Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Приношение Ростроповичу

Он был не только одним из великих музыкантов ХХ века, но во многих отношениях просто великим.

Приношение Ростроповичу picture
Приношение Ростроповичу picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Его звали 'Славой' - это слово несколько раз повторяется в хоре крестьян из русской оперы, когда на сцене появляется венценосная особа. И в нем содержится все, что можно было сказать о личности Мстислава Ростроповича, человека неуемной энергии и медвежьей силы

Великий виолончелист Мстислав Ростропович, ушедший из жизни в прошлом году, был не только музыкальным титаном, но и борцом за свободу

Его звали 'Славой' - это слово несколько раз повторяется в хоре крестьян из русской оперы, когда на сцене появляется венценосная особа. И в нем содержится все, что можно было сказать о личности Мстислава Ростроповича, человека неуемной энергии и медвежьей силы. Он был не только одним из великих музыкантов ХХ века, но во многих отношениях просто великим.

Когда в прошлом году он ушел из жизни, мир вспоминал о нем как о виолончелисте огромного эмоционального диапазона, дирижере с непостижимым темпом, который оркестры как-то научились понимать и любить; и как о человеке мирового масштаба, чье влияние могло пошатнуть политические режимы или придать им уверенности. Он защищал Солженицына, осуждал Леонида Брежнева и обнимал Бориса Ельцина перед танками неприятеля, вышедшими на линию огня.

Но у звезд-виолончелистов - Миши Майского, Натальи Гутман, Морея Уэлша (Moray Welsh) и других - которые в воскресенье выступят в Кэдоган-холл с запоздалым концертом-приношением, другие воспоминания. Все они в 1960-е годы учились в советской России у Ростроповича по классу виолончели. О своем опыте они говорят так, словно это было вчера, и описывают его влияние на свою жизнь в таких эпитетах, как 'лавина', 'ледоход' и 'ураган'.

Вплоть до 1974 г., когда Ростропович уехал из России, он 25 лет преподавал в московской и ленинградской консерваториях, особо же прославился московский 19-ый класс. В те времена, когда выражаться нужно было осторожно, 19-ый класс был провокационным и свободомыслящим. Студенты называли Ростроповича 'Солнышком' и выполняли его категорические требования: выучить концерт за два дня или через неделю по памяти сыграть виолончельные сюиты Баха. Отговорки не принимались.

'Скажем честно, мы его побаивались, - говорит Каринэ Георгиан, еще одна из учениц Ростроповича. - Мы жадно ловили каждое его слово, а не все они были добрыми. Никогда не забуду как он сказал мне, когда я играла Брамса у него в классе: 'Вы в своей жизни пролили слишком мало слез, чтобы играть эту музыку'. По сути, он был прав. Но я научилась'.

Для Майского ценой за посещение 19-го класса стали не просто слезы. За свою привычку поглощать все, что говорил Ростропович, он попал на полтора года в трудовой лагерь. 'Класс был таким потрясающим, а он работал на такой скорости, что впитать это было невозможно; поэтому несколько лет я носил с собой старый магнитофон и, в конце концов, мне пришлось искать ему замену. Но такие вещи было трудно достать: только в специальных магазинах по специальной справке'. Для получения справки пришлось провернуть нелегальную валютную операцию, за которую он был арестован и осужден. 'Все было подстроено. Они следили за мной, потому что моя сестра эмигрировала в Израиль, и они ожидали, что я сделаю то же самое. Это была их месть. Но полтора года - это еще была удача. Я мог получить восемь'.

Неясно, способствовал ли Ростропович смягчению приговора. Майский считает, что нет, поскольку его влияние рухнуло из-за его помощи Солженицыну. 'До тех пор у него была власть, он мог даже позвонить Брежневу. После Солженицына он свою власть потерял, поэтому для меня он не мог сделать ничего. Разве что в личном плане. В этом смысле он был как отец. Он посылал деньги, ободрял меня... очень много для меня делал'.

Однако некоторых студентов он прямо-таки толкал навстречу опасности. Морей Уэлш, бывший до недавних пор главным виолончелистом Лондонского симфонического оркестра и посещавший 19-ый класс в 1969-1971 гг., вспоминает, как его пытались привлечь к неудачному плану побега Солженицына в Англию, несмотря на его сопротивление.

'Я - мальчишка из Британии, стараюсь, как мне советовали, не высовываться, и, вот, однажды Ростропович подзывает меня и спрашивает, могу ли я передать сообщение в британское посольство. Тогда Солженицыну только что присудили Нобелевскую премию, что вызвало раздражение Кремля, и он жил у Славы на даче под Москвой. План состоял в том, чтобы он отправился в Стокгольм, получил премию, а затем бежал в Лондон. А я должен был стать связным.

В результате он не добрался и до Стокгольма, потому что Советы заявили, что, если он туда поедет, то обратно его не пустят, а это выбило почву у него из-под ног. Бегство ни к чему бы не привело. Но я сделал то, о чем просил Слава, хотя мне было неуютно, и я боялся, что все это было подстроено для того, чтобы выкинуть меня из страны'

Ростропович был для меня идолом, как и для всех остальных, но никогда нельзя было с точностью сказать, что происходит, а между людьми были связи, о которых ты и не догадывался. У Ростроповича был помощник /правая рука, который, несомненно, состоял на службе в КГБ. И хотя Ростропович за глаза посмеивался над ним, у них были тесные, взаимозависимые отношения, которые было трудно расшифровать.

Странные отношения были у него и с Екатериной Фурцевой, свирепой и могущественной министром культуры. Теоретически они были врагами, и она создавала ему множество проблем. Но он говорил мне, что однажды она подошла к нему вся в слезах и сказала: 'Слава, что же ты со мной делаешь?' А, рассказав историю, он добавил: 'Знаете, на самом деле я восхищался этой женщиной. Она тоже завязла в системе. Все мы были жертвами'. Очень странно было слышать от него такое'.

Уэлш - инициатор концерта, который состоится в воскресенье. В нем также примут участие члены Лондонского симфонического оркестра и другие музыканты, некогда связанные с Ростроповичем. Он организуется, в частности, для сбора денег для детского фонда, созданного Ростроповичем и его женой, но также и потому, что, как говорит Уэлш, 'после его смерти в Лондоне не было проведено ни одного мероприятия в память о нем. Пора сделать это'.

Концерт проводится под эгидой Лондонского общества виолончелистов, фан-клуба одного инструмента - как раз в духе Ростроповича. В коротком фильме, который, скорее всего, будет показан во время концерта, он произносит похвалу 'огромной, прекрасной, очень редкой' дружбе виолончелистов. Он же и объясняет причины этого дружелюбия: 'Мы носим тяжелые инструменты и много страдаем в самолетах и поездах. Это учит нас сочувствию'.

______________________

Мстислав Ростропович: Герой для Вашингтона и всего мира ("The Washington Post", США)

Интервью с Мстиславом Ростроповичем ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Похвала Ростроповичу ("The Guardian", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

Сталин о призвании русского народа (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Противостояние: на помощь Грузии идет НАТО (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Его "Брестская крепость" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Так называемый Голодомор" (Общественная палата читателей ИноСМИ)