Операция по усилению американского контингента в Ираке стала одним из самых впечатляющих достижений нашей страны в военной сфере за последние годы. Ее результаты оказались настолько успешными, что сегодня все больше людей полагает: возможно, то же самое теперь необходимо сделать и в Афганистане. В ходе предвыборной кампании за такую операцию выступал и избранный президент Барак Обама (Barack Obama), и его бывший соперник Джон Маккейн (John McCain).
Часто приходится слышать, что я был против увеличения контингента в Ираке - это не так. В то же время я считаю: хотя в Ираке эта операция привела к эффективному результату, необходимо учитывать и конкретные условия, обеспечившие ее успех. Смелое решение президента Буша перебросить в страну дополнительные войска в рамках общей стратегии антиповстанческой операции, призванной обеспечить безопасность иракского народа, было, несомненно, правильным. Еще важнее, впрочем, другое: это было верное решение, принятое в нужный момент.
К началу 2007 г. в результате нескольких лет борьбы были созданы условия, позволявшие переломить ситуацию:
- Из-за кампании террора и запугивания, предпринятой "Аль-Каидой" в Ираке, эта организация утратила поддержку своей основной 'опоры' в стране - суннитской общины. Результатом стало возникновение летом 2006 г. 'Совета пробуждения Анбара' , а затем и других аналогичных движений в различных регионах страны.
- В 2003-2006 гг. американские войска под командованием генералов Джона Абизаида (John Abizaid) и Джорджа Кейси (George Casey) нанесли тяжелые потери руководству баасистов и 'Аль-Каиды' в Ираке. Многие тысячи инсургентов, включая и главу иракского отделения 'Аль-Каиды' Абу Мусаба аз-Заркави (Abu Musab al-Zarqawi), были взяты в плен или уничтожены; найти им замену оказалось непросто.
- Иракские силы безопасности добились слаженности действий, повысили эффективность своих операций и создали 'критическую массу' в плане численности. К декабрю 2006 г. количество обученных, оснащенных всем необходимым, и готовых к боевым действиям военнослужащих достигло 320000 человек, что обеспечило возможность защиты от врага 'проблемных' районов. К 2007 г. в большинстве регионов страны у операции по 'усилению' уже было 'иракское лицо'.
- Изменилась и ситуация на иракской политической арене. Муктада ас-Садр (Moqtada al-Sadr) - радикальный духовный лидер - в феврале 2007 г. объявил перемирие. Правительство страны во главе с премьером Нури Камалем аль-Малики (Nuri Kamal al-Maliki), сформированное в мае 2006 г., начало принимать энергичные меры против незаконных вооруженных формирований, в том числе поддерживаемых Ираном, и пусть не полностью, но в значительной мере отказалось от узкой 'сектантской' политики в интересах одной шиитской общины.
Лучшим доказательством того, что именно удачно выбранный момент проведения обеспечил успех операции, может служить тот факт, что предыдущие попытки усилить контингент не привели к таким же результатам, как в 2007 г. Так, в 2005 г. численность американских войск в Ираке была увеличена практически настолько же - в два раза. Но это не дало устойчивого эффекта, поскольку в то время значительная часть суннитского населения еще оказывала помощь мятежникам, а иракские силы безопасности были недостаточно многочисленны и хуже подготовлены.
Решение об усилении контингента было принято по результатам межведомственной оценки ситуации, проведенной осенью 2006 г. К середине декабря, когда я покинул Пентагон, в Министерстве обороны уже сформировалось общее мнение о том, что переброска в Ирак дополнительных боевых бригад является шагом в правильном направлении. У некоторых представителей высшего командования возникали резонные вопросы относительно потенциальной эффективности этой операции - отчасти из-за абсолютно обоснованной озабоченности в связи с тем, что одной военной силой проблемы Ирака решить нельзя. Я был согласен с этими соображениями, и подчеркивал, что усиление воинского контингента должно сопровождаться эффективной активизации деятельности других ведомств США на дипломатическом и экономическом направлениях, а также значительно более энергичными усилиями избранных лидеров Ирака.
В последние недели пребывания в должности я рекомендовал президенту Бушу кандидатуру генерала Дэвида Петреуса (David Petraeus) в качестве командующего коалиционными силами в Ираке, поскольку срок командировки генерала Кейси подходил к концу. Генерал Петреус и его заместитель, генерал Рэй Одиерно (Ray Odierno), обладали опытом и навыками, необходимыми для учета и использования сейсмических сдвигов на иракской политической арене. Смелость американских солдат позволила им завоевать иракский народ на свою сторону в борьбе против общего врага, а их доброжелательность - заслужить его дружбу.
В критический момент - когда иракский народ уже был готов активизировать усилия плечом к плечу с американскими войсками - США перебросили в Ирак подкрепления нужной численности, дали им способных командиров, и обеспечили новый подход к ведению боевых операций, основанный на накопленном за предыдущие годы практическом опыте. Американцы могут гордиться результатами, достигнутыми в Ираке за последние пять с лишним лет. Стоит им гордиться и результатами операции по усилению контингента, которые, на данный момент, превосходят ожидания - в том числе и мои.
Решение президента Буша увеличить численность боевых частей в Ираке в январе 2007 г. стало четким сигналом: он не бросит целый народ на растерзание 'эскадронам смерти' и террористам. Чтобы наша помощь народу Афганистана увенчалась успехом, необходима такая же решимость, но это не означает, что мы сможем достичь его, применяя такую же тактику и стратегию.
Чтобы продвинуться вперед в Афганистане, следует учитывать нынешнюю обстановку в этой стране - а не основываться на ситуации в Ираке двухлетней давности. Размещение дополнительных войск в Афганистане, возможно, необходимо, но одного этого будет недостаточно, чтобы добиться таких же результатов, как в Ираке. То сочетание факторов, что благоприятствовало успеху в этой стране, в Афганистане, судя по всему, не наблюдается.
Там требуется специфическое 'афганское' решение; точно так же, как учет иракской специфики обеспечил нам успех в этой стране. И усиление американского контингента должно сопровождаться увеличением численности афганских сил безопасности.
В ходе нынешних дискуссий без ответа остается важнейший вопрос: каким образом дополнительные тысячи американских солдат смогут обеспечить долгосрочную стабильность в Афганистане, - стране, превышающей Ирак по территории на 80000 квадратных миль - если ее собственные силы безопасности по численности вчетверо уступают иракским. Кроме того, у Афганистана, в отличие от Ирака, нет нефтяных запасов и иных экономических преимуществ. В стране широко распространена наркоторговля. Ее границам угрожают террористы, находящие убежище на территории Пакистана. Разрозненные пуштунские племена по обе стороны афгано-пакистанской границы пока, похоже, не готовы объединиться против инсургентов в собственных рядах, как это сделали арабские племена в Ираке.
Более того, в прошлом афганцы не раз наносили поражения иностранным армиям, стремившимся 'задавить их числом'. Советский Союз пытался оккупировать страну, введя в нее сотни тысяч солдат - но вынужден был признать поражение и уйти. Переброска в Афганистан американских подкреплений может лишь усилить напряженность - особенно на населенном пуштунами Юге, где мятеж приобрел наибольший масштаб.
Победить в борьбе с повстанцами в конечном итоге могут только сами афганцы. В самые опасные районы необходимо ввести афганские силы безопасности - при поддержке коалиционного контингента. Они должны защитить местное население, чтобы афганцы получили возможность сотрудничать с властями, не подвергая опасности собственную жизнь.
Для этого необходимо существенно увеличить численность Национальной армии Афганистана (сегодня она составляет всего 70000), и ускорить осуществление программ по ее боевой подготовке. Следует увеличить количество американских военных, занимающихся не слишком эффектным, но очень нужным делом - присутствующих в афганских частях в качестве советников, живущих и сражающихся вместе с афганскими товарищами по оружию. Главных воротил и руководителей процветающей наркоторговли, подпитывающей восстание, необходимо признать такими же военными противниками, как лидеров 'Аль-Каиды' и движения 'Талибан'. Проекты по восстановлению страны должны сосредоточиваться в тех провинциях и городах, которые сотрудничают с правительством в Кабуле, а не носить 'сплошного' характера, что, к тому же, возможно, создает привычку к иждивенчеству.
Нынешние предложения о 'начале переговоров' с 'Талибаном', вполне возможно, позволят завоевать на нашу сторону некоторых его сторонников низшего и среднего звена, но опыт истории учит нас, что протягивать руку мира закоренелым фанатикам - дело, скорее всего, безрезультатное. Необходимо продолжать энергичные действия против убежищ талибов и 'Аль-Каиды' на территории Пакистана. Пакистанскому руководству следует изолировать любые сочувствующие талибам фракции в вооруженных силах и спецслужбах.
Через несколько неделю нашу воюющую страну возглавит новый главнокомандующий - Барак Обама. Две неизменные составляющие любого военного успеха - это правильный выбор момента и гибкость. В борьбе с неглупым, легко приспосабливающимся к изменениям обстановки врагом, единой 'матрицы' победы не существует. Больше - не всегда значит лучше. Один рецепт не может подходить на все случаи жизни.
Главная отличительная черта американского военного искусства - это потрясающая способность наших вооруженных сил идти вперед, преодолевая неудачи, и в конечном итоге побеждать с учетом уникальных особенностей каждой конкретной кампании. Так было всегда в истории нашей страны. Так будет и в Ираке с Афганистаном, если нам достанет терпения и мудрости, чтобы извлекать правильные уроки из наших успехов, а нашим лидерам - силы воли, чтобы продолжать начатое, даже в те моменты, когда их действия утрачивают популярность.
Дональд Г. Рамсфелд занимал пост министра обороны США в 2001-2006 гг.
* * *
* 'Совет пробуждения Анбара' - коалиция суннитских племен в иракской провинции Анбар, борющаяся против 'Аль-Каиды'. Движение заключило альянс с коалиционными силами, получает от них финансирование, вооружения и помощь в подготовке вооруженных формирований Совета. (Вернуться к тексту статьи)
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 14 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
___________________________________________________
Ирак: вопросов по-прежнему больше, чем ответов ("The New York Times", США)
Организованное окончание оккупации Ирака ("The Financial Times", Великобритания)
Новые предпосылки в Ираке ("The Washington Post", США)
Почему мы начали войну в Ираке ("The Wall Street Journal", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Хватит ковыряться в носу! Голосуй за ИноСМИ! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Гоголевский фашизм (Общественная палата читателей ИноСМИ)
П.Чаадаев: Александр I и польский вопрос (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Советский ракетно-космический миф (Общественная палата читателей ИноСМИ)