Поправки к конституции Российской Федерации, о которых президент Дмитрий Медведев упомянул в своем послании (продление срока полномочий президента с 4 до 6 лет, а парламента - с 4 до 5 лет), являются символическим окончанием постсоветского переходного периода. Если предложения Медведева будут приняты - а ничто не свидетельствует о том, что послушный парламент мог бы их отвергнуть, то это будет означать 'бетонирование' позиций правящего класса. Нынешняя команда хочет остаться у власти на долгие годы - как можно дольше. Что это - признак приближающихся трудных времен или только усиление авторитаризма?
Последние два года правления президента Владимира Путина (2006-08) были поиском решения проблемы преемника. Речь шла о том, чтобы Путин мог сохранить власть, но, вместе с тем, выполнить требования конституции и не оставаться на третий срок. Выход был найден. Правящая корпорация произвела преемника: верного соратника по борьбе и труду, Дмитрия Медведева. По благословению патрона он стал президентом, а Путин - премьером. Элиты достигли консенсуса. Новую форму правления прозвали 'тандемократией'.
Несколько месяцев тандем согласно крутил педали: на первый план выходил то Путин, то Медведев. Никакая информация о соперничестве двух центров власти не проникала вовне. Ведь де-факто центр оставался один. Это все та же группа власть имущих: герметично закрытое кремлевское политбюро, действующее согласно собственным непрозрачным принципам.
Медведев до сих пор не сделал ничего такого, что шло бы наперекор воле корпорации или оспаривало ведущую позицию Путина. Бригады президента и премьера - это сообщающиеся сосуды. Медведев не создал собственной команды, хотя многие надеялись (и, возможно, надеются до сих пор) на то, что этот молодой юрист, провозглашающий либеральные лозунги и превосходство свободы над несвободой, отвоюет для себя независимость и реализует провозглашаемые идеи.
Можно ли считать таким 'отвоеванием' резкую критику коррумпированной бюрократии, которая содержалась в послании, оглашенном 5 ноября перед обеими палатами парламента и первыми людьми страны? В посланиях Путина тоже было немало метких диагнозов, относящихся к неэффективным действиям правящей касты (которую он возглавлял); тогда тоже каждое предложение подавалось под соусом свободы и прав человека. Но одно дело декларации, а другое - практика. Слова Медведева о том, что главный интерес государства - гражданин, звучат благотворно. Однако как примирить их с провозглашенной в том же послании инициативой по внесению поправок в конституцию и положения, касающиеся других аспектов политической жизни? Ведь они ведут к консервированию нынешней правящей команды и закрывают путь к власти всем, кто не принадлежит к корпорации.
И еще одно: что такого случилось, что именно сейчас Медведев выскочил с планом продления срока (оговорив, что оно не будет распространяться на него самого)? Еще Путин, будучи президентом, мог изменить конституцию, поле у него было расчищено, покорность парламента гарантирована - почему он не сделал этого тогда?
Может, потому что тогда власти не приходилось баррикадироваться, царил покой, цены на нефть росли и гарантировали роскошь правления, а торт для раздела между членами корпорации был большим. Теперь идет кризис, и 'баррикады' кажутся неизбежностью. Старая российская поговорка 'голод - не тетка' звучит теперь так: кризис - не тетка, по головке не погладит. Из президентского послания можно сделать такой вывод, что для правящих способом пережить эти тяжелые времена должно стать увековечивание системы и минимализация риска потери власти.
В годы правления президента Путина тема продления президентского срока звучала многократно. Инициативы 'снизу' появились еще в 2000 г., когда он был избран на первый срок. Их авторы аргументировали это тем, что огромный объем работы и реформ требует больше времени, чем четыре года. Однако Путин говорил, что в конституции нельзя изменить и запятой. Это было поразительно - ссылаясь на ее неприкосновенность, он радикально изменил практику осуществления власти, создал новые органы, изменил способ избрания глав субъектов федерации и т.д.
Чем руководствуется Медведев? В своем послании он заявил, что необходимо усилить столпы государственности - Думу и президента. Государству, безусловно, лучше, когда у него крепкие столпы - эта формула не подлежит обсуждению. 'Возможно, призывая к продлению срока, Медведев реализует один из пунктов тайной договоренности с Путиным', - рассуждают московские эксперты. Еще до операции 'Преемник' говорилось о том, что Медведев будет лишь 'переходным' президентом, что он уйдет в отставку до окончания президентского срока, а на досрочных выборах будет баллотироваться - и победит - Путин.
Если мы действительно имеем дело с очередным этапом операции 'Преемник', то московским правителям надо поторопиться. Резервы тают, товарищи по корпорации нервничают, граждан пока еще удается одурманивать оптимистичными рапортами по телевидению, они пока не ощущают на себе последствий кризиса - но это последний момент, чтобы убедить их проголосовать за правящую команду.
Возможно, кризис не будет для России таким болезненным, как для Запада. Возможно, пресловутых стабилизационных фондов, копившихся в годы благосостояния, хватит на удовлетворение самых насущных потребностей: пенсионерам повысят пенсии, бюджетникам - зарплаты, армия получит новое оружие, а Олимпиада 2014 г. пройдет по плану. Возможно, корпорация воспользуется кризисом для того, чтобы переложить гигантские деньги из одного кармана в другой, но все останется в семье, что-то будет национализировано, потом денационализировано, а фасад останется тем же самым. Возможно. Но все это гадания, а не прогнозы.
Однако можно попробовать сравнить то, как на кризис отреагировали в России и США. Штаты, переживающие самый крупный кризис после 1929 г., только что избрали нового президента. Выборы состоялись, потому что календарь выборов в США свят и неприкосновенен, досрочных выборов не бывает. Разочарованная Бушем Америка сказала: 'Мы хотим перемен'. Политическая система США - над которой издеваются представители 'настоящей демократии' в России, называя ее анахроничной, надувательской и скупленной корпорациями - гарантирует возможность выбора перемен, дает шанс проявить себя новой команде, стимулирует инновации.
Система в России, которая вскоре будет укреплена предлагаемыми Медведевым поправками к конституции, гарантирует правящей формации вечное окостенение. В период кризиса у руля власти консервируются те, кто и так стоит перед ним. Шанса на перемены нет. Политическое поле очищено от всех элементов, которые могут представлять собой хотя бы тень конкуренции для правящих кругов. Неужели в эпоху перемен в мире и конвульсий в экономике оправдается такая 'стратегия вечного пребывания у власти'? Сегодня видно только то, что московская биржа не поверила хорошей мине Медведева, и котировки на ней обрушились вновь. Биржу не заставишь окаменеть.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
______________________________________
А Путин и не собирался уходить ("The Times", Великобритания)
А мы должны сидеть и смотреть, как Влад и Дима меняются креслами ("The American Spectator", США)
Путину и Медведеву дополнительная власть не нужна ("The Globe And Mail", Канада)
Действительно ли Медведев правит Россией? ("L'Express", Франция)
* * * * * * * * * * *
Мой личный друг - Genosse Ленин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Корни русского мазохизма (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
В.Новодворская: Русская интеллигенция - наследница евреев (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)