Великий виолончелист Мстислав Ростропович, ушедший из жизни в прошлом году, был не только музыкальным титаном, но и борцом за свободу
Его звали 'Славой' - это слово несколько раз повторяется в хоре крестьян из русской оперы, когда на сцене появляется венценосная особа. И в нем содержится все, что можно было сказать о личности Мстислава Ростроповича, человека неуемной энергии и медвежьей силы. Он был не только одним из великих музыкантов ХХ века, но во многих отношениях просто великим.
Когда в прошлом году он ушел из жизни, мир вспоминал о нем как о виолончелисте огромного эмоционального диапазона, дирижере с непостижимым темпом, который оркестры как-то научились понимать и любить; и как о человеке мирового масштаба, чье влияние могло пошатнуть политические режимы или придать им уверенности. Он защищал Солженицына, осуждал Леонида Брежнева и обнимал Бориса Ельцина перед танками неприятеля, вышедшими на линию огня.
Но у звезд-виолончелистов - Миши Майского, Натальи Гутман, Морея Уэлша (Moray Welsh) и других - которые в воскресенье выступят в Кэдоган-холл с запоздалым концертом-приношением, другие воспоминания. Все они в 1960-е годы учились в советской России у Ростроповича по классу виолончели. О своем опыте они говорят так, словно это было вчера, и описывают его влияние на свою жизнь в таких эпитетах, как 'лавина', 'ледоход' и 'ураган'.
Вплоть до 1974 г., когда Ростропович уехал из России, он 25 лет преподавал в московской и ленинградской консерваториях, особо же прославился московский 19-ый класс. В те времена, когда выражаться нужно было осторожно, 19-ый класс был провокационным и свободомыслящим. Студенты называли Ростроповича 'Солнышком' и выполняли его категорические требования: выучить концерт за два дня или через неделю по памяти сыграть виолончельные сюиты Баха. Отговорки не принимались.
'Скажем честно, мы его побаивались, - говорит Каринэ Георгиан, еще одна из учениц Ростроповича. - Мы жадно ловили каждое его слово, а не все они были добрыми. Никогда не забуду как он сказал мне, когда я играла Брамса у него в классе: 'Вы в своей жизни пролили слишком мало слез, чтобы играть эту музыку'. По сути, он был прав. Но я научилась'.
Для Майского ценой за посещение 19-го класса стали не просто слезы. За свою привычку поглощать все, что говорил Ростропович, он попал на полтора года в трудовой лагерь. 'Класс был таким потрясающим, а он работал на такой скорости, что впитать это было невозможно; поэтому несколько лет я носил с собой старый магнитофон и, в конце концов, мне пришлось искать ему замену. Но такие вещи было трудно достать: только в специальных магазинах по специальной справке'. Для получения справки пришлось провернуть нелегальную валютную операцию, за которую он был арестован и осужден. 'Все было подстроено. Они следили за мной, потому что моя сестра эмигрировала в Израиль, и они ожидали, что я сделаю то же самое. Это была их месть. Но полтора года - это еще была удача. Я мог получить восемь'.
Неясно, способствовал ли Ростропович смягчению приговора. Майский считает, что нет, поскольку его влияние рухнуло из-за его помощи Солженицыну. 'До тех пор у него была власть, он мог даже позвонить Брежневу. После Солженицына он свою власть потерял, поэтому для меня он не мог сделать ничего. Разве что в личном плане. В этом смысле он был как отец. Он посылал деньги, ободрял меня... очень много для меня делал'.
Однако некоторых студентов он прямо-таки толкал навстречу опасности. Морей Уэлш, бывший до недавних пор главным виолончелистом Лондонского симфонического оркестра и посещавший 19-ый класс в 1969-1971 гг., вспоминает, как его пытались привлечь к неудачному плану побега Солженицына в Англию, несмотря на его сопротивление.
'Я - мальчишка из Британии, стараюсь, как мне советовали, не высовываться, и, вот, однажды Ростропович подзывает меня и спрашивает, могу ли я передать сообщение в британское посольство. Тогда Солженицыну только что присудили Нобелевскую премию, что вызвало раздражение Кремля, и он жил у Славы на даче под Москвой. План состоял в том, чтобы он отправился в Стокгольм, получил премию, а затем бежал в Лондон. А я должен был стать связным.
В результате он не добрался и до Стокгольма, потому что Советы заявили, что, если он туда поедет, то обратно его не пустят, а это выбило почву у него из-под ног. Бегство ни к чему бы не привело. Но я сделал то, о чем просил Слава, хотя мне было неуютно, и я боялся, что все это было подстроено для того, чтобы выкинуть меня из страны'
Ростропович был для меня идолом, как и для всех остальных, но никогда нельзя было с точностью сказать, что происходит, а между людьми были связи, о которых ты и не догадывался. У Ростроповича был помощник /правая рука, который, несомненно, состоял на службе в КГБ. И хотя Ростропович за глаза посмеивался над ним, у них были тесные, взаимозависимые отношения, которые было трудно расшифровать.
Странные отношения были у него и с Екатериной Фурцевой, свирепой и могущественной министром культуры. Теоретически они были врагами, и она создавала ему множество проблем. Но он говорил мне, что однажды она подошла к нему вся в слезах и сказала: 'Слава, что же ты со мной делаешь?' А, рассказав историю, он добавил: 'Знаете, на самом деле я восхищался этой женщиной. Она тоже завязла в системе. Все мы были жертвами'. Очень странно было слышать от него такое'.
Уэлш - инициатор концерта, который состоится в воскресенье. В нем также примут участие члены Лондонского симфонического оркестра и другие музыканты, некогда связанные с Ростроповичем. Он организуется, в частности, для сбора денег для детского фонда, созданного Ростроповичем и его женой, но также и потому, что, как говорит Уэлш, 'после его смерти в Лондоне не было проведено ни одного мероприятия в память о нем. Пора сделать это'.
Концерт проводится под эгидой Лондонского общества виолончелистов, фан-клуба одного инструмента - как раз в духе Ростроповича. В коротком фильме, который, скорее всего, будет показан во время концерта, он произносит похвалу 'огромной, прекрасной, очень редкой' дружбе виолончелистов. Он же и объясняет причины этого дружелюбия: 'Мы носим тяжелые инструменты и много страдаем в самолетах и поездах. Это учит нас сочувствию'.
______________________
Мстислав Ростропович: Герой для Вашингтона и всего мира ("The Washington Post", США)
Интервью с Мстиславом Ростроповичем ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Похвала Ростроповичу ("The Guardian", Великобритания)
* * * * * * * * * * *
Сталин о призвании русского народа (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Противостояние: на помощь Грузии идет НАТО (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Его "Брестская крепость" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Так называемый Голодомор" (Общественная палата читателей ИноСМИ)