На закате своего правления президент Буш заблокировал энергичную инициативу государственного секретаря Кондолизы Райс по более прямому взаимодействию с Ираном и Кубой. Похоже, девиз дипломатии Буша - 'лучше никогда, чем поздно'. На этот раз он прав.
Летом Буш фактически отложил на неопределенный срок инициативу Райс по открытию в Тегеране отдела интересов США, о котором несколько месяцев говорили как о неминуемом событии. Более расплывчатая попытка наладить отношения с Кубой, о которой известно лишь горстке чиновников администрации, вызвала более сильное сопротивление президента, о чем рассказал один из оппонентов этой идеи.
Инициативы Райс имеют смысл - и сами по себе и по тому, насколько далеко они заходят. Но к сожалению, этого слишком мало, слишком поздно. Однако она не оставляет попыток убедить Буша вновь изменить позицию по Ирану, и это еще может ей удаться.
Проблема вот в чем: речь идет об изолированных жестах, а не о части необходимого общего пересмотра стратегии в отношении двух стран, которые Буш воспринимал как противников 96 процентов времени своего президентского срока. Было бы лучше, если бы скромные шаги навстречу Тегерану и Гаване сделала новая администрация Обамы, воспользовавшись ими как инструментом перемен, вместо того, чтобы они ассоциировались с концом правления Буша и воспринимались как его наследие.
Это в особенности касается предложения об отправке американских дипломатов в Тегеран впервые за 30 лет. Идея, обсуждавшаяся больше года, получила принципиальное одобрение Белого дома летом. В начале августа заместитель государственного секретаря Уильям Бернс (William Burns) заявил европейским дипломатам в Женеве, что, согласно дипломатическим источникам, об этом решении будет объявлено совсем скоро.
Бернс - серьезный, крайне способный дипломат - не стал бы вводить в заблуждение своих партнеров по столь серьезному вопросу. Но время шло, а ничего подобного не происходило, и европейские дипломаты, поддерживающие идею, решили, что Буш пересмотрел свое решение.
Причины скрыты завесой официального молчания. Американские чиновники предполагают, что российское вторжение в Грузию и другие международные проблемы вытеснили с повестки дня президента вопрос об открытии отдела интересов в Тегеране. Они утверждают, что на самом деле Райс еще не представляла Бушу формального предложения.
Пресс-секретарь Государственного департамента Шон Маккормак (Sean McCormack) сказал мне на этой неделе, что, по мнению Райс, освобождение швейцарских дипломатов от ведения дел США с иранцами - это 'интересная идея', которая еще изучается.
Но известно, что с самого начала противником шагов навстречу Ирану был вице-президент Дик Чейни. Считается, что его беспокоит то, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад может представить это решение как уступку Соединенных Штатов перед его воинственностью и ослабить позиции своих более прагматичных оппонентов на выборах в июне.
Эти выборы должны направить стратегию избранного президента Барака Обамы в отношении ядерных амбиций Ирана, его вмешательства в дела Ирака и Афганистана и поддержки им радикальных арабских движений. Подчеркивая свою готовность взять новый старт в отношениях с иранским народом, новая администрация могла бы лишить Ахмадинежада аргументов о взаимной вражде, которые приносят ему такую политическую выгоду. А размещение дипломатов в стране для выдачи виз и налаживание контактов с гражданами Ирана по разнообразным вопросам - это хороший первый шаг в такой стратегии.
Потребность во взаимодействии очевидна уже давно. Но этот шаг должен быть сделан в рамках более широкого взаимопонимания между Вашингтоном и его партнерами из Европейского Союза, России и Китая относительно выработки более жестких санкций и более щедрых стимулов, призванных убедить Иран прекратить ядерную программу. У Буша просто нет времени на достижение всего этого до 20 января.
Кроме того, Райс справедливо призывает к улучшению дипломатических отношений с Кубой путем повышения статуса уже существующего в Гаване отдела интересов США. Насколько я понимаю, этого лучше всего достичь, направив больше и более высокопоставленных дипломатов в автономный американский отдел, работающий в этой стране.
Год назад Государственный департамент направил в Гавану команду под руководством тогдашнего генерального инспектора Ховарда Кронгарда (Howard Krongard), чтобы наметить пути к восстановлению полных дипломатических отношений с пост-кастровской Кубой. Этот визит, не получивший широкого освещения, также вызвал рассуждения о расширении отдела интересов - в том числе, в том случае, если перемены произойдут при нынешнем правительстве.
Говорят, что Райс изложила эти идеи в Белом доме. Маккормак, ее пресс-секретарь, отказался комментировать это, заявив лишь, что он не слышал ни о какой инициативе Райс относительно Кубы.
Буш сообщил ряду своих соратников, что он отложил эти решения, чтобы исключить вопросы Ирана и Кубы (второй с политической точки зрения является еще более взрывоопасным) из только что завершившейся президентской кампании. В этом его заслуга. Ему нужно продолжить выжидание.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
* * * * * * * * * * *
Тоталитарист Нахимов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Чистка путинских кадров (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вечная молодость партийных отпрысков (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Религия зла (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________________
Неспящие в Тегеране ("The New York Times", США)
Збигнев Бжезинский: Разумный подход к Ирану ("The Washington Post", США)
На Западе царит разброд, а Иран делает что хочет ("The International Herald Tribune", США)