Когда Италия в январе станет председателем Группы восьми промышленно развитых государств, ей придется действовать в обстановке, которая в корне отличается от ее председательства в "большой восьмерке" в 2001 году. Тогда "восьмерка" решала проблемы, связанные с однополярной международной системой. Когда наступит год 2009-й, в повестке этого клуба одним из главных вопросов станет принятие новых членов, начиная с Китая и Индии. Но пока не ясно, какие процессы возглавит Италия на посту председателя - реформирования или похорон "большой восьмерки", хотя в определенном смысле это одно и то же.
Любая реформа в "восьмерке" начинается с признания того, что нынешний ее формат устарел. Однако до недавнего времени было непонятно, хотят ли все члены этой группы заниматься чем-то более значительным, нежели упражнением в пропаганде ее идей и расширении.
Точно так же было не ясно, захочет ли такая страна как Китай вступать в этот клуб и соответственно брать на себя определенные обязанности члена. Финансовый кризис устранил эти сомнения с обеих сторон.
В 2009 году, когда Британия займет место председателя в "двадцатке", у ее премьер-министра Гордона Брауна появится возможность возглавить реализацию международной финансовой реформы. Через несколько месяцев "двадцатка" может затмить собой действия по расширению "большой восьмерки". В этих условиях необходима координация усилий двух председателей данных групп - Италии и Великобритании. Она будет крайне важна для распределения обязанностей и для обеспечения плавного расширения рамок Группы восьми.
Но правда ли, что формат "двадцатки" лучше? Соединенным Штатам никогда не нравилась мысль о расширении и без того неповоротливых форумов. На сей раз ситуация иная, поскольку избранный президент смещает акценты во внешней политике с "вестернизма" в сторону "глобализма". Европа окажется в весьма затруднительной и щекотливой ситуации, если захочет выступить с возражениями. Создать более малочисленную и эффективную организацию, которая, тем не менее, представляла бы новый глобальный расклад сил, можно лишь за счет сокращения европейского представительства.
В этом-то и заключается европейский парадокс. На протяжении десяти лет европейцы были главными сторонниками реформ в многостороннем управлении. Они сыграли решающую роль в реагировании на вызовы финансового кризиса и первыми выдвинули идею "нового Бреттон-Вудса" (хотя детали этого предложения не вполне ясны). Но фрагментированная Европа одновременно является серьезным препятствием на пути достижения этой цели. Почему остальной мир должен выслушивать и реагировать на толпу людей, каждый из которых претендует на то, что говорит от имени всей Европы?
Простая истина состоит в том, что сегодня представительство европейцев во всех международных институтах чрезмерно. Так, совершенно очевидно, что если бы еврозона в Международном валютном фонде говорила единым голосом, это было бы ей на пользу. Но все знают, что такое произойдет не скоро. Если европейцы хотят, чтобы при продвижении реформ международного управления их воспринимали всерьез, такое противоречие должно быть устранено. Вместо абстрактных разговоров о таком едином голосе Евросоюза европейцам следует создать прагматические механизмы и схемы для упрощения и повышения эффективности их представительства на мировой сцене.
Здесь на помощь могут прийти уроки финансового кризиса. Когда Британия первой объявила о мощном вмешательстве в банковскую систему, рынки отреагировали отрицательно. Но когда с таким же предложением выступила еврогруппа, она заручилась поддержкой всех членов "большой семерки", включая США. Решающую роль здесь сыграл формально не существующий орган - главы государств и правительств стран еврозоны плюс Гордон Браун, Европейский Центробанк и Европейская комиссия.
Урок этот отнюдь не нов: в Европе успех достижим только тогда, когда сильное национальное руководство сочетается с коллективным весом еврозоны. А это говорит о том, что нам надо активно наращивать формат "еврогруппа плюс", который был порожден финансовым кризисом. Такой механизм, наверное, очень похож на вторую смерть Лиссабонского договора. Но если и когда данный договор вступит в силу, Европа может быть представлена в похожей конфигурации, воспользовавшись при этом преимуществом стабильного председательства.
Действительно, существует потенциальное несоответствие между расширением и эффективностью - и Европа знает это на собственном опыте. Поэтому любое расширение "большой восьмерки" может в итоге привести к возникновению более мелких неформальных объединений, часть которых (например, фактически сложившаяся "группа двух" в составе США и Китая) не будет включать в свой состав европейских представителей. Однако еврозона, которая также расширяет свои границы, просто слишком важна, чтобы ее игнорировать. И когда старый клуб откроет свои двери для новых членов, придерживающаяся общих взглядов трансатлантическая ось будет важна как никогда - при условии, что Европа сумеет лучше организоваться.
Марта Дассю - генеральный директор международных программ Аспенского института (Италия).
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
________________________________
Толкаясь и падая, европейские лидеры стремятся первыми добежать до избранного президента США ("The Financial Times", Великобритания)
Европа пытается вернуться к идеализму, но не может ("The Financial Times", Великобритания)
Конкурентоспособный упадок Запада ("Les Echos", Франция)
Время сосредоточиться на успехах Европы ("The Financial Times", Великобритания)
* * * * * * * * * * * *
П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Черный ящик" российского бизнеса (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Родине-Мачехе не устоять (Общественная палата читателей ИноСМИ)