7 миллионов солдат в 1992 году до 1 миллиона в 2008) - нужно было не только создавать профессиональные войска, но и адаптироваться к вызывающей беспокойство демографической ситуации. Срок военной службы для призывников сократили с 18 до 12 месяцев исключительно в надежде снизить количество уклонистов и дезертиров. Условия жизни российских солдат оставляют желать лучшего - традиции дедовщины не ослабевают, как, впрочем, и злоупотребление алкоголем. Размер денежного довольствия был увеличен, правда, главным образом для элитных войск, спецназа. Несмотря на 'чистки' и попытки министра обороны Анатолия Сердюкова навести порядок, российская армия остается бездонной бочкой, куда из-за массовой коррупции уходит значительная доля ассигнований - в ущерб подготовке войск, чей уровень удручающе низок.
В плане доктрины Россия извлекает уроки из того, что она называет 'ремилитаризацией международных отношений', вину за которую она возлагает на США. Во внешнеполитической области она колеблется между ностальгией по 'холодной войне', которая создавала ложное ощущение стратегического паритета с Вашингтоном, и концепцией многополярного мира, который хорош уже тем, что ослабляет американское превосходство. В военном плане Россия, кажется, не извлекла уроков из гибельной гонки вооружений, как, впрочем, и из регионального авантюризма. Именно эти иллюзии о собственном могуществе делают Россию ненадежным и внушающим тревогу партнером для Барака Обамы.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 15 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
_________________________________
Новая образцовая армия ("Newsweek", США)
Нет больше пороха в пороховницах, или Как кончился запал у Красной Армии ("Daily Mail", Великобритания)
Мучительная реформа бывшей Красной Армии ("Le Figaro", Франция)
Возвращение Красной Армии ("Le Point", Франция)
* * * * * * * * * * *
Мой личный друг - Genosse Ленин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Корни русского мазохизма (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
В.Новодворская: Русская интеллигенция - наследница евреев (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)