Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Первая линия обороны НАТО? Если можно, не здесь

В случае с Украиной и Грузией НАТО пало жертвой синдрома 'инфляции отметок'

Первая линия обороны НАТО? Если можно, не здесь picture
Первая линия обороны НАТО? Если можно, не здесь picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ни Украина, ни Грузия в ближайшее время полноправными членами НАТО не станут. Вопрос на повестке стоит несколько иной: будет ли им предоставлен так называемый 'план действий по членству' (ПДЧ), то есть список задач, которые Киев и Тбилиси должны решить до начала официальных переговоров о вступлении. И администрация Буша настаивает на том, чтобы европейские союзники по НАТО не затягивали с ПДЧ. Однако этим США лишь понижают планку, заданную ранее для вступивших в НАТО стран

Ушгули - крошечная деревушка, лежащая посреди изумрудной долины на крайнем севере Республики Грузия в тени заснеженных пиков Кавказского хребта. Крытые шифером здания громоздятся по обе стороны сбегающего с горных ледников ручья. В мой последний приезд сюда местные старейшины показали мне средневековые каменные башни, в изобилии встречающиеся в округе. Тысячу лет назад военная оборона была личным делом каждого, так что каждое семейство строило свои собственные укрепления, чтобы оградить себя от мстительных соседей и иноземных захватчиков.

Вектор карьеры многих представителей американской и европейских политических элит склоняется к тому, чтобы превратить далекую Ушгули в восточную границу блока НАТО. На этой неделе в Брюсселе соберутся министры иностранных дел двадцати шести стран трансатлантического альянса, чтобы обсудить, должны ли Грузия и Украина сделать решающий шаг в направлении членства в НАТО. Но Западу следует проявить благоразумие и сдержанность - в противном случае самый эффективный за всю историю человечества военный союз станет таким же бесполезным, как и древние сторожевые башни в предгорьях Кавказа.

В апреле заявки о приеме обеих стран в НАТО были отклонены, однако было дано обещание повторно рассмотреть их в декабре. Сопутствующие дебаты обострились после того, как в августе разразилась война между Грузией и Россией. С точки зрения некоторых западных наблюдателей, российская интервенция продемонстрировала необходимость расширить альянс и обуздать имперские амбиции Москвы. Доводы логики просты: без гарантий безопасности, предоставляемых членством в НАТО, и Грузия, и Украина не смогут чувствовать себя уверенно под шум косолапых шагов медведя, надвигающегося на них со стороны Кремля.

Для лидеров в Киеве и Тбилиси ключевым преимуществом вступления в НАТО является пятый пункт Североатлантического договора, документа, с которого началась жизнь альянса в 1949 году. Согласно данному пункту, 'вооруженное нападение на одного или нескольких' союзников в Европе или Северной Америке считается нападением на весь альянс. Пока что был всего один случай, когда это положение вступило в силу: спустя несколько недель после террористических актов 11 сентября самолеты ряда стран предоставили помощь в проведении разведывательных операций в воздушном пространстве на востоке США.

Ни Украина, ни Грузия в ближайшее время полноправными членами НАТО не станут. Вопрос на повестке стоит несколько иной: будет ли им предоставлен так называемый 'план действий по членству' (ПДЧ), то есть список задач, которые Киев и Тбилиси должны решить до начала официальных переговоров о вступлении. И администрация Буша настаивает на том, чтобы европейские союзники по НАТО не затягивали с ПДЧ. Однако этим США лишь понижают планку, заданную ранее для вступивших в НАТО стран.

Как бывшие сателлиты (Польша, Румыния и др.), так и бывшие республики СССР (Литва, Эстония и др.) прошли перед вступлением НАТО достаточно серьезную проверку. Каждая из этих стран доказала, что может внести вклад в общее дело обороны, а не только пользоваться привилегиями, даваемыми пятым пунктом договора. Данный подход дал превосходные результаты: исторический мирный договор между Румынией и Венгрией, улучшение положения меньшинств в странах Балтии, усовершенствование системы гражданского управления армией в Польше.

Но в случае с Украиной и Грузией НАТО пало жертвой синдрома 'инфляции отметок'. В апреле прозвучало заявление, что обе страны 'станут членами НАТО', хотя и без указания конкретных сроков. Теперь получается, что, предоставив им ПДЧ, Североатлантический альянс обречет себя на неизбежное расширение до берегов Черного моря и горных вершин Кавказа.

Военный союз - это самое серьезное обязательство, какое только может дать страна на международной арене. Но политики в Вашингтоне и Брюсселе игнорируют свою обязанность оправдывать те клятвы, которые они готовы бездумно давать от имени своих граждан. А значит, трезвомыслящие лидеры стран НАТО должны предпринять несколько шагов, чтобы остановить натиск альянса в восточном направлении.

Во-первых, надо потребовать от Киева и Тбилиси реальных подвижек, а не безоговорочно предоставлять им ПДЧ или иные формы особого благоприятствования. За последние пятнадцать лет Грузия трижды в крупных масштабах применяла военную силу против собственных граждан. В Грузии не существует общегосударственных независимых СМИ. В Грузии ни разу не случилось так, чтобы новый глава государства пришел к власти в результате обыкновенных скучных выборов. Почти двадцать процентов территории Грузии находится под контролем сепаратистских правительств. Украина выглядит лучше с точки зрения практик эффективного управления, однако ее политическая элита, равно как и общественное мнение, глубоко расколото вопросом о том, нужно ли стране вообще вступление в НАТО. Из всех военнослужащих, дислоцированных на территории Украины, наибольшей боеготовностью обладают российские солдаты, моряки и летчики, расквартированные на арендуемых базах в черноморском порту Севастополь. Политика, утверждающего, что прием двух новых стран в НАТО способен повысить общий уровень безопасности для всех членов альянса, просто невозможно принимать всерьез.

Второе. Расширение НАТО на Восток имеет смысл лишь в том случае, если этот процесс идет параллельно с процессом расширения Европейского Союза. Для бывших коммунистических стран Центральной Европы членство в НАТО стало защитой, благодаря наличию которой стало возможно провести экономико-политические реформы, необходимые для вступления в Евросоюз. В свою очередь статус члена Евросоюза позволяет новым странам-членам НАТО ответственно подходить как к отношениям с близлежащими странами, так и к политике в отношении собственных граждан. Однако в том, что касается Украины и Грузии, если НАТО стремится к их включению, то ЕС в данный момент переживает нечто вроде кризиса расширения. Подобное расхождение векторов говорит о серьезном дисбалансе между двумя важнейшими межгосударственными институтами во всем евроатлантическом пространстве.

Наконец, необходимо приложить большие усилия, чтобы восстановить отношения между НАТО и Россией, а не пытаться усилить военный блок, который русские априори считают угрозой для себя. Очередной рывок на восток спустя менее полугода после кровавой войны в непосредственной близости от границ альянса только подорвет единство в его рядах, навредит его репутации и еще больше подтолкнет обидчивый Кремль в сторону агрессивного противостояния.

Конечно, осторожность в подходе к Украине и Грузии - это никоим образом не уступка капризам России и не признание за Москвой права вето в делах НАТО. Однако если позволять себе неявно принимать на себя невыполнимые обязательства в отношении неуправляемых стран, да еще и географически удаленных от той части мира, где, по первоначальному замыслу, должно было функционировать НАТО, то пользы от этого союзникам не будет никакой, а пострадает весь союз в целом.

Как на Украине, так и в Грузии многие призывают проявлять больше гибкости и осмотрительности во внешней политике, в том числе и по отношению к России. Администрация Буша, постоянно выдвигая проблемы НАТО на первый план, попросту старается выжать максимум из последних остатков своих полномочий и 'облагодетельствовать' правящие круги Грузии и Украины, с точки зрения которых наиболее выгодная тактика - это обострение отношений с Москвой.

Дорога в НАТО должна быть теоретически открыта для любой страны евроатлантического региона, которая во всем придерживается сдержанной, взвешенной политики компромисса - той самой политики, которая и превратила НАТО в один из самых эффективных проектов за всю историю человечества. Однако строительство новой линии 'сторожевых башен' на восточной границе Европы - плохая замена хорошим добрососедским отношениях. В конце концов, древние башни в Ушгули никуда не делись, но безопаснее от этого никто себя не чувствует.

Чарльз Кинг - декан факультета Школы дипломатической службы имени Эдмунда Уолша (Edmund Walsh) при Джорджтаунском университете и автор книги 'Призрак свободы: история Кавказа'

________________________________________

Южная Осетия - это игрушка, но в чьих руках - России или Грузии? ("New Statesman", Великобритания)

Страны НАТО поругались из-за Грузии и Украины ("The International Herald Tribune", США)

НАТО проявляет осторожность в отношении Грузии и Украины ("The Times", Великобритания)

НАТО не хочет играть в русскую рулетку с расширением альянса ("The Times", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

Бунт агентов и предателей (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Даздрапутен (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Иконописный Сталин (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Двое в бочке (Общественная палата читателей ИноСМИ)