Читатели порой сетуют на то, что в газетах слишком редко появляются радостные сюжеты. Я готов это опровергнуть: на прошлой неделе, когда поступало столько мрачных новостей - от экономического краха до террористической бойни - был один светлый момент. Накануне саммита НАТО американские власти заявили, что они больше не будут требовать 'ускоренной процедуры' вступления Грузии и Украины в альянс. 'Я удовлетворен тем, что здравый смысл взял верх', - заявил в четверг президент России Дмитрий Медведев, хотя, по сути, его заявление несколько омрачил тот факт, что он находился на Кубе. Он не оценил иронии: если Москва по понятным причинам считает бывшие советские республики своим 'ближним зарубежьем', то точно так же Вашингтон рассматривает Центральную Америку и государства Карибского бассейна.
Во время августовского кризиса Дэвид Кэмерон стал чемпионом по неразумию среди политиков, когда в ходе визита в Тбилиси заявил, что процесс вступления Грузии в НАТО надо еще более ускорить. Но второе место по праву разделили сенатор Джон Маккейн со своим 'Мы все грузины' и президент Джордж Буш, который рассказывал нам, что эпоха сфер влияния и сателлитов прошла. Такие слова тоже свидетельствуют о недостатке иронии: большая часть президентства Буша была посвящена безнадежной и разрушительной попытке создания на Ближнем Востоке сферы влияния США, в центре которой было бы иракское государство-клиент. Но в любом случае, сферы влияния и сателлиты всегда были и останутся фактами международной жизни, и это хорошо. Не нужно вспоминать события 500-летней давности, когда все считали Англию сателлитом Священной Римской империи (а Шотландию - Франции), чтобы осознать, что мир в Европе обычно поддерживался тогда, когда малые государства проявляли сдержанность перед лицом больших, даже если это означало принятие некой степени подчинения.
Ссылаясь на исторические факты, Буш каждый раз демонстрирует свое невежество. Иронизируя над ООН, он иронизирует над памятью Лиги Наций, явно не сознавая, что ее неэффективность в значительной мере объяснялась неучастием в ней Америки, хотя она и была порождением ума Вудро Вильсона, предшественника Буша. А теперь он говорит, что ялтинское соглашение 1945 г. 'было одной из величайших несправедливостей истории'.
Последствия этого соглашения - а это, по сути, раздел Европы и признание того, что Польша, от имени которой мы изначально вступили в войну, станет сателлитом России - были очень неприятны для поляков и других. Но сама Ялта была последствием того, что западные союзники предоставили России вести большую часть военных действий против третьего рейха. На восточном фронте Германия понесла более четырех пятых своих боевых потерь, а к тому времени, как англо-американские армии высадились в Нормандии, большая часть Восточной Европы уже была в руках Красной Армии, которая не собиралась останавливаться на довоенных границах России. И, хотя Уинстон Черчилль выполняет роль небесного покровителя администрации Буша и неоконсерваторов, именно он за несколько месяцев до Ялты заключил со Сталиным циничную сделку, по которой Россия получила '90-процентное доминирование' в Румынии, а Британия - в Греции (и Сталин ее условий не нарушал).
Каким бы обидным ни был послевоенный раздел для поляков, румын и венгров, за ним последовал самый продолжительный за несколько веков период мира в Европе. Потом 'холодная война' закончилась - победой Запада или, по крайней мере, распадом Советского Союза и его блока. Теперь, когда НАТО достигла полного успеха в достижении изначальной цели, почему-то никто не задумывается о целях на будущее. И никто не задавался вопросом, почему НАТО нужно расширяться. На самом деле, это была еще одна иллюстрация пагубного влияния американских лоббистских групп - Билл Клинтон пообещал в Чикаго польско-американской аудитории, что Польша может вступить в НАТО. Однако, как отметил Х. Д. С. Гринуэй (HDS Greenway) из Boston Globe, один из опытнейших и мудрейших американских комментаторов, расширение НАТО было классическим примером ответа без вопроса.
Первая волна расширения повлекла за собой вторую, поскольку членство в НАТО было предложено не только странам бывшего Варшавского договора, но и бывшим советским республикам. Не нужно испытывать особой симпатии к Медведеву и, тем более, к Владимиру Путину, чтобы понять, что у них это вызывало неприятие и настороженность. Даже некоторые американцы вслух размышляли в таком духе: как бы это понравилось Вашингтону, если бы Россия предложила военный альянс Мексике или Кубе? Именно это произошло 46 лет назад, когда Кеннеди пришлось заявить Хрущеву, что он должен убрать свои ракеты с Кубы, но в любом случае Медведев был в Гаване не для того, чтобы предложить им новые ракеты.
В августе крайне сомнительный лидер Михаил Саакашвили совершил не только нечестный, но и исключительно опрометчивый шаг. Как показали Би-би-си и New York Times, президент Грузии спровоцировал Москву, атаковав мирных жителей, при этом явно предполагая, что после неизбежного ответа России администрация Буша окажет ему не только словесную, но и военную поддержку. К счастью, Грузия не состояла в НАТО, поэтому американским, британским и французским войскам не пришлось воевать за Южную Осетию, чего бы требовал от них договор о НАТО. Было бы гораздо лучше, если бы грузинам и другим соседям России посоветовали следовать финскому примеру. 'Финляндизация' была ярлыком воинов 'холодной войны', означавшим трусливое раболепство перед Москвой. Но как отметил еще один умудренный опытом комментатор, Уильям Пфафф (William Pfaff), на протяжении многих десятилетий такое представление противоречило фактам.
Несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства и две войны с Россией в 1939-1944 гг. (одна была храброй, другая - безрассудной), Финляндия сумела путем терпеливого примирения остаться свободной и независимой.
Когда премьер-министр Франции Франсуа Фийон разумно заметил, что членство Грузии и Украины в НАТО - это 'неверный ответ на равновесие сил в Европе и между Европой и Россией', жалкий Саакашвили осудил его за то, что он 'явно говорит о сферах влияния... тут речь идет об умиротворении'. Если сегодня - Грузия, то завтра, может быть, Финляндия, которая 'тоже была в сфере влияния Москвы'.
Так оно и было, и финны это признавали. Однажды, когда Россия предъявляла Хельсинки угрожающие требования, Сталин выразился в почти извинительном тоне: 'Я не несу ответственность за географию'. У старого чудовища был талант к крылатым фразам, и эта содержала в себе истину, которую с пользой для себя могли бы признать грузины, следующий президент США и даже наш Лидер оппозиции.
________________________________
США идут на уступки по вопросу о вступлении Грузии и Украины в НАТО ("The Financial Times", Великобритания)
НАТО не хочет играть в русскую рулетку с расширением альянса ("The Times", Великобритания)
США больше не будут сталкивать Европу и Россию! ("Час", Латвия)
* * * * * * * * * * *
Бунт агентов и предателей (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Даздрапутен (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Иконописный Сталин (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Двое в бочке (Общественная палата читателей ИноСМИ)