Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сила оружия или моральный авторитет?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Моральный авторитет. Что это такое? Может, он есть у вас? Не могли бы вы тогда одолжить немножко Соединенным Штатам? Именно моральный авторитет должен стать 'Святым Граалем' для президента Барака Обамы - причем чем скорее он его обретет, тем лучше. Главные претензии к США хорошо известны: в последние восемь лет мы предпочли анализу и процессу осмотрительных, основанных на конкретных фактах дебатов политику безрассудного одностороннего курса - сначала будем действовать, а разбираться с последствиями будем потом

Sunday, November 9, 2008; Page B03

У США достаточно мощи, а вот морального авторитета им недостает - пишет на страницах 'Вашингтон Пост' известный американский журналист- международник, лауреат Пулитцеровской премии Рон Саскинд

'Моральный авторитет. Что это такое? Может, он есть у вас? Не могли бы вы тогда одолжить немножко Соединенным Штатам? Именно моральный авторитет должен стать 'Святым Граалем' для президента Барака Обамы - причем чем скорее он его обретет, тем лучше.

Главные претензии к США хорошо известны: в последние восемь лет мы предпочли анализу и процессу осмотрительных, основанных на конкретных фактах дебатов политику безрассудного одностороннего курса - сначала будем действовать, а разбираться с последствиями будем потом.

Однако прошло семь лет, а славных побед, будь то Ирак или Афганистан, что-то пока не видно. Тайные тюрьмы, пытки, слежка за американскими гражданами и иностранцами, отправка целых армий в гущу гражданского населения, чтобы под дулом автомата отделять врагов от друзей - тоже особых успехов не принесли. Именно вследствие своей неэффективности все эти средства были отвергнуты еще в прошлые столетия.

Но что же произойдет дальше? Если когда-то в истории США и был президент, который мог бы с полным основанием заявить о начале своей администрации с чистого листа, так это Барак Обама. Однако для этого Соединенные Штаты должны иметь план, который наглядно продемонстрирует, что отныне все будет по-другому.

В этом-то и заключается главная головоломка: как может страна, обладающая такой огромной мощью, как военной, так и экономической, восстановить свою моральную энергию, которая и является источником настоящего могущества в мире?

То, что моральное преимущество утрачено, ощутили американцы из самых разных слоев населения. Последствия этого вполне конкретны: без морального лидерства США не смогут создать коалицию, которой будет по силам обуздать ядерные амбиции Ирана, противостоять попыткам Владимира Путина запугать Грузию, или заручиться поддержкой всего мира, чтобы не допустить попадание на черный рынок расщепляющихся материалов. Реакция стран-изгоев, а также таких новых претендентов на соперничество, как Россия, и даже террористических сетей является одинаковой: добро пожаловать в грязь, Америка! Здесь, под откосом скользкого пути, довольно неуютно, не так ли?

Однако для того, чтобы вновь взобраться на моральные высоты, Соединенным Штатам понадобятся качества, которым они позволили атрофироваться. Первое среди таких качеств - это самодисциплина. Учитывая, что для реализации новой шкалы приоритетов у него будут лишь ограниченные средства, Барак Обама должен подумать о том, как преобразовать два гигантских смежных 'королевства' - оборону и разведку. С организационной точки зрения это создаст предпосылки для восстановления американского морального могущества.

Американский оборонный потенциал все еще продолжает создаваться для победы в войне, какой она была в прошлом столетии - когда государства маневрировали друг против друга с использованием силы, дипломатии и концентрирования войск на границах. Хотя подобных конфликтов на планете будет все меньше и меньше - удержать территорию против воли населения, как это видно на примерах Ирака, Афганистана или района проживания племен в Пакистане, становится все труднее - оборонные расходы США за последние 8 лет выросли на 72%, и достигли в 2008 году ошеломляющей цифры в 671 миллиард долларов. Расходы на нужды разведывательного сообщества - 47,5 миллиарда в текущем финансовом году - все еще структурированы так, как это было в годы борьбы с советской угрозой, или с учетом широкомасштабных межгосударственных конфликтов. Мы ведем крайне мало реальной шпионской деятельности, у нас есть всего около 1000 опытных оперативных сотрудников разведки, причем большинство из них не имеют достаточного кругозора или языковых навыков, необходимых для того, чтобы работать в странах, которые могут дестабилизировать регион, или угрожать нашей территории.

Нам необходима полная перестройка: создание легких и мобильных вооруженных сил, готовых к ведению контр-партизанской борьбы и послевоенному строительству, а также создание первоклассной разведывательной службы, которая будет подлежать необходимому контролю, и делать упор на агентурной разведке - этом 'золотом стандарте' добывания достоверной информации.

Хотя Соединенные Штаты наверняка сохранят крупные вооруженные силы, их главной функцией должна стать защита сотрудников гуманитарных организаций, занятых на строительстве больниц, школ, прокладке линий электропередач, в ожидании того момента, когда поддержка местного населения перерастет в помощь, содействие и ценные разведданные.

Надо смириться с простой истиной - в век примата свободной воли люди должны сами желать, чтобы им помогали.

Однако это еще не все. Большая часть этих воистину геркулесовых усилий - а Обаме придется столкнуться в Вашингтоне с сильнейшей концентрацией специальных интересов и лоббистов - будет потрачена всего лишь на создание фундамента для медленного и смиренного процесса восстановления морального авторитета. Причем речь здесь идет как о нашей внутренней политике - сможем ли мы вести личным примером - так и о наших действиях за рубежом.

Вот в этом-то и заключается загвоздка. Новому президенту придется провести страну через процесс, который люди часто испытывают на себе, и цель которого - выбраться из немилости. Крупные ошибки требуют соответствующей реакции, причем не показной - доверие надо заслужить.

Список американских прегрешений длинный - от Абу-Грейба до Гуантанамо, от ущемления прав человека до фактических нарушений закона. Такого рода самоочищение - сначала признать истину, а затем взять ответственность за происшедшее на себя - является единственным способом продвинуться вверх моральной шкалы. Такое поведение является признаком зрелой страны - предсказуемой, осторожной, готовой изменить курс, когда это необходимо. Иными словами, страны, достойной вести за собой других.

В данном контексте уже имеется прецедент того, как трудная само-коррекция во внутренней политике со временем помогает изменить отношение всего мира - речь идет о Уотергейте. В 1974 году многие наблюдатели были обеспокоены тем, что отставка президента Ричарда Никсона ободрит врагов Америки, и пошлет миру сигнал, что могущество США ослаблено. Среди тех, кто разделял эти опасения, был один из помощников Никсона по имени Дик Чейни, который считал, что главной ошибкой Уотергейта было то, что президента зря посвящали в детали. Если бы Никсону не говорили о взломе в отеле Уотергейт, ему бы потом не пришлось выкручиваться, нарушая при этом закон.

Четверть века спустя, Чейни развил эту концепцию для нынешнего президента, добившись того, чтобы брифинги Джорджа Буша не были перегружены излишней информацией, что позволило бы президенту, в случае необходимости, отрицать собственные слова и уклоняться от ответственности. В конце концов, ничего из этого не получилось. Однако ошибка, допущенная Чейни при соучастии Буша, оказалась серьезнее: - они неправильно поняли суть настоящего могущества, и не осознали, что оно вытекает из честного диалога лидеров с теми, кому они, в условиях демократии, служат - с народом. Среди историков существует практический консенсус в отношении того, какой урок извлекли в мире из Уотергейтского скандала: верховенство закона в США не является пустой условностью. По сути дела, было продемонстрировано: перед справедливо установленным законом президент ничем не отличается от сборщика мусора, который выкатывает баки с отходами к своему грузовику на Пенсильвания-авеню.

В дополнение к силе собственного примера, Америка может, наконец, приступить к перераспределению значительных средств, предназначенных на поддержание подавляющего военного превосходства, на цели, которые позволят ей стать по-настоящему могущественной гуманитарной сверхдержавой. В нынешнюю эпоху всеобщей взаимосвязанности, такие усилия эффективны, как никогда ранее. Так, после того, как американцы оказали массированную гуманитарную помощь Кашмиру, пострадавшему от землетрясения 2005 года, рейтинг популярности США, годами колебавшийся в Пакистане возле отметки 10-20%, подскочил до 48%. Несколько месяцев спустя, когда беспилотный самолет 'Predator' разбомбил там деревню в районе проживания племен, в результате чего погибли 18 мирных граждан, рейтинг вновь упал до низшей отметки, где он и пребывает по сей день.

Уроки акций доброй воли не остались незамеченными ведущими экспертами по борьбе с терроризмом.

'Когда террористы снова нанесут удар, чего не избежать, нам нужно будет продемонстрировать способность быстро восстанавливаться' - считает бывший шеф британского ведомства по борьбе с терроризмом Дэвид Оманд. 'Мы должны будем продолжить усилия по решению крупных, важных проблем, чтобы ощутимо и последовательно ослаблять напряженность в мире'.

Именно эти 'ощутимые и последовательные' шаги - широкомасштабные программы развития и гуманитарная помощь, осуществляемые в духе нового морального авторитета, больше всего пугают террористов, цель которых втянуть нас в избыточную силовую реакцию и доказать, что гуманные ценности - это хрупкая и лицемерная идея, к которой сверхдержавы прибегают лишь в своих интересах.

В ходе президентской кампании я взял интервью в Лондоне у одного из местных радикалов, которого подозревают в связях с 'Аль-Каидой'. Его особенно тревожило то, что Барак Обама может провести эти перемены в жизнь. 'Обама может стать для нас настоящим кошмаром" - заявил он.

'По своему внешнему виду он ничем не отличается от нас, он знает ислам, его дедушка был кенийским козопасом, жившим в условиях, в каких до сих пор живет третий мир. Как президент, он может, наконец, объединить умеренных мусульман мира, которые численно превосходят нас в пропорции четыре к одному. Они всех нас знают, знают, где мы живем. Они могут просто раздавить нас'.

Когда американские избиратели принимали решение, за кого голосовать на прошедших президентских выборах, во всем мире исхода это процесса ожидало огромное число людей - от обитателей пыльных деревушек и переполненных трущоб до насторожившихся лидеров государств. Это пристальное внимание, которое зарождается на самом низу и постепенно захватывает верхи, является главной движущей силой нынешней эпохи, которая может вызвать как прилив надежд, так и хаос. Тот факт, что столько людей, от населения Южной Азии до жителей Южной Америки с воодушевлением приветствовали избрание Барака Обамы, предоставляет Соединенным Штатам редкую возможность приступить к медленной и постепенной кампании, цель которой - завоевать их доверие, а со временем - и поддержку.

Рон Зюскинд - американский журналист-международник, лауреат Пулитцеровской премии, является автором книг 'Однопроцентная доктрина' (The One Percent Doctrine: Deep Inside America's Pursuit of Its Enemies Since 9/11), и 'Мир каков он есть' (The Way of the World: A Story of Truth and Hope in an Age of Extremism).

Мониторинг и перевод: alexcampbell_3. Публикация: Большой Брат (с)

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

______________________________________

Почему опасен уход Америки с мировой арены ("The Wall Street Journal", США)

Банановая республика Америка ("Vanity Fair", США)

Ф.Фукуяма: Надо срочно устранить тот ущерб, который нанесен бренду "USA" ("The Times", Великобритания)

Б.Стивенс: Америка останется супердержавой ("The Wall Street Journal", США)

Возвещает ли кризис конец американского сверхмогущества? ("Les Echos", Франция)

П.Кеннеди: Конец американской эпохи? ("The Times", Великобритания)

Д.Хогланд: Мир пока еще не готов списать Америку со счетов ("The Washington Post", США)

С.Тисдолл: Падение Америки создает опасные возможности для ее врагов ("The Guardian", Великобритания)

Не спешите хоронить Америку ("The Wall Street Journal", США)