Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Никакого медового месяца между Кремлем и Обамой

Лидеры, которые в прошлом в обеих столицах в начале возлагали друг на друга большие ожидания, впоследствии разочаровались. Медведев и Обама начали осторожно

Никакого медового месяца между Кремлем и Обамой picture
Никакого медового месяца между Кремлем и Обамой picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С Обамой в Белом доме российско-американские отношения, возможно, станут насколько более интересными, настолько и неровными. Экономический и финансовый кризис делает ситуацию крайне волатильной: положительная сторона заключается в том, что такая ситуация перенесла чемпионов Большой игры и кассандр новой 'холодной войны' от излюбленных схем XIX-XX веков к современной реальности, взаимосвязанной и взаимозависимой

Во время предвыборной кампании в Америке у Москвы не было кандидата-фаворита. Джон Маккейн беспокоил больше, но казался более прямолинейным кандидатом с солидными советниками (среди них Генри Киссинджер): он мог оказаться только лучше, чем казался. Кто-то в России надеялся, что Маккейн сможет сделать так, что Америка падет еще ниже, чем при Буше, - что совпадает с глобальным видением Кремля. Напротив, Барак Обама был нечто совершенно неизвестное, сложное для расшифровки, а рядом с ним - некоторые из тех, кто управлял шоу Билла-Бориса. Это не учитывая того, что большая популярность Америки в мире, возвращение ей морального веса и подтверждение ее амбиций в качестве мирового лидера - не совсем то, чего бы хотела российское руководство.

Президент Медведев намеренно проигнорировал возможность поздравить Обаму с его победой. А во время своего ежегодного выступления в парламенте, он открыто подверг нападкам внешнюю политику Соединенных Штатов. Он пригрозил разместить ракеты 'Искандер' в Калининграде, если Вашингтон не отменит планы по размещению ПРО в Центральной Европе. Эта жесткость почти осязаема, но представляется скорее тактикой. На следующий день Медведев позвонил Обаме, он коротко поговорил с избранным президентом, назвав разговор конструктивным, а потом поехал в Санкт-Петербург для того, чтобы посетить завод General Motors. Сейчас осуществляется работа на сжатом по времени саммите с 44-м американским президентом.

Парное российское лидерство в любом случае очевидно решило не предоставлять никакого медового месяца Обаме. Путин и Медведев полагают, что благорасположение Москвы не должно считаться чем-то само собой разумеющемся - его нужно заслужить. Таким образом - никаких улыбок для вновь прибывших, только прямые выражения. С точки зрения Кремля, мир - это соревнование, а не сотрудничество, к тому же, с американцами всегда лучше говорить напрямую и с позиции силы, иначе тебя не примут всерьез.

Жесткость не означает конфронтации: для этого нет ресурсов, нет желания. Москва требует внимания (она сделала бы что угодно, чтобы получить его) и соглашения с Вашингтоном по своим правилам. Ключевых вопросов в повестке дня Кремля три: заявка Украины на вступление в НАТО; развертывание общеевропейской противоракетной системы в Польше и Чехии; Грузия. Если бы США сделали шаг назад в вопросе с Украиной (учитывая внутриполитические перепитии и непопулярность Североатлантического альянса в народе); если было бы возможно придти к соглашению по ПРО (рассматривая предложение об общеевропейской системе, сделанное Путиным в 2007 году, или по крайней мере позволяя России постоянно присутствовать на установках в Центральной Европе); если было бы возможно восстановить Грузию вне рамок НАТО, максимум в размытой конфедерации с суверенными Абхазией и Южной Осетией, непосредственные причины конфликта были бы ликвидированы.

Другие пункты в российской повестке дня включают сокращение стратегических вооружений (договор по СНВ - START) и, в более общих чертах, контроль над вооружениями, включая договор ДОВСЕ. Когда Медведев говорит о новой архитектуре безопасности в Европе, он имеет в виду структуру, выходящую за рамки существующей сейчас системы, которая основывается на НАТО и ЕС и открывает двери всем, а единственному аутсайлеру, России, предлагает лишь шаткий мостик.

Потенциально все это побуждает думать об отсутствии связи между администрациями Обамы и Медведева/Путина. Москва придерживается геополитической повестки дня. В которой имеет значение территория и где внутренние дворики крупных держав рассматриваются в качестве зон, запретных для иностранцев. Миропорядок - это непременно иерархия, а не вопрос, кто главный. Когда Москва говорит о реформе мировой финансовой архитектуры, в общем-то она имеет в виду увеличение собственного влияния и влияния других набирающих силу держав на мировой арене. Российские интересы не совсем идентичны интересам американским в том, что касается важных для администрации Обамы вопросов, таких как энергетика и климат.

Что касается ключевого вопроса - Ирана - Россия требует вовлечения, а не санкций, и исключает использование силы. Нереалистично представлять, что Москва в иранском вопросе позволит быть ведомой Вашингтоном - она потребует совместного руководства. Тем не менее, существуют еще две проблемы. Одна заключается в том, что российское влияние на Иран ограничено; вторая - в том, что истинное примирение Тегерана и Вашингтона не входит в интересы Москвы, потому что оно ограничило бы ее экономические и стратегические возможности на Ближнем Востоке. С другой строны, говоря о преимуществах, верно также то, что очевидное сотрудничество США-Россия по Ирану благоприятствовало бы умеренным политическим силам внутри Исламской Республики, в то время как расхождение позиций поддерживает радикалов. Тем не менее, в любом случае в том, что касается Ирана, наибольшее значение имеет политика самой Америки.

С Обамой в Белом доме российско-американские отношения, возможно, станут насколько более интересными, настолько и неровными. Экономический и финансовый кризис делает ситуацию крайне волатильной: положительная сторона заключается в том, что такая ситуация перенесла чемпионов Большой игры и кассандр новой 'холодной войны' от излюбленных схем XIX-XX веков к современной реальности, взаимосвязанной и взаимозависимой. Вряд ли отношения между Россией и США достигнут уровня стратегического партнерства (о котором было торжественно объявлено, но которое так и не было реализовано), но на пользу обеим странам и Европе пошло бы, если бы эти отношения достигли определенной степени стабильности и обоюдного доверия. Лидеры, которые в прошлом в обеих столицах в начале возлагали друг на друга большие ожидания, впоследствии разочаровались. Медведев и Обама начали осторожно. Так пусть удача им поможет.

Дмитрий Тренин - заместитель директора московского центра Карнеги

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 15 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

__________________________________

Обама и Россия ("Forbes", США)

Россия против Обамы ("The Washington Times", США)

Похоже, что Россия боится Обаму ("Cesky rozhlas", Чехия)

Дмитрий Тренин: Внешняя политика России: самоутверждение или инструмент модернизации? ("Open Democracy", США)

Дмитрий Тренин: Россия покидает орбиту Запада ("Foreign Affairs", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Мой личный друг - Genosse Ленин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Корни русского мазохизма (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

В.Новодворская: Русская интеллигенция - наследница евреев (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)