Генерал-лейтенант в отставке Руслан Аушев служил пять лет в Афганистане во время войны Советского Союза с моджахедами, продолжавшейся почти десять лет. Он был ранен и удостоен звания Героя Советского Союза. Сегодня 54-летний Аушев, позже бывший президентом кавказской республики Ингушетии, возглавляет Комитет ветеранов Афганистана.
В четверг он дал нам интервью в своем московском кабинете, рассказав об уроках, вынесенных из войны восьмидесятых годов в Афганистане, и о том, что они сулят американским военным, вступающим в восьмой год боевых действий в этой стране.
Как вы считаете, учли ли Соединенные Штаты советский опыт, вторгаясь в Афганистан? Видите ли вы признаки того, что из поражения Советского Союза были вынесены какие-то уроки?
Я могу вам сказать, какие ошибки совершили вы, и какие ошибки совершили мы. Это одни и те же ошибки. Мы поставили очень слабого лидера, Бабрака Кармаля. У него не было престижа в народе. Сегодня руководство Афганистана не пользуется поддержкой народа. Они говорили о Бабраке Карvале: он сидит там только благодаря русским штыкам.
Мы говорили: 'Афганцы, вы живете согласно советскому образу жизни, когда религия отделена от государства, муллы должны быть изгнаны, религия - опиум для народа. Вы будете жить в колхозах. У вас будут пионерские лагеря, комсомольские организации и т.д. и т.п. Советский образ жизни в стране, которая еще живет в средневековье!
А что говорили вы? Вы говорили: 'Мы даем вам демократию'. Они даже перевести это слово не могут как следует. При нас была большая коррупция, и теперь большая коррупция. Ни при нас, ни при вас простой человек не получил ничего.
На пике советской войны в Афганистане было вдвое больше советских военнослужащих, чем сегодня у США и союзников. Должны ли, по вашему мнению, США увеличить численность своего контингента в Афганистане?
Вы можете расширить свое присутствие, но что изменится? Думаю, вам нужно сделать три вещи. Во-первых, создать государственность. Сформировать популярную администрацию, которая будет решать проблемы коррупции и социальные вопросы. Во-вторых, в Афганистане должны быть созданы боеспособные вооруженные силы. И должна быть создана экономика, чтобы помогать людям. Если вы разместите там 200 000 солдат, то днем - ваше время, командуете вы. Ночью приходят талибы, и командуют они.
Сегодня Соединенные Штаты поддерживают сравнительно непопулярное правительство в борьбе с радикализованным исламским населением. Этот сценарий вам знаком. Какой совет вы бы дали американским командирам в Афганистане?
Что бы ни случилось, от талибов никуда не уйти. Вам нужно вести переговоры с талибами, договариваться с ними. Талибы должны взаимодействовать с органами власти, принимать участие в переговорах. Вы должны находить точки соприкосновения.
То есть, вы считаете, что США должны попытаться начать переговоры с относительно умеренными талибами?
Конечно, должны. Понимаете, вы имеете дело с идеей. Если идея существует, то вам нужно задуматься, почему, и что с ней делать. Именно поэтому распался Советский Союз: не потому что его разбомбили, а потому что идея о частной собственности на средства производства верх взяла над идеей об общественной собственности на средства производства.
Что, по вашему мнению, можно было бы на данном этапе считать победой американских войск в Афганистане? При каких условиях США могли бы выйти из Афганистана?
Скажу так: семь лет - это много. Мы начали переговоры о выводе войск в 1985 г., через шесть лет после вторжения. В 1986 г., ровно через семь лет после вторжения, мы начали частичный вывод войск. Но мы оказывали поддержку властям Афганистана. Когда мы были там, афганская армия была более-менее боеспособной. Были чиновники, офицеры и генералы, получившие образование в Советском Союзе.
Потом президентом был Наджибулла, и наши советники пришли к этой идее вместе с Наджибуллой - они выработали эту политику национального согласия. А когда в 1989 г. вышли наши войска, два-три года Наджибулла чувствовал себя без наших войск более-менее комфортно.
Как вы оцениваете афганского лидера Хамида Карзая?
Я его не знаю. Знаю одно: как президент он потерпел неудачу. Если его защищает американский спецназ, то как люди будут воспринимать этого президента?
Помните ли вы тот момент, когда по событиям, происходившим в Афганистане, стало ясно, что Советский Союз обречен на поражение, что нет иного выхода, кроме вывода войск? Что это был за момент?
Когда в 1979 г. мы входили в Афганистан, люди нас встречали очень тепло. Ровно через год нас ненавидело 40 процентов населения. Еще через пять лет нас ненавидело 60 процентов населения. А на момент выхода нас ненавидело 90 процентов населения. Поэтому, в конце концов, мы поняли, что воюем с народом.
Это была ошибка наших политиков. Военная доктрина гласит, что вы входите, выполняете свою задачу и уходите, передавая власть гражданской администрации.
В войне СССР в Афганистане погибло более миллиона афганцев, а также почти 14 000 советских военнослужащих. По окончании войны несколько лет продолжалась гражданская война, и к власти пришел 'Талибан'. Лично вы каким-либо образом сожалеете об этой войне?
Да. В любом смысле - в человеческом, в военном - мне жаль, что мы сделали это.
Не представляет ли дестабилизированный Афганистан стратегического риска для России? Россия сама борется с исламскими фундаменталистами, а он находится прямо на границе бывшего Советского Союза.
Конечно. В первую очередь это пойдет в Центральную Азию, а из Центральной Азии распространится на юг России. Именно поэтому Российская Федерация должна принимать активное участие в происходящих там процессах - экономических и прочих.
Почему, по вашему мнению, об Афганистане так мало говорится сегодня в российских СМИ? Что думает об Афганистане российское общественное мнение?
Нас занимают другие проблемы. У нас есть проблемы на Кавказе, в экономике. Сегодня у нас не такое общество, как было в Советском Союзе. Сегодня каждая семья думает, прежде всего, о том, как свести концы с концами. Даже у федерального правительства нет стратегического видения того, что делать с Афганистаном.
М. Стэк - штатный автор Los Angeles Times
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
* * * * * * * * * * *
Хватит ковыряться в носу! Голосуй за ИноСМИ! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Гоголевский фашизм(Общественная палата читателей ИноСМИ)
П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________________
Шаги навстречу лучше делать Обаме ("The Washington Post", США)
Сила оружия или моральный авторитет? ("The Washington Post", США)
Обаме на заметку: международные отношения - не междусобойчик ("Los Angeles Times", США)