Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эстония - мультикультурное или национальное государство?

Очень странно наблюдать некоторых политиков в интеграционном экстазе, когда совсем недавно они видели угрозу даже в родном языке большей части неэстонцев

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Такие как Март Хельме по крайне мере искренни в своей незамысловатой идеологии, сводящейся в одно предложение: "Эстония для эстонцев, а кому не нравится, тех ожидает вечерний поезд в известном направлении". Гораздо страшнее те, кто под вывеской европейских ценностей, рассуждений о мультикультурности и демократии в долгосрочной перспективе фактически воплощают приведенную идеологию в жизнь

На первый взгляд, вопрос этот давно перешел в область риторических и многим набил оскомину. Однако в последнее время трудно было не заметить "новую волну" в этом направлении и изменение тональности в заявлениях политиков самого высокого уровня.

Бюро народонаселения доносит до нас через социальную рекламу, что "Ты нужен Эстонии!" (стал нужен через 18 лет после восстановления независимости!). Министр культуры призывает уделять больше внимания культурному аспекту: привлекать людей в эстонские театры и музеи, переводить современную эстонскую литературу на русский язык, устраивать экскурсии по Эстонии. Правда, госпожа Янес не забыла попутно бросить камень в огород товарищей по коалиции из вышеупомянутого Бюро, но что делать, скоро выборы... Интересно только, к кому обращалась министр КУЛЬТУРЫ, призывая к активизации КУЛЬТУРНОЙ интеграции? Самым лаконичным был министр иностранных дел Урмас Паэт: "У нас нет проблем в межнациональных отношениях!".

Вот и наш президент на конференции "Разная память - общие интересы" призывал рассматривать неэстонцев как самых обычных людей, даже как соотечественников. И вины, по его словам, у неэстонцев перед эстонцами нет. Весьма отрадно, что речь, наконец, зашла об общих ценностях эстонского народа без привязки к национальной принадлежности и знанию языка. Жаль только, что целый ряд основных тезисов остался прежним:

- курс правительства нынешнего и предыдущих в отношении неэстонцев был правильным (значит, и менять ничего не нужно)

- большинство неэстонцев были против независимости Эстонии (а ведь в 90-м большинство неэстонцев проголосовало за независимость Эстонии! Не секрет, кому мы обязаны изменением настроений)

- мигрировавшие в Эстонию народы - это проблема (то есть лучше было бы без них),

- Россия мешает процессам интеграции (конечно, кто же еще может нести ответственность за провал интеграционной политики?),

- Перенос памятника является обоснованным...

А председатель правления Государственного телерадиовещания Маргус Алликмаа говорил на конференции о том, что в эстонских СМИ практически не освещается жизнь неэстонцев. Его озабоченность вселяет надежду, что и здесь грядут перемены, если он, конечно, имеет отношение к деятельности тех самых СМИ, так же как г-жа Янес - к сфере культуры. Была озвучена и еще одна проблема: оказывается, большинство неэстонцев предпочитают смотреть ПБК. То есть указанная категория лиц находится под влиянием враждебной пропаганды...

Так что же, на политическом Олимпе подули новые ветры? А если подули, то с чем это связано?

Риторика действительно стала приобретать новые оттенки. Является ли это реакцией на внешнеполитические изменения, ведь когда в одном большом государстве происходят перемены, то на некоторые маленькие страны это оказывает сильное влияние. А может внутриполитическая ситуация созрела для смены правительства? В последнее время правительство не критикует только ленивый и не только в русскоязычных СМИ. Имеют, конечно, значение и предстоящие муниципальные и "евро"-выборы. Только вот за фасадом новомодных высказываний не просматриваются признаки фундаментальных изменений. Уж слишком много "хорошо знакомого" в речах, "косметика" не помогает. Да и реальных шагов не видно ни в сторону изменения законодательства, ни в сторону изменения климата на информационном поле. К тому же очень странно наблюдать некоторых политиков в интеграционном экстазе, когда совсем недавно они видели угрозу даже в родном языке большей части неэстонцев.

А если ничего не меняется, то какое общество мы строим: мультикультурное или мононациональное?

На упомянутой конференции участники много спорили об этих терминах и о связанном с ними понимании идентичности. Понятно, что для эстонцев основным фактором национальной идентичности является эстонский язык. Но ведь и русский язык также является основным фактором идентичности проживающих в Эстонии русских и не только, значит, имеет не меньшую ценность. Не стоит увязывать победу во Второй мировой войне с национальной идентичностью. Это событие очень важно для исторической памяти русских, но не является ядром идентичности. Как-то же самоотождествляли себя русские до 1945 года. К тому же победу одержала не одна национальность и не только для нее эта победа важна была тогда и сейчас. Противопоставление же двух идентичностей - одной на базе языка, другой на базе исторической памяти - является более чем некорректным.

Каждая национальность сама определяет для себя основные факторы идентичности, никто не может их навязывать, тем более в политических (предвыборных) целях. Когда же мы созреем до того, чтобы идентичность эстонского народа складывалась из факторов идентичности национальностей, составляющих этот народ, и из общих ценностей. К сожалению, в настоящее время государственную идентичность в нашем обществе пытаются строить только на знании эстонского языка и на малоопределенной лояльности. Этот путь давно себя дискредитировал, но готовности отойти от него не заметно.

Эстония - это объективно многонациональное государство, только вот курс взят на создание мононационального общества, несмотря на то, что объективные факторы (глобализации, географическое расположение, многонациональный состав) не дают этому направлению реальных перспектив.

Мультикультурность - это данность. Вопрос в том, будет ли использован ее положительный потенциал или эстонское общество будет и в будущем рассматривать мультикультурность как угрозу.

У нас мультикультурность больше декларируется, чем развивается, потому что это понятие предполагает сосуществование и взаимообогащение культур. Утверждение одной культуры не должно происходить за счет другой культуры, даже если одна из них является титульной. Ведь сохранение культуры и языка других национальностей, проживающих в Эстонии, не помешает сохранению и развитию эстонской культуры и языка.

Интересно, что в последнее время стала популярной новая форма политкорректности. Неэстонцев стали различать по национальному признаку, оказывается, не все из них "русские", соответственно - и не русскоговорящие. Поэтому не стоит придавать такое значение русскому языку. Конечно, национальная палитра в Эстонии многообразна. Только вот преобладание в этой палитре русского языка - это сухая статистика и не стоит политизировать этот вопрос. Нельзя вечно делить национальные меньшинства на своих и не очень, на лояльных и русскоговорящих.

В рамках конференции был поднят интересный вопрос: "Будет ли в будущем русскоговорящее меньшинство представлено в экономической и академической элите?". Так вот сейчас делается все, чтобы русскоговорящей академической элиты просто не было. Откуда может взяться академическая база без полноценного (государственного) русскоязычного образования на всех уровнях? Для русскоязычного меньшинства созданы все предпосылки низкого уровня образованности. А ведь формирование интеллигенции длится поколениями. Такое ощущение, что кто-то руководствуется примитивной логикой: нет русского образования - нет интеллигенции - нет инакомыслия - "нет проблем". Только вот в маргинализованном обществе проблем будет больше.

Проблема в межнациональных отношениях не кроется только в наличии радикалов с одной и с другой стороны. Они всегда были и будут. Такие как Март Хельме по крайне мере искренни в своей незамысловатой идеологии, сводящейся в одно предложение: "Эстония для эстонцев, а кому не нравится, тех ожидает вечерний поезд в известном направлении". Гораздо страшнее те, кто под вывеской европейских ценностей, рассуждений о мультикультурности и демократии в долгосрочной перспективе фактически воплощают приведенную идеологию в жизнь. К тому же вторые зачастую используют первых в качестве "торпед". Это читается между строк и во многих нынешних "прогрессивных заявлениях".

Все-таки хочется верить, что придет время, когда мы переболеем комплексами маленькой страны с постоянной оглядкой на одних соседей и заискиванием перед другими. А понятие "эстонский народ" будет объединять всех постоянных жителей Эстонии и будет означать причастность к государству, а не национальную принадлежность. Тогда отпадет и необходимость в преамбуле к нашей Конституции, где основная ценность признается за национальностью и языком, а не за человеком. Прошедшая конференция показала, что эту позицию разделяют не только представители национальных меньшинств, но и многие эстонцы, хотя их голос пока еще не очень слышен.

__________________________________

У 'прибалтов' синдром раба ("Geopolitika", Литва)

Хочешь в Америку - стань эстонским гражданином! ("Молодежь Эстонии", Эстония)

Агония Welcome to ESTonia ("Молодежь Эстонии", Эстония)

Почему большинство эстонских политиков и журналистов ненавидят Россию? ("Postimees", Эстония)

Манкуртизация русских Эстонии. Но нужны и "мамлюки" ("Delfi", Эстония)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Не кусайте русского медведя (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Вам не видать таких сражений! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Вековое проклятие Кеннеди (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Пропагандистские сказки о жестокости кавказцев (Общественная палата читателей ИноСМИ)